ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-396/2024 от 23.01.2024 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-396/2024

УИД 03RS0017-01-2023-006490-38

Категория 3.024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2024 года город Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Биккининой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Бакаевой К.Р.,

с участием представителя административных истцов по доверенности Ефимова Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грицай М.Ю., Хабибуллина Р.Х., Хабибуллиной Г.Р. к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан об обязании исполнить требования законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Грицай М.Ю., Хабибулин Р.Х., Хабибулина Г.Р. обратились в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого в порядке уточненных требований, указали, что с целью приобретения жилых помещений (квартир) в <адрес> заключили договора с ООО «Башстрой». В связи с невыполнением ООО «Башстрой» обязательств по передаче квартир гражданам, а также в связи с возбуждением конкурсного производства в отношении ООО «Башстрой», административные истцы обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан, которым удовлетворены требования заявителей о включении в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений ООО «Башстрой». Каждый из административных истцов обращался в Минстрой РБ с заявлениями о включении их в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов, однако Минстрой РБ отказал во включении в указанный реестр в связи с прекращением действия в 2019г. Приказа Минстроя России от 12.08.2016г. №560/пр. В рамках восстановления своих прав административные истцы обратились с заявлениями о выплате возмещений в ППК «Фонд развития территорий», которым было отказано и сообщено, что Фонд может применить механизмы, предусмотренные Законом №218-ФЗ, к проблемным объектам, включенным в единый реестр проблемных объектов (далее - ЕРПО), и на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о применении механизмов Фонда, и при наличии действующей процедуры конкурсного производства в отношении застройщика. В Фонде отсутствует информация по объектам недвижимости к застройщику ООО «Башстрой», ходатайство от субъекта не поступало, в связи с чем, не применимы механизмы Фонда о восстановлении прав граждан. Административные истцы обратились в Минстрой РБ с заявлениями от 30.03.2023г., 18.04.2023г. с просьбой предоставить соответствующее ходатайство в ППК «Фонд развитии территорий» сведения о включении застройщика ООО «Башстрой» и его недостроенные (непостроенные) объекты в единый реестр застройщиков (ЕРЗ) и Единый реестр проблемных объектов (ЕРПО), соответственно. Минстрой РБ письмами от 06.04.2023г. №М13-15-03/70 и от 26.04.2023г. №М13-15-03/98 отказал в удовлетворении заявлений и сообщил, что заявителями заключен с ООО «Башстрой» предварительный договор на приобретение квартир, при этом в ответе Грицай М.Ю. - разрешительная документация на проектирование и строительство жилого дома Администрацией ГО г.Стерлитамак не оформлялась на объект по адресу: <адрес>, в ответе Хабибулиным – разрешительная документация на проектирование и строительство жилого дома Администрацией МР Стерлитамакский район не оформлялась на объект по адресу: <адрес>. В ответе Минстрой РБ указал: «Разработка положений по учету и защите прав граждан, пострадавших от неисполнения обязательств застройщиков, но не включенных по неисполненным застройщиком договорам в реестр пострадавших по федеральным критериям, возможна после внесения изменений в действующее законодательство».

Административные истцы Грицай М.Ю., Хабибулин Р.Х., Хабибулина Г.Р. просят признать незаконным и отменить решение Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от 06.04.2023г. № М13-15-03/70 и от 26.04.2023г. № М13-15-03/98 об отказе включения ООО «Башстрой» (ИНН 0242009034, ОРГН 1110242000032) в единый реестр застройщиков (ЕРЗ), а объекты: <адрес> (строительный адрес); <адрес> в единый реестр проблемных объектов (ЕРПО), формируемые в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС); возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан рассмотреть вопрос о предоставлении сведений в ППК "ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ" для включения ООО «Башстрой» (ИНН 0242009034, ОРГН 1110242000032) в единый реестр застройщиков (ЕРЗ), а объекты жилой <адрес> (строительный адрес) и <адрес> в единый реестр проблемных объектов (ЕРПО), формируемые в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Ефимов Е.Г. исковые требования, изложенные в уточненном исковом заявлении, поддержал, просил удовлетворить.

Административные истцы Грицай М.Ю., Хабибулин Р.Х., Хабибулина Г.Р., административный ответчик Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, заинтересованные лица ППК «Фонд развития территорий», ООО "БашСтрой" в лице конкурсного управляющего Ахтямова Д.А. на судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Административными истцами суду представлены письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представителем Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан по доверенности Набиуллиным Р.Р. суду представлено письменное возражение на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении административного искового заявления, указывая, что Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан в соответствии с Положением о Минстрое РБ реализует мероприятия по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и включены в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории Республики Башкортостан. В реестре пострадавших граждан Минстроя РБ информация об административных истцах, как пострадавших гражданах не числиться, заявлений от них не поступали. Объект, расположенный по адресу: <адрес> ЕРПО не числится, разрешительная документация на проектирование и строительство жилого дома Администрацией ГО г. Стерлитамак РБ не оформлялась Права граждан-участников строительства ООО «Башстрой» восстановлены без участия Фонда, путем обеспечения жилыми помещениями граждан, включенных в реестр пострадавших граждан, который сформирован Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (ныне Минстрой РБ) до ДД.ММ.ГГГГ. Объект, расположенный по адресу: <адрес> (ООО «Башстрой) был включен в региональный план-график в период с 2018 года по 2022 год. В связи с восстановлением прав пострадавших граждан-участников строительства ООО «Башстрой», включенных в реестр пострадавших граждан, объект ООО «Башстрой» исключен из плана-графика. В дополнительном возражении Минстрой РБ сообщает, что денежные средства граждан-участников строительства в строительство объектов недвижимости привлекались ООО «Башстрой» в нарушение Федерального закона от 30.12.2004г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №214-ФЗ) в отсутствие разрешительной документации на объект. Строительные работы не ведутся. ЕРПО формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства на сайте http://наш.дом.рф средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы на основании сведений, размещаемых застройщиком, органами местного самоуправления, контролирующими органами, Росреестром. По мнению Минстроя РБ включение объектов недвижимости и в ЕРПО, ЕРЗ не представляется возможным в связи с несоответствием его критериям.

Заинтересованное лицо конкурсный управляющий ООО «Башстрой» Ахтямов Д.А. предоставил письменное заявление, в котором просил удовлетворить административное исковое заявление и пояснил, что в производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан находится дело № А07-3959/2014 о несостоятельности (банкротстве) ООО «БашСтрой», при банкротстве применяются правила параграфа 7 главы IX «Банкротство застройщиков» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При завершении процедуры банкротства, в т.ч. исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, восстановить права обманутых участников строительства будет невозможно.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, заинтересованных лиц.

Выслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин и иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).

Статьей 23 указанного Федерального закона предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона установлено, что такое регулирование осуществляется в соответствии с поименованным выше законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В числе функций уполномоченного органа имеются следующие: запрашивать у контролирующих органов документы и информацию, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; утверждать форму и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, форму сводной накопительной ведомости проекта строительства.

Частью 7 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 27 июня 2019 горда № 151-ФЗ» было установлено, что контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Таким контролирующим органом в Республике Башкортостан являлся Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (пункт 3.5.4 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2013 года № 162).

В соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 13 октября 2020 года № УГ-439 «О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре преобразован в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан.

Согласно статье 1.1 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 декабря 2020 года N 741, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции отраслевое управление в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, производства строительных материалов, изделий, конструкций и освоения новых технологий в строительной отрасли.

В силу статьи 1.3 Положения Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в установленной сфере деятельности.

Основными задачами Министерства являются разработка и участие в реализации жилищной политики в республике в целях удовлетворения потребностей населения в жилье (пункт 2.3 Положения)

Параграфом 3 Положения определены полномочия Министерства, среди, которых п.3.50. осуществляет полномочия учредителя некоммерческой организации Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан, некоммерческой организации Фонд Республики Башкортостан по урегулированию обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства, некоммерческой организации Фонд реализации инфраструктурных и социальных проектов Республики Башкортостан.

Пункт 3.61. выдает заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", либо мотивированный отказ в выдаче такого заключения.

Федеральным законом 27 июня 2019 года № 151-ФЗ часть 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ была признана утратившей силу, в статью 23.1 указанного Федерального закона внесены изменения, в соответствии с которыми вместо реестра пострадавших граждан предусмотрено ведение единого реестра проблемных объектов.

Как определено пунктом 1.3 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при формировании единого реестра проблемных объектов единая информационная система жилищного строительства должна обеспечивать возможность категорирования проблемных объектов исходя из: 1) наличия или отсутствия договоров участия в долевом строительстве, заключенных в отношении проблемных объектов; 2) наличия определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо определения арбитражного суда о передаче приобретателю имущества и обязательств застройщика, вынесенных в соответствии со статьями 201.10 и 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; 3) отнесения проблемного объекта к объекту капитального строительства жилого назначения в соответствии с разрешением на строительство.

В соответствии с частью 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр (действовавшего в момент подачи административными истцами заявления) утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан согласно приложению № 1 и Правила ведения реестра пострадавших граждан (приложение № 2).

Согласно пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр, установлено, что заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжении договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к целям деятельности Фонда относятся: 4) содействие реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений. Под участником строительства в целях настоящего Федерального закона понимается физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и (или) нежилого помещения или денежное требование в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Министерство строительства и ЖКХ РФ утвердило состав сведений единого реестра застройщиков. Данный перечень сведений утвержден приказом Минстроя 11 октября 2018 года N 651/пр.

Согласно части 1.1 статьи 23.1 Федерального закона N 214-ФЗ Единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона.

Из содержания части 4 статьи 23.1 Закона N 214-ФЗ (в редакции Закона N 151-ФЗ) следует, что для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.

Кроме того, применительно к рассматриваемому спору Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 202-ФЗ), статья 16 Закона N 151-ФЗ дополнена пунктом 23.1, согласно которому в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Закона N 214-ФЗ, включаются также сведения о многоквартирных домах, в отношении которых имеются требования граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на день вступления в силу настоящего Федерального закона, если указанные многоквартирные дома соответствуют основаниям включения в реестр проблемных объектов, предусмотренным частью 1.1 статьи 23.1 Закона N 214-ФЗ. Если сведения о многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости включены в реестр проблемных объектов, сведения об указанных объектах, в том числе сведения о пострадавших гражданах по указанным объектам, подлежат исключению контролирующим органом из реестра пострадавших граждан. В отношении оставшихся граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждаются или вносятся изменения в соответствующий план-график реализации мероприятий по восстановлению их прав.

Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации на сайте https://наш.дом.рф/сервисы/каталог-новостроек / список-проблемных-объектов.

По смыслу указанного выше положения Закона N 202-ФЗ, исключение граждан из реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возможно при условии включения сведений о многоквартирных домах, в отношении которых имеются требования указанных граждан, в реестр проблемных объектов. В остальных случаях права граждан подлежат восстановлению при условии их сохранения в реестре пострадавших граждан.

Сведения, содержащиеся в едином реестре застройщиков, едином реестре проблемных объектов, являются открытыми, общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Грицай М.Ю., Хабибулин Р.Х., Хабибулина Г.Р., как участники строительства, заключили с ООО «Башстрой» гражданско-правовые сделки с целью приобретения каждым из них квартир в строящихся домах по адресам: <адрес>.

В связи с банкротством ООО «Башстрой» обязательства по передаче квартир участникам строительства не были исполнены.

Определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-3959/2014 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Грицай М.Ю., от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Хабибулина Р.Х., от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Хабибулиной Г.Р. удовлетворены требования заявителей о включении в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений ООО «Башстрой».

Арбитражным судом Республики Башкортостан установлено, что гражданами с ООО «Башстрой» были заключены предварительные договоры купли-продажи квартир, в соответствии с условиями которыми стороны договорились о подготовке и заключении в последующем акта взаимозачета и Договоров долевого участия в строительстве жилья по адреса: <адрес> (Грицай М.Ю.), <адрес> (Хабибулин Р.Х. и Хабибулина Г.Р.)

Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 г. № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» если сторонами заключен договор, поименованный ими как предварительный, в соответствии с которым они обязуются заключить в будущем на предусмотренных им условиях основной договор о продаже недвижимого имущества, которое будет создано или приобретено в последующем, но при этом предварительный договор устанавливает обязанность приобретателя имущества до заключения основного договора уплатить цену недвижимого имущества или существенную ее часть, суды должны квалифицировать его как договор купли-продажи будущей недвижимой вещи с условием о предварительной оплате.

Таким образом, Арбитражным судом Республики Башкортостан договоры участников строительства Грицай М.Ю., Хабибулина Р.Х., Хабибулиной Г.Р., заключенные с ООО «Башстрой» квалифицированы как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи с условием о предварительной оплате. На указанном основании требования участников строительства включены в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в собственность.

Согласно Обзору практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2013 года, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного федерального закона.

Указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение и в повторном исследовании не нуждаются.

Административные истцы Хабибулин Р.Х. и Хабибулин Г.Р. ДД.ММ.ГГГГ обращались в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре с заявлениями о включении в реестр пострадавших граждан.

Уведомлениями Минстроя РБ от ДД.ММ.ГГГГ и Хабибулину Р.Х., Хабибулиной Г.Р. отказано во включении в реестр пострадавших граждан в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр, в связи с несоответствие заявителя подпункту 2 пункта 2 критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (Приложение № 1 к вышеуказанному приказу), а именно: отсутствие договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.

Решениями Кировского районного суда город Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ по делам №2а-7473/2019 и №2а-7472/2019 административные исковые заявления Хабибулина Р.Х., Хабибулиной Г.Р. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре удовлетворены. Суд в решениях признал незаконными решения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; обязал Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре принять по заявлениям Хабибулина Р.Х. и Хабибулиной Г.Р. решение в соответствии с требованиями пункта 8 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».

Кировским районным судом города Уфы РБ выданы исполнительные листы ФС Хабибулину Р.Х. и ФС Хабибулиной Г.Р.

Административные истцы Хабибулин Р.Х. и Хабибулин Г.Р. вновь ДД.ММ.ГГГГ обращались в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (ныне Минстрой РБ) с заявлениями о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Государственный комитет по Республике Башкортостан по строительству и архитектуре письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ вновь отказал во включении в реестр пострадавших граждан Хабибулина Р.Х. и Хабибулину Г.Р. по мотиву прекращения действия Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

Административный истец Грицай М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ обращался в Государственный комитет по Республике Башкортостан по строительству и архитектуре с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.

Уведомлением Минстроя РБ от ДД.ММ.ГГГГ № М13-15-03/402 Грицай М.Ю. отказано во включении в реестр граждан в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр со ссылкой на принятие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ.

Административные истцы также самостоятельно обращались с заявлениями в ППК «Фонд развития территорий» и в «НАШ ДОМ РФ» о включении в единый реестр проблемных объектов: объект долевого строительства: <адрес> объект долевого строительства: жилой <адрес> по адресу: <адрес> и в единый пестр застройщиков ООО «Башстрой», ответами которых сообщено, что требуется иной порядок - через обращение в уполномоченный орган субъекта РФ.

Каждый из административных истцов обращался в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан с заявлением о направлении ходатайства ПКК «Фонд развития территорий» о включении в Единый реестр застройщиков ООО «Башстрой», в Единый реестр проблемных объектов объекты долевого строительства: <адрес>; <адрес>, микрорайон 1 В «Западный», при этом обращение Грицай М.Ю. датировано ДД.ММ.ГГГГ, обращения Хабибулина Р.Х. и Хабибулиной Г.Р. датированы ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлениями Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №М13-15-03/70 и от ДД.ММ.ГГГГ №М13-15-03/98 сообщило административным истцами о том, что в реестре пострадавших граждан Минстроя РБ (ранее Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре) информации о них, как пострадавших граждан, не значится. Заявления в соответствии с Правилами ведения реестра пострадавших граждан, утвержденными приказом Минстроя России от 12.08.2016г. /пр от административных истцов в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (ныне Минстрой РБ) не поступало. Приказ Минстроя России от 12.08.2016г. /пр признан утратившим силу, в связи с чем прием заявлений от граждан и формирование реестра пострадавших граждан прекращены. Полномочия по включению (исключению) объектов из ЕРПО в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ относятся к компетенции Фонда. Объекты, расположенные по адресам: <адрес><адрес> в ЕРПО не числятся. Права граждан-участников строительства ООО «Башстрой» восстановлены без участия Фонда, путем обеспечения жилыми помещениями граждан, включенных в реестр пострадавших граждан, который сформирован Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (ныне Минстрой РБ) до ДД.ММ.ГГГГ. Объект, расположенный по адресу: <адрес> (ООО «Башстрой») был включен в региональный план-график в период с 2018 года по 2022 год. В связи с восстановлением прав пострадавших граждан-участников строительства ООО «Башстрой», включенных в реестр пострадавших, объект ООО «Башстрой» исключены из плана-графика. Из письма от 26.04.2019г. №М13-15-03/98 следует также, что права граждан-участников строительства ООО «Башстрой», включенных в реестр пострадавших граждан, который сформирован Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (ныне Минстрой РБ) до ДД.ММ.ГГГГ, планируется восстановить в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта в соответствии с Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан». Объект, расположенный по адресу: <адрес> (ООО «Башстрой») включен в региональный план-график, утвержденный распоряжением Главы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № РГ-503. Также административным ответчиком указано, что разработка положений по учету и защите прав граждан, пострадавших от неисполнения обязательств застройщиков, но не включенных по неисполненным застройщикам договорам в реестр пострадавших по федеральным критериям, возможна после внесения изменений в действующее законодательство, сроки разработки вышеупомянутой законодательной инициативы в настоящий момент не определены.

Не согласившись с указанными ответами, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском.

Правила ведения реестра пострадавших граждан, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», утратили силу ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – ДД.ММ.ГГГГ).

Как установлено судом, требования административных истцов включены в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений ООО «Башстрой». В отношении ООО «Башстрой» конкурсное производство не завершено, юридическое лицо не исключено из ЕГРЮЛ. Арбитражный суд Республики Башкортостан по делу № А07-3959/2014 от ДД.ММ.ГГГГ определил применить при банкротстве ООО «Башстрой» правила параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).

Кроме того на момент принятия обжалуемого решения по административным истцам действовали Правила ведения реестра пострадавших граждан, утвержденные Правилами ведения реестра пострадавших граждан, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

Вместе с тем, сведений о том, что спорные проблемные объекты включены в единый реестр проблемных объектов, материалы дела не содержат.

Доказательства законности принятых решений обязано представить Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, однако таких доказательств административным ответчиком не представлено, и в материалах дела не имеется.

До настоящего времени требования административных истцов не удовлетворены, нарушенные права не восстановлены.

При таких обстоятельствах, решения от 06.04.2023г. № М13-15-03/70 и от 26.04.2023г. № М13-15-03/98 об отказе включения ООО «Башстрой» (ИНН 0242009034, ОРГН 1110242000032) в единый реестр застройщиков, а объекты: <адрес> (строительный адрес); <адрес> в единый реестр проблемных объектов, формируемые в единой информационной системе жилищного строительства являются незаконными.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований административных истцов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Грицай М.Ю., Хабибуллина Р.Х., Хабибуллиной Г.Р. к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан об обязании исполнить требования законодательства – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № М13-15-03/70 и от ДД.ММ.ГГГГ № М13-15-03/98 об отказе включения ООО «Башстрой» (ИНН 0242009034, ОРГН 1110242000032) в единый реестр застройщиков, а объекты: <адрес> (строительный адрес); <адрес> в единый реестр проблемных объектов, формируемые в единой информационной системе жилищного строительства.

Возложить на Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении сведений в ППК "Фонд развития территорий" для включения ООО «Башстрой» (ИНН 0242009034, ОРГН 1110242000032) в единый реестр застройщиков, а объекты: жилой <адрес> (строительный адрес) и жилой <адрес> по адресу: <адрес> в единый реестр проблемных объектов, формируемые в единой информационной системе жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) Т.А. Биккинина

Копия верна. Судья: Т.А. Биккинина