Дело №2а-951/2021
УИД 24RS0013-01-2020-003920-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2021 года пгт. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,
при секретаре Ковзан П.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика - председателя Элитовского сельского Совета депутатов ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО8 – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Элитовскому сельскому Совету депутатов Емельяновского района Красноярского края о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с уточненным административным исковым заявлением к Элитовскому сельскому Совету депутатов Емельяновского района Красноярского края о признании незаконными действий Элитовского сельского Совета депутатов по принятию решения №2-9р от 20.10.2020. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Данная территория отнесена к ведению Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края. 20.10.2020 Элитовским сельским Советом депутатов принято решение №2-9р от 20.10.2020 «Об установлении границ территории территориального общественного самоуправления». Указанным решением утверждены границы территории (согласно приложению №1), на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления - ТОС-1 и ТОС-2, при этом в состав ТОС-2 входит улица Дивная мкр.Видный, где проживает ФИО1 с членами своей семьи. Административный истец считает, что Элитовским сельским Советов депутатов оспариваемое ею решение принято с нарушением действующего законодательства, поскольку указание административным ответчиком о вступлении решения в законную силу на следующий день после его подписания не соответствует положениям Устава Элитовского сельсовета, регламенту работы Элитовского сельского Совета депутатов. Кроме того, административным ответчиком были допущены нарушения в части опубликования оспариваемого решения, поскольку решение было опубликовано на сайте, который не является официальным сайтом Элитовского сельсовета, в средствах массовой информации решение не опубликовано; на официальном сайте Элитовского сельсовета и в средствах массовой информации не было размещено сообщение о проведении сессии Элитовского сельского Совета депутатов. Кроме того, истец не имела возможности ознакомиться с протоколом заседания по принятию решения №2-9р от 20.10.2020. По мнению истца создание ТОС приведет к вовлечению граждан в решение вопросов местного значения и к самоустранению администрации от выполнения функций, связанных с обслуживанием территории, что нарушает права административного истца и не соответствует его интересам (л.д. 3-5, 155).
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования в уточненной редакции поддержала.
Представитель административного ответчика - председатель Элитовского сельского Совета депутатов ФИО2 против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, полагал, что действия Элитовского сельского Совета депутатов по принятию оспариваемого истцом решения являются законными.
Представитель заинтересованного лица ФИО8 – ФИО9, действующая на основании доверенности (л.д. 37), в судебном заседании полагала, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, представила письменные возражения (л.д. 170-173).
Заинтересованные лица ФИО8, представители администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района, администрации Емельяновского района надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания (л.д. 208), в суд не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 2 Положения о территориальном общественном самоуправлении в Элитовском сельсовете, принятого решением Элитовского сельского совета депутатов Емельяновского района № 31-174р от 25.04.2013, основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления в поселении являются: законность; гласность и учет общественного мнения; широкое участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы и др.
В соответствии со ст. 5 Положения, территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон пос. Элита, с. Арейское, д. Минино, д. Бугачево.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются и могут быть изменены Элитовским сельским Советом депутатов по предложению населения, проживающего на соответствующей территории (п.2).
Границы территориального общественного самоуправления устанавливаются при соблюдении следующих условий:
-границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территории населенного пункта;
- на определенной территории не может быть более одного территориального общественного самоуправления;
- неразрывность территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав входит более одного жилого дома) (п.3).
Согласно ст. 5 Положения, создание территориального общественного самоуправления осуществляется по инициативе граждан, проживающих на соответствующей территории (п.1).
Инициативная группа граждан, проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление, письменно обращается в Элитовский сельский Совет депутатов с предложением утвердить границы территории территориального общественного самоуправления (п.2).
Представительный орган муниципального образования в месячный срок со дня поступления ходатайства от инициативной группы:
- в случае соответствия предложения инициативной группы требованиям статьи 5 настоящего Положения устанавливает границы территории территориального общественного самоуправления;
- в случае не соответствия предложения инициативной группы требованиям статьи 5 настоящего Положения направляет инициативной группе письменный обоснованный отказ и предлагает иной обоснованный вариант территории территориального общественного самоуправления.
Как следует из представленных в материалов дела и установлено судом, 16.09.2020 в адрес администрации Элитовского сельсовета от инициативной группы граждан проживающих на улицах Цветной бульвар, Ключевая, Приозерная в п. Элита, поступило заявление о намерении создания территориального общественного самоуправления (ТОС), с просьбой утвердить границы данной территории, с приложением заявления и территориальной схемы образования ТОС, которое было направлено председателю Элитовского сельского Совета депутатов ФИО2 для рассмотрения (л.д. 63, 64).
Также инициативная группа граждан, проживающих на улицах Светлая, Уютная, Отрадная, Видная, переулках Ореховый, Грибной, Березовый письменно обратилась в Элитовский сельский Совет депутатов с предложением утвердить границы территории территориального общественного самоуправления. К заявлению был приложен протокол собрания инициативной группы по созданию ТОС от 21.09.2020, схема территории и описание границ (л.д. 150-154).
20.10.2020 Элитовским сельским Советом депутатов Емельяновского района Красноярского края было принято решение № 2-9р «Об установлении границ территории территориального общественного самоуправления».
Вместе с тем, на представленной в материалы дела копии заявления о согласовании границ территории создаваемого территориального общественного самоуправления, не указана дата составления данного заявления, а также дата поступления данного заявления в Элитовский сельский Совет депутатов (л.д. 150). На копии заявления об отверждении границ территориального общественного самоуправления от представителя инициативной группы ТОС-1 ФИО8 от 11.09.2020, отметка о поступлении данного заявления в Элитовский сельсовет Емельяновского района, имеется вх. № 1089 от 16.09.2020 (л.д. 64).
Председателем Элитовского сельского Совета депутатов ФИО2 в материалы дела представлена копия журнала входящей корреспонденции, согласно записям которой, заявление инициативной группы по созданию ТОС и утверждению границ по ул. Светлая, Дивная, Уютная, Отрадная и т.д. поступило в Элитовский сельский Совет депутатов «25.09.» Вместе с тем, суд относится критически к представленной копии журнала, поскольку поступление входящей корреспонденции датировано 2021 годом, который не является периодом спорных правоотношений. Оригинал журнала суду на обозрение не представлен.
Таким образом, не представляется возможным проверить соблюдение ответчиком срока принятия решения по поступившему ходатайству от инициативной группы, предусмотренного п.3 ст. 6 Положения о территориальном общественном самоуправлении в Элитовском сельсовете, согласно которому решение принимается в месячный срок, со дня поступления ходатайства. Решение в отношении в отношении ТОС-1 принято с нарушением данного срока.
В соответствии с п.5.2 регламента Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края, очередные сессии Совета депутатов созываются председателем Совета депутатов по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца в соответствии с планом работы совета. Решение о дате созыва сессии должно быть принято не менее чем за 30 календарных дней до ее проведения. Сообщение о времени и месте проведения сессии публикуются в средствах массовой информации (наименование печатного издания) не позднее чем за 7 дней до ее проведения с указанием предполагаемой повестки дня.
23.09.2020 распоряжением администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края №1 была созвана очередная вторая сессия Элитовского сельского Совета депутатов (шестого созыва), в повестку рассмотрения которой был включен вопрос об утверждении границ ТОС (л.д. 70).
20.10.2020 Элитовским сельским Советом депутатов Емельяновского района Красноярского края было принято решение № 2-9р «Об установлении границ территории территориального общественного самоуправления». Пунктом 1 данного решения утверждены границы территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления (Приложение №1) (л.д. 6).
В соответствии с Приложением №1 к Решению от 20.10.2020, в границы территории для осуществления территориального общественного самоуправления входит территория муниципального образования Элитовский сельский совет Емельяновского района Красноярского края населенный пункт п. Элита мкр. Видный:
ТОС -1 организовать в составе улиц: Светлая, Добрая, Уютная, Дивная, Отрадная, Видная, Сибирский тракт, Широкая, Нагорная; переулков: Ореховый, Медовый, Грибной, Рябиновый, Березовый.
ТОС-2 организовать в составе улиц: Цветной бульвар, Ключевая, Приозерная (л.д. 6,7).
Таким образом, в нарушение п.5.2 Регламента, решение о дате созыва сессии было принято менее чем за 30 календарных дней до ее проведения. Доказательства, подтверждающие публикацию в средствах массовой информации о времени и месте проведения сессии не позднее чем за 7 дней до ее проведения с указанием предполагаемой повестки дня, суду не представлены.
Из протокола собрания инициативной группы по созданию ТОС от 21.09.2020 следует, что создание ТОС предполагалось на территории улиц Светлая, Добрая, Уютная, Дивная, Отрадная, Элитная, Сибирский тракт, Видная, переулков Ореховый, Медовый, Грибной, Березовый (л.д. 151).
Вместе с тем, как следует из принятого 20.10.2020 Элитовским сельским Советом депутатов Емельяновского района Красноярского края решения № 2-9р «Об установлении границ территории территориального общественного самоуправления», улица Элитная исключена из предложенной инициативной группой территории ТОС, а улицы Широкая, Нагорная и пер. Рябиновый включены в данную территорию.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 пояснил, что при рассмотрении вопроса об утверждении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, депутатами Элитовского сельского совета, самостоятельно была исключена из предложенной инициативной группой территории ТОС ул. Элитная, а улицы Широкая, Нагорная и пер. Рябиновый были включены в данную территорию, поскольку в противном случае не были бы соблюдены условия установления границ территориального общественного самоуправления, предусмотренных Положением о территориальном общественном самоуправлении в Элитовском сельсовете, а именно, неразрывность территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено нарушение порядка принятия оспариваемого решения, а именно, статьи 5 Положения о территориальном общественном самоуправлении в Элитовском сельсовете, согласно которой, представительный орган муниципального образования в месячный срок со дня поступления ходатайства от инициативной группы в случае не соответствия предложения инициативной группы требованиям статьи 5 Положения, а именно, при несоблюдении условия неразрывности территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав входит более одного жилого дома) (п.3), направляет инициативной группе письменный обоснованный отказ и предлагает иной обоснованный вариант территории территориального общественного самоуправления.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение требований Положения о территориальном общественном самоуправлении в Элитовском сельсовете, согласно которому границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются и могут быть изменены Элитовским сельским Советом депутатов по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, член инициативной группы по созданию ТОС ФИО7 не проживает на соответствующей территории, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика ФИО2
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Устава Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 статьи 4 Устава, опубликование муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, осуществляется в течение 10 дней с момента подписания, в газете "Элитовский вестник", если иное не предусмотрено самим актом, настоящим Уставом или действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Устава, решения Совета, кроме указанных в пункте 6 настоящей статьи, вступают в силу после подписания, если иное не указано в решении, и обязательно для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, расположенными на территории сельсовета, независимо от их организационно-правовых форм, и гражданами.
Учитывая, что самим решением № 2-9р от 20.10.2020 «Об установлении границ территории территориального общественного самоуправления» предусмотрено, что данное решение вступает в силу на следующий день после его подписания, доводы истца относительно нарушения срока вступления в законную силу, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 16.5 статьи 16 регламента Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края, правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Такие муниципальные правовые акты должны быть опубликованы в уполномоченном печатном средстве массовой информации в течение 10 дней после их подписания.
При этом, в нарушение п.2 предусмотренного решением № 2-9р от 20.10.2020, данное решение не было опубликовано на официальном сайте муниципального образования Элитовский сельсовет. Со слов представителя ответчика официальный сайт муниципального образования Элитовский сельсовет не работал по техническим причинам.
В материалы дела стороной ответчика представлен печатный вариант газеты «Элитовский вестник» от 26.10.2020, в котором имеется в том числе оспариваемое решение № 2-9р от 20.10.2020 «Об установлении границ территории территориального общественного самоуправления», вместе с тем, достоверные сведения о том, когда именно и каким тиражом был осуществлен выпуск данной газеты, суду не представлены.
Оценивая установленные по делу обстоятельства в совокупности с нормами вышеприведенных законоположений, учитывая, что при принятии решения № 2-9р от 20.10.2020 «Об установлении границ территории территориального общественного самоуправления» Элитовским сельским Советом депутатов Емельяновского района нарушен порядок его принятия, предусмотренный нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения, требования истца о признании действий Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района по принятию данного решения незаконными, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, при несогласии истца с принятыми решениями о создании инициативных групп, протоколами проведений их собраний, в случае нарушения ее прав, свобод и законных интересов, административный истец вправе был оспорить данные решения самостоятельным административным иском.
Руководствуясь, ст.ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края по принятию решения № 2-9р от 20 октября 2020 года «Об установлении границ территории территориального общественного самоуправления».
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.Ю. Хомченко
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2021 года.
Решение не вступило в законную силу.