ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3978/2022 от 27.06.2022 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-3978/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Кучеровой Ю.В., при секретаре Рыжиковой Е.С., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к старшему судебному приставу Нижегородского РОСП г. Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО3, судебным приставам-исполнителям Нижегородского РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО4, ФИО5, Нижегородскому РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области, УФССП по Нижегородской области о признании незаконным бездействия, признании незаконными постановлений (по исполнительному производству ),

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском к старшему судебному приставу Нижегородского РОСП г. Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО3, судебным приставам-исполнителям Нижегородского РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО4, ФИО5, Нижегородскому РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области, УФССП по Нижегородской области о признании незаконным бездействия, признании незаконными постановлений (по исполнительному производству ).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ при посещении сайта Госуслуги, ФИО2 обнаружил, что у него имеется задолженность по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22 738 рублей. Также было обнаружено, что в отношении принадлежащего ему автомобиля административным ответчиком вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановлению, оно вынесено в рамках исполнительного производства, возбуждённого на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком Нижегородского судебного района города Нижний Новгород.

Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка Нижегородского судебного района города Нижний Новгород.

Указанное определение было направлено в службу судебных приставов с заявлением о прекращении исполнительного производства через соответствующий раздел сайта Госуслуги ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано службой судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

В соответствии с ч. 4 ст. 45 ФЗ «Об исполнительном производстве» Приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство не прекращено, что свидетельствует о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя.

По мнению административного истца, очевидна и незаконность постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно вынесено без законных оснований.

Административный истец просит суд: признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Нижегородского РОСП г. Нижнего Новгорода Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области, ФИО4, выразившегося в непрекращении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ и обязать его исправить допущенное нарушение. Признать незаконным Постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

В процессе рассмотрения административного дела административный истец в порядке ст. 46 КАС РФ дополнил исковые требования, просит суд: признать незаконным постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное судебным приставом-исполнителем Нижегородского РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО5 по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: старший судебный пристав Нижегородского РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО3, Нижегородский РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области, УФССП по Нижегородской области, судебный пристав-исполнитель Нижегородского РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО5. В качестве заинтересованных лиц привлечены: АО «Теплоэнерго», руководитель УФССП России по Нижегородской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 (по доверенности) заявленные требования поддержала, дала объяснения по существу исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, оснований для отложения рассмотрения дела не имеется, в связи с чем суд на основании ст.150-152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решения, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Аналогичные, по сути, положения содержатся в ст.122 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в силу которых жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействия) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершения действий (бездействии).

Таким образом, указанными федеральными законами установлен специальный сокращенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия).

Из приведенных положений закона следует, что течение десятидневного срока на оспаривание в суде решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и свобод, а не с момента возникновения тех или иных прав или их нарушения.

В соответствии с п.2 ст.93 КАС РФ, в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.

Административный истец указывает, что о нарушении прав ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ. С административным иском ФИО2 обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Исполнение судебных решений рассматривается как элемент права на судебную защиту (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации), реализация которого обеспечивается государством необходимыми мерами, в том числе принудительным исполнением.

Статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определены задачи исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исходя из положений ст. 4, ч. 1 ст. 6 того же Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения; законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей адрес.

В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (с изменениями), в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав-исполнитель для полного, правильного и своевременного исполнения требований исполнительного документа в установленный законом срок обязан совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, в том числе арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом, налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе, совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ, судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

На основании ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого же Федерального закона (часть 11); срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12); копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).

Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя Нижегородского РОСП г Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области по делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство , в отношении должника ФИО2, в пользу взыскателя АО «Теплоэнерго», предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 20 855 рублей 39 копеек.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Нижегородского РОСП г. Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ объявлен запрет на совершение действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении транспортных средств должника.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Нижегородского РОСП г. Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся банке.

Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка Нижегородского судебного района г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный мировым судьей судебного участка Нижегородского судебного района г.Нижнего Новгорода о взыскании с ФИО2 в пользу АО «Теплоэнерго» задолженности – отменен.

ФИО2 через сайт Госуслуги обратился с заявлением о прекращении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отменой судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. К заявлению приложено определение об отмене судебного приказа. Заявление зарегистрировано на портале ДД.ММ.ГГГГ. Заявление зарегистрировано в ФССП России ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 4 статьи 45 Закона об исполнительном производстве приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Частью 4 статьи 44 Закона об исполнительном производстве установлено, что копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.

Как следует из внутренней описи документов дела , ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о прекращении исполнительного производства.

Вместе с тем, сведений о рассмотрении указанного заявления материалы исполнительного производства не содержат. Напротив, из материалов исполнительного производства следует, что судебными приставами-исполнителями продолжают применяться меры принудительного исполнения в виде наложения ареста на транспортные средства, обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке.

Из письменного отзыва АО «Теплоэнерго» на административное исковое заявление следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Нижегородский районный отдел судебных приставов был направлен отзыв исполнительного листа.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, подлежит признанию незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей Нижегородского РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО4, ФИО5, выразившихся в непрекращении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку доказательств рассмотрения заявления о прекращении исполнительного производства в процессе рассмотрения дела не представлено.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ, в целях восстановления нарушенных прав, суд приходит к выводу о возложении на судебного пристава – исполнителя Нижегородского РОСП г.Н.Новгорода УФССП России по Нижегородской области, в производстве которого находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, обязанности принять меры к восстановлению нарушенного права ФИО2.

В процессе рассмотрения дела установлено, что судебный акт, на основании которого возбуждено исполнительное производство, отменен; должником подано заявление о прекращении исполнительного производства, в связи с чем действия по применению мер принудительного исполнения по отмененному судебному акту нельзя признать законными. При изложенных обстоятельствах подлежат признанию незаконными постановление судебного пристава-исполнителя Нижегородского РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ, постановление судебного пристава-исполнителя Нижегородского РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

При изложенных обстоятельствах, административные исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению в полном объеме.

руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2 – удовлетворить.

Признать незаконными бездействие судебных приставов-исполнителей Нижегородского РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО4, ФИО5, выразившихся в непрекращении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на судебного пристава – исполнителя Нижегородского РОСП г.Н.Новгорода УФССП России по Нижегородской области, в производстве которого находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, принять меры к восстановлению нарушенного права ФИО2.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Нижегородского РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Нижегородского РОСП г.Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Судья Ю.В.Кучерова