Дело № 2а-3975/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2018 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.
при секретаре Кивилевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Центральному аппарату ФССП России, УФССП России по Пермскому краю, Отделу судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю, судебным приставам-исполнителям Отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаконными действия (бездействия), возложении обязанностей,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, с учетом уточнения просит:
- признать незаконными действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми – ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, отсутствием контроля старшего судебного пристава ФИО7 выразившихся: в длительном не окончании исполнительного производства, в нарушении сроков вынесения постановления об окончании исполнительного производства, не отмененных назначенных мер принудительного исполнения, нарушении законодательства о персональных данных, переданных НКО АО «Лидер», излишнем списании денежных средств;
- признать незаконными действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми ФИО5, отсутствием контроля старшего судебного пристава ФИО6 выразившихся: в неправильном применении ст. 46 ч. 1 п. 3 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при окончании исполнительного производства;
- признать действия руководителя Центрального аппарата ФССП России и Управления ФССП России по Пермскому краю, выразившимися: в несоблюдении требований безопасности к интеграции официальных интернет –сайтов ФССП России, Управления ФССП России по Пермскому краю с помощью сервис Банка данных исполнительных производств в режиме оплаты – онлайн, рекомендациях к оплате через электронные платежные системы на официальном сайте службы судебных приставов, некорректным размещением информации об электронных платежных системах на сайте, не отключении от системы информационного взаимодействия НКО АО «Лидер»;
- обязать ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми окончить исполнительное производство № № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по кредитным платежам с ФИО1 в пользу АО «АЛЬФА-БАНК» в соответствии с действующим законодательством, применив ст. 47 ч. 1 п. 1 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (л.д.32).
В обоснование своих требований указал, что в ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ. на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданного судебным участком № 4 Ленинского судебного района г.Перми о взыскании задолженности по кредитным платежам с ФИО1 в пользу АО «АЛЬФА-БАНК» денежной суммы в размере <данные изъяты> руб. В рамках данного исполнительного производства наложен арест на принадлежащее имущество. Как только было возбуждено исполнительное производство, незамедлительно оплатил имеющуюся задолженность во избежание начисления исполнительского сбора. Однако, информация с сайта об имеющейся задолженности до сих пор не исчезла, сотрудники ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми объясняют тем, что не видят денежных средств на депозитном счете. По рекомендации официального сайта и сотрудником службы судебных приставов оплата осуществлялась с помощью сервиса Банк данных исполнительных производств на официальном сайте УФССП России по Пермскому краю в режиме онлайн через электронные платежные системы с помощью функции, выделенной желтым цветом – ОПЛАТИТЬ. При оплате через официальный сайт все данные, отраженные в квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ содержащие информацию об исполнительном производстве, в том числе и о персональных данных, появились автоматически, был введен только код безопасности с оборота карты Сбербанк. Более того, в квитанции крупными буквами отразилась надпись получатель – ФССП России, что внушило большую уверенность, что денежные средства получены именно ФССП России, а не сторонней организацией. Таким образом, ФССП переданы персональные данные третьему лицу НКО АО «Лидер», введенные пользователем ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми. Позвонив по номеру телефона, указанному в квитанции, выяснилось, что номер в сети не зарегистрирован, ссылка в квитанции на www.leadermt.ru указывает на несуществующий сайт. Кроме того, изначально по данному телефону отвечал автоответчик о том, что у НКО АО «Лидер» с ДД.ММ.ГГГГ приказом Банка России № ОД 938 отозвана лицензия на осуществление банковских операций. О том, что у данной организации отозвана лицензия свидетельствует и информация, полученная с сайта ЦБ РФ. На момент оплаты ДД.ММ.ГГГГ между ФССП России и НКО АО «Лидер» действовало соглашение. Кроме того, ФССП с кредитными организациями реализует совместные проекты, кредитные организации направляют реестр плательщиков ФССП. Таким образом, сотрудники ФССП в течение 4 месяцев самостоятельно должны были решить вопрос с НКО АО «Лидер», предъявив к кредитной организации свои требования, основанные на денежных обязательствах и обязанностях по уплате обязательных платежей. Исходя из информации, размещенной на сайте ФССП следует, что при оплате с помощью сервиса Банк данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП России в режиме онлайн через электронные платежные системы запись в банке данных удаляется или изменяется через 3-7 дней с момента оплаты, так как денежные средства должны поступить на депозитный счет отдела судебных приставов, распределены, перечислены взыскателю. Это еще раз подтверждает то, что между ФССП России и НКО АО «Лидер» до момента отзыва лицензии существовал нормативный акт, предусматривающий перечисление денежных средств кредитной организацией на депозитный счет ФССП. Права в отношении неоконченного до сих пор исполнительного производства нарушены не платежной системой, а незащищенной от коррупционных действий автоматизированной системы ФССП России. При списании денежных средств были совершены действия с использованием вредоносного программного обеспечения и фишингового сайта. ФССП России фактически не выполнили требования безопасности, что повлекло несанкционированное списание средств, тем самым нарушили права и законные интересы обеих сторон исполнительного производства.
Определением судьи от 01.11.2018г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебные приставы-исполнители ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 (л.д. 86).
Определением судьи от 06.12.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено НКО АО «Лидер» (л.д. 106-108).
Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в его отсутствие.
Административные ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены судом, в судебное заседание не явились.
Заинтересованные лица АО «АЛЬФА-БАНК», НКО АО «Лидер» о месте и времени рассмотрения дела извещались, представители в судебное заседание не явились, мнение по иску не представили.
Оценив доводы административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч.1 ст. 64, п. 1 ч. 1, ч.3 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ч.1 ст. 64).
Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях: фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (п.1 ч.1 ст. 47).
Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (ч.3 ст. 47).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми возбуждено исполнительное производство № о взыскании задолженности по кредитным платежам в размере <данные изъяты> руб. с ФИО1 в пользу ОАО «Альфа-Банк» (л.д. 38-40).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 произвел оплату задолженности в размере <данные изъяты> руб. с помощью сервиса Банк данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП России в режиме онлайн через электронную платежную систему НКО АО «Лидер» (л.д. 6).
Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№ отозвана лицензия на осуществление банковских операций у НКО АО «Лидер» (л.д.18), перечисленные ФИО1 денежные средств на депозитный счет ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми не поступили (л.д.37).
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 отказано в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства, поскольку на депозитный счет денежные средства не поступили (л.д. 41).
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми исполнительное производство № окончено по п.3 ч.1 ст.46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в связи с невозможностью взыскания (л.д. 42).
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании действий судебных приставов-исполнителей ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми незаконными, поскольку платежным агентом – НКО АО «Лидер» денежные средства не перечислены на депозитный счет ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми, соответственно они не были перечислены взыскателю – АО «Альфа-банк».
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.
Таким образом, окончание исполнительного производства фактическим исполнением подразумевает не только совершение должником действий по исполнению исполнительного документа, но и получение исполнения взыскателем.
Однако так как денежные средства не получены взыскателем – АО «Альфа-банк», у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для окончания исполнительного производства по п.1 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в связи с фактическим исполнением).
Таким образом, требования административного истца о признании незаконными действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми по не окончанию исполнительного производства, отказа в отмене мер принудительного исполнения и действий старшего судебного пристава по отсутствию контроля за указанными действиями, не подлежат удовлетворению.
Также отсутствуют правовые основания для признания незаконными действий судебного пристава-исполнителя по неправильному применению п.3 ч.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при окончании исполнительного производства, поскольку, как указано выше, денежные средства не перечислены взыскателю.
При этом, само по себе постановление об окончании исполнительного производства не возлагает на административного истца какие-либо обязанности, т.е. не нарушает права и законные интересы ФИО1, что является обязательным по смыслу ст.218 КАС РФ.
Отсутствие нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Соответственно не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми обязанности окончить исполнительное производство № по п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку исполнительное производство уже окончено и отсутствуют основания для окончания исполнительного производства в связи с фактическим исполнением.
Не подлежат удовлетворению требования ФИО1 о признании незаконными действий по излишнему списанию денежных средств, так как каких-либо доказательств, подтверждающих, что в рамках исполнительного производства № судебными приставами-исполнителями осуществлялись действия по принудительному списанию денежных средств, административным истцом не представлено.
Представленные сведения из банков о наложении ареста такими документами не являются, поскольку из указанных документов следует, что арест на денежные средства был наложен не по исполнительному производству №, а в рамках исполнительного производства № (л.д.103-104).
При этом административные ответчики поясняют, что по исполнительному производству № денежные средства в принудительном порядке не взыскивались, на депозитный счет не поступали (л.д. 58,102).
Суд не находит оснований для признания незаконными действий судебных приставов-исполнителей по нарушению законодательства о персональных данных.
В соответствии со ст.4 Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
5) распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ст.6)
Как следует из пояснений истца, передача персональных данных выразилась в том, что при оплате через интеренет-сервис в квитанции отразились его фамилия, имя, отчество и дата рождения.
Однако при использовании интеренет-сервиса ФССП России, пользователь самостоятельно вводит фамилию, имя, отчество и дату рождения, а поиск исполнительного производства и оплата осуществляется именно по данным введенным пользователем. Соответственно формирование квитанции на оплату задолженности осуществлено с использованием данных, предоставленных (введенных) самим ФИО1, т.е. распространение либо незаконное предоставление персональных данных ФИО1 судебными приставами-исполнителями не производилось.
Суд также полагает, что не подлежат удовлетворения требования, заявленные к Центральному аппарату ФССП России и Управления ФССП России по Пермскому краю о признании действий незаконными.
Как установлено судом, в целях организации переводов денежных средств для оплаты задолженности по исполнительным производствам, ДД.ММ.ГГГГ. между ФССП России и НКО ЗАО «Лидер» заключено соглашение о порядке электронного документооборота № (л.д.121-126).
Форматы электронных документов и описание электронного сервиса по организации электронного документооборота между ФССП России и Оператором по переводу денежных средств опубликованы на сайте ФССП России htpp://www.fssprus.ru/mvv_fssp/ (п.2.2.)
Пунктом 5.4 Соглашения установлено, что сторона не несет ответственности за нарушение сроков исполнения обязательств и иные последствия, наступившие вследствие ошибок, допущенных другой стороной при оформлении электронных документов.
Из материалов дела следует, что оплата с помощью сервиса Банка данных исполнительных производств через платежную систему НКО АО «Лидер» произведена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., в то время как лицензия у НКО АО «Лидер» была отозвана ДД.ММ.ГГГГ., т.е. на момент осуществления оплаты какие-либо основания для отказа от использования данной платежной системы у ФССП России отсутствовали.
Доводы административного истца о том, что списание денежных средств совершено с использованием вредоносного программного обеспечения опровергаются материалами дела, из которых следует, что непоступление в ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми оплаченных ФИО1 денежных средств обусловлено отзывом у платежного агента лицензии на осуществление банковских операций, а не использованием незаконного программного оборудования.
Таким образом, поскольку каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Центральным аппаратом ФССП России и Управлением ФССП России по Пермскому краю требований действующего законодательства, в том числе о нарушении требований безопасности, судом не установлено, доказательств в подтверждение этого административным истцом не представлено, в удовлетворении требований о признании действий Центрального аппарата ФССП России, Управления ФССП России по Пермскому краю незаконными, следует отказать.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Центральному аппарату ФССП России, УФССП России по Пермскому краю, Отделу судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми, судебным приставам-исполнителям Отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 об оспаривании действий (бездействия), возложении обязанностей – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: подпись Л.Ю. Дульцева
<данные изъяты>