Дело № 2а-3971/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск – Камчатский 15 июня 2021 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике ФИО1,
с участием представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика МВД России ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению информационного агентства «Камчатский регион» к Министру внутренних дел Российской Федерации ФИО4, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении информации по запросу №14 от 03 марта 2021 года, возложении обязанности предоставить информацию
УСТАНОВИЛ:
Информационное агентство «Камчатский регион» обратилось в суд с административным иском к Министру внутренних дел Российской Федерации ФИО4 о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении информации по запросу №14 от 03 марта 2021 года, возложении обязанности предоставить информацию. В обоснование иска указано на то, что 03 марта 2021 года административный истец обратился к Министру внутренних дел с запросом №14, в котором на основании статьи 29 Конституции Российской Федерации, статей 3, 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статей 4, 6, 8 и 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статей 38, 39 и 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» ответчику был задан ряд вопросов, касающихся оценки действий руководителя УМВД России по Камчатскому краю ФИО8 при подготовке ответа от 18 марта 2020 года на запрос редакции. Вместе с тем, на момент подачи административного иска ответ на запрос редакции от 03 марта 2021 года административным ответчиком не предоставлен. Обязанность Министра внутренних дел предоставить ответ на запрос редакции предусмотрена законодательством РФ, ответ на запрос редакции должен быть предоставлен в семидневный срок. На основании изложенного и в соответствии со статьей 29 Конституции РФ, статьями 3, 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьями 4, 6, 8 и 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьями 38, 39 и 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» истец просил признать незаконным неисполнение административным ответчиком обязанности по предоставлению информации по запросу ИА «Камчатский регион» №14 от 03 марта 2021 года, возложить на Министра внутренних дел обязанность предоставить запрошенную ИА «Камчатский регион» в запросе от 03 марта 2021 года информацию.
Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 17 мая 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Представитель административного истца Информационного агентства «Камчатский регион» ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснила, что запрос редакции от 03 марта 2021 года был передан в Министерство посредством факсимильной связи, отчет факса подтверждает доставку данного отправления. Номер факса был получен в сети Интернет на официальном сайте МВД России, который указан в качестве номера для отправки запросов СМИ. Министерство уклонилось от регистрации данного отправления с целью избежать необходимости отвечать на «неудобные» вопросы редакции о незаконных действиях ФИО9 Ответы на последующие запросы редакции, направленные по тем же вопросам, были даны Министерством, хотя и не по существу.
Представитель административного ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что запрос редакции от 03 марта 2021 года не поступал в Министерство, в связи с чем на него не был дан ответ. Отчет факса не свидетельствует безусловно о прохождении данного отправления, поскольку возможен технический сбой. Министерству, в особенности сотрудникам, уполномоченным на регистрацию входящей корреспонденции, нет необходимости уклоняться от регистрации запросов. Все поступающие обращения регистрируются и разрешаются в установленном порядке.
Административный ответчик Министр внутренних дел Российской Федерации ФИО4 извещался судом о рассмотрении дела, в судебном заседании участия не принимал.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 1.1 указанной статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Административным истцом оспаривается бездействие административных ответчиков, допущенное, по его мнению, при рассмотрении обращения от 03 марта 2021 года, а настоящий административный иск предъявлен Информационным агентством 15 апреля 2021 года, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальный срок истцом пропущен не был.
В соответствии со статьей 38 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон РФ «О средствах массовой информации») граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Как следует из статьи 39 Закона РФ «О средствах массовой информации», редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в силу части 2 статьи 40 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом названным Законом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Между тем судам следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности, Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Согласно частям 5, 6 статьи 18 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
Частью 4 статьи 2 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что предоставление государственными органами информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Как установлено в судебном заседании, Информационное агентство «Камчатский регион» 03 марта 2021 года подготовило запрос на имя Министра внутренних дел ФИО4, в котором просило предоставить ответ на вопросы:
1) Согласны Вы или нет с ответом Вашего подчиненного ФИО11 от 18.03.2020 №3/№, где он через подчиненного сотрудника ФИО12 утверждает о том, что видеозапись журналистами СМИ личного приема граждан ФИО13 может производиться только с его согласия? При этом согласие на видеосъёмку граждан, прибывших на прием к ФИО10, журналистами получено.
2) Согласны Вы или нет с действиями Вашего подчиненного ФИО14, не ответившего на запрос редакции, не подписавшего свой ответ от 18.03.2020 №3/№, а поручившего это рядовому сотруднику ФИО15, не являющейся его заместителем?
В соответствии с представленным заявителем отчетом факса, 03 марта 2021 года в 14.37 с номера № на номер № была передана одна страница, результат «ОК».
Вместе с тем, как следует из объяснений представителя административного ответчика, данный запрос в Министерстве внутренних дел не регистрировался, факсимильный документ такого содержания в Министерство внутренних дел не поступал.
Разрешая заявленные требования о незаконном бездействии административных ответчиков при рассмотрении обращения редакции, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Как указано выше, действующее законодательство, определяя, что запросы СМИ могут быть представлены в письменной и в устной ферме, не регламентирует детально порядок подачи и принятия запросов, в том числе в случае направления запросов посредством факсимильной связи.
Вопрос о возможности учитывать направление факсимильного сообщения в качестве безусловного доказательства получения лицом данного отправления был рассмотрен Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В рамках арбитражного судопроизводства извещение истца о назначении судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы по факсимильной связи в режиме автоматического приема без подтверждения его принятия было признано Президиумом ВАС РФ ненадлежащим (Постановление ВАС РФ от 10 октября 2006 г. N 7830/06).
Суд полагает возможным применить приведенные разъяснения высшего судебного органа к рассматриваемому спору по аналогии.
В ситуации, когда оспаривается бездействие органа государственной власти, выразившееся в непредоставлении ответа на запрос, корешок отправки факсимильного отправления, без подтверждения его принятия и регистрации, не может быть признан безусловным доказательством получения запроса редакции административным органом.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административным истцом не представлено достаточных доказательств нарушения своих прав и законных интересов, в том числе в связи с отсутствием однозначного подтверждения доставки запроса редакции адресату, в то время как административный ответчик приводит доводы о неполучении запроса СМИ, которые не могут быть опровергнуты имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными является превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Таких данных при разрешении настоящего спора не установлено.
Кроме того, из содержания статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Анализируя обращение административного истца, суд приходит к выводу о том, что запрашиваемая заявителем информация не является информацией о деятельности государственных органов, в том смысле, который придается данному понятию Федеральным законом №8-ФЗ, поскольку в запросе напрямую ставятся вопросы о правовой оценке акта, принятого должностным лицом государственного органа, и о проведении анализа деятельности данного должностного лица, что в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» является основанием для отказа в предоставлении информации.
При таких данных, вопреки доводам административного иска, суд в соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может возложить на административных ответчиков обязанность дать ответ на такой запрос редакции.
В административном исковом заявлении информационное агентство не указывает, какие права, свободы и законные интересы административного истца нарушены, какие у него возникли негативные последствия в результате неполучения ответа на запрос.
При этом суд, оценив доводы искового заявления, текст запроса, пояснения представителя административного истца в судебном заседании, приходит к выводу о том, что вне зависимости от обстоятельств получения/неполучения запроса административным органом, составление запроса редакции в представленном виде не было направлено ни на получение информации о деятельности государственного органа, ни на защиту каких-либо прав и законных интересов заявителя.
Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, восстановления предполагаемого нарушенного права урегулирован действующим административным законодательством. Обжалование действий, решений должностных лиц в судебном порядке и в порядке подчиненности не требует предварительного направления запросов о мнении вышестоящего должностного лица относительно таких действий и решений.
На основании изложенного, необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца, отсутствует, в связи с чем административное исковое заявление Информационного агентства «Камчатский регион» к Министру внутренних дел Российской Федерации ФИО4, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении информации по запросу №14 от 03 марта 2021 года, возложении обязанности предоставить информацию, подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Информационного агентства «Камчатский регион» к Министру внутренних дел Российской Федерации ФИО4, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении информации по запросу №14 от 03 марта 2021 года, возложении обязанности предоставить информацию, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Н. Степанова
Мотивированное решение составлено 29 июня 2021 года
УИД 41RS0001-01-2021№-13