ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3979/19 от 30.05.2019 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-3979/2019

22RS0068-01-2019-003946-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2019 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кайгородовой О.Ю.,

при секретаре Прилуцкой К.И.,

с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4, представителей заинтересованного лица ФИО5, ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Гражданский патруль» к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, Врио начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края ФИО7 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском, указав, что в марте 2019 года Межрегиональная общественная организация защиты прав потребителей «Гражданский патруль» (далее по тексту МООЗП «Гражданский патруль») обратилась в Управление охраны объектов культурного наследия Алтайского края (далее по тексту «Алтайохранкультура» с заявлением о включении объекта, расположенного по адресу ....; ...., в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), направив соответствующее заявление по электронной почте. К заявлению были приложены фотографии здания на настоящий момент, указаны сведения об историко-культурной ценности объекта.

09.04.2019 года из Алтайохранкультуры поступил ответ на обращение, согласно которому МООЗП «Гражданский патруль» отказано в принятии заявления, поскольку к заявлению не приложены: документ, подтверждающий проведение натурного обследования объекта, документы и материалы (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта с точки зрения архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, социальной культуры.

Административный истец полагает, что все документы, перечень которых определен Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 года № 1905 «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия» к заявлению были приложены, следовательно, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа во включении Городской усадьбы в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.

По указанным основаниям, с учетом уточнения требований от 30 мая 2019 года просит суд: признать незаконным бездействие Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, выразившееся в незаконном возврате заявления МООЗП «Гражданский патруль» о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; в невключении здания Городской усадьбы (начало ХХ века), расположенной по адресу .... в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Обязать Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края включить здание Городской усадьбы (начало ХХ века), расположенной по адресу .... в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия и провести работу по установлению историко-культурной ценности объекта - Городской усадьбы (начало ХХ века), расположенной по адресу .... в срок до 01 августа 2019 года.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 требования административного иска поддержали, по изложенным в нем основаниям.

Представители административного ответчика «Алтайохранкультуры» ФИО3, ФИО4 в судебном заседании полагали требования административного истца не подлежащими удовлетворению по основаниям изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснили, что заявление МООЗП «Гражданский патруль» по существу рассмотрено не было, а было возвращено на основании п. 6 Порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 года № 1905, поскольку заявление не соответствовало положениям пунктов 2-6 Порядка.

Представители заинтересованного лица Прокуратуры Алтайского края ФИО5, ФИО6 просили в иске отказать, полагали, что административным ответчиком было законно возвращено заявление МООЗП «Гражданский патруль», как несоответствующее требованиям закона.

Административный ответчик Врио начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края ФИО7 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Поскольку в принятом к производству суда уточненном административном иске истец только конкретизировал ранее заявленные требования, не изменяя предмет и основания иска, суд полагает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, допросив свидетеля ФИО8, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято 09.04.2019 года, в суд административный истец обратился 06.05.2019, то есть в установленный срок.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В соответствии со статьей 6 Закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно статье 16.1 Закона N 73-ФЗ, региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).

Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.

Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика. Работы по выявлению объектов археологического наследия осуществляются в соответствии со статьей 45.1 настоящего Федерального закона.

Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Указанный Порядок утвержден Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия" (далее по тексту Порядок).

Согласно п.1-6 Порядка настоящий порядок определяет процедуру проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственного учета объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, осуществляются самостоятельно физическими и юридическими лицами в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика и представляет собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя:

- визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксация объекта;

- сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта;- изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

По результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящему порядку.

Заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр должно содержать актуальные и достоверные сведения об объекте.

К заявлению о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр прикладываются:

- сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);

- сведения об историко-культурной ценности объекта;

- иные сведения об объекте (при наличии).

Региональный орган охраны объектов культурного наследия при поступлении заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, не соответствующего положениям пунктов 2 - 6 Порядка, возвращает заявление и приложения к нему с мотивированным обоснованием причин возврата.

Установлено, что 20.03.2019 года МООЗП «Гражданский патруль» через интернет приемную обратилась в Алтайохранкультуру с заявлением о включении объекта, расположенного по адресу ....; .... в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Заявление подано в электронном виде, к заявлению приложены сканы фотографий объекта, расположенного по указанному адресу. В качестве Приложения №1 представлена сканированная копия схематичного изображения вида сверху, которая поименована как место нахождение объекта. В качестве Приложения №2 к заявлению документ, поименованный как сведения об историко культурной ценности объекта. Приложение №3 сканы фотографий, которые подписаны как исторические фотографии и современные фотографии.

Письмом от 09.04.2019 года, за подписью Врио начальника Управления ФИО7 заявитель проинформирован, что его заявление не соответствует п. 2 Порядка, а именно к заявлению не приложены: документ, подтверждающий проведение натурного обследования объекта; документы и материалы (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта с точки зрения архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, социальной культуры.

Также указано на то, что на основании экспертного заключения, подписанного ведущими архитекторами и учеными Алтайского края, специалистами НПЦ «Наследие» и согласованного с Министерством культуры Российской Федерации здания, расположенные по адресам: .... исключены из числа объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Алтайского края постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 03.10.2006 года № 481.

Анализируя текст указанного письма, суд приходит к выводу, что Алтайохранкультурой заявление МООЗП «Гражданский патруль» было возвращено без рассмотрения по существу.

В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Поскольку само заявление с приложениями поступило через обращение на сайте Алтайохранкультуры в электронном виде через интернет приемную, возращение заявления путем направление письменного ответа в электронном виде на указанный заявителем электронный адрес не противоречит положениям Закона.

В ходе рассмотрения дела сторона административного истца не оспаривала то обстоятельство, что фактически поданное МООЗП «Гражданский патруль» заявление было возвращено без рассмотрения по существу.

В связи с изложенным, рассматривая спор по существу, суд исходит из того, что заявление МООЗП «Гражданский патруль» возвращено заявителю, при этом решение об отказе во включение в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, либо в единый государственный реестр объектов культурного наследия Алтайохранкультурой не принималось, данный вопрос по существу не рассматривался.

Давая оценку законности действий административного ответчика по возврату заявления, суд исходит из следующего.

В пункте 5 Порядка указано, что к заявлению о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия должны быть приложены: сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта); - сведения об историко-культурной ценности объекта; - иные сведения об объекте (при наличии).

Оспаривая законность возвращения заявления письмом от 09.04.2019 года, административный истец ссылается на то обстоятельство, что все необходимые документы, перечисленные в пункте 5 Порядка были приложены к заявлению, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для возврата заявления.

Вместе с тем, из буквального толкования пункта 6 Порядка следует, что возврату подлежит заявление не соответствующее не только пункту 5 Порядка, ну и пунктам 2-6.

При этом пункт 2 Порядка предусматривает необходимость проведения работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, которая включает в себя:

- визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксация объекта;

- сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта;

- изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

Далее указано на то, что по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр)

Таким образом, из системного толкования положений Порядка следует, что заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия только по результатам проведения работ по выявлению таких объектов.

Из тех сканов копий документов, которые были приложены к заявлению МООЗП «Гражданский патруль» при обращении в интернет приемную Алтайохранкультуры не следует, что заявителем была проведена работа по выявлению объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.

Сбор документов и материалов (историко-архивных, библиографических и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта не осуществлен, изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры также не проведено.

Приложение №2 /л.д. 64/ к заявлению поименовано как сведения об историко-культурной ценности объекта. Вместе с тем, данные сведения представляют собой два абзаца текста, происхождение которого установить не представляется возможным. Документ ни кем не подписан, не указано кем подготовлены данные сведения. Имеется ссылка на два источника: Государственный архив Алтайского края ф. 52.оп.1. Д 189. Л. 70-71 и Научно-справочный атлас. –Новосибирск. При этом сами материалы, в том числе Государственного архива Алтайского края, не приложены, кем осуществлялся их анализ, также не указано.

В судебном заседании свидетель ФИО8 пояснил, что это он, как специалист в области истории, имеющий специальное образование подготовил данные сведения.

Вместе с тем, при поступлении заявления с приложениями в Алтайохранкультуру и на момент подготовки ответа от 09.04.2019 года сведения о ФИО8, как о специалисте историке, проводившем какие либо исследования, представленные документы не содержали.

Приложение №1 /л.д.63/ поименовано как «место нахождение объекта». Фактически представляет собой скан копии сьемки сверху изображение на которой является нечитаемым, размытым, определить, что именно изображено, не представляется возможным.

Приложение № 3 обозначено как исторические фотографии. При этом кем, когда сделаны данные фотографии, не указано.

Иных документов и материалов, свидетельствующих о том, что заявителем проведена работа по выявлению объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе тех, которые указаны в оспариваемом ответе от 09.04.2019 года, к заявлению приложено не было.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Алтайохранкультурой заявление МООЗП «Гражданский патруль» о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия, возвращено законно.

Сроки и порядок рассмотрения заявления, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответчиком не нарушены, в связи, с чем требование административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, административный истец не лишен возможности повторно обратиться с данным заявлением к ответчику, приложив к заявлению документы, перечисленные в оспариваемом ответе от 09.04.2019 года.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Гражданский патруль» оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.Ю.Кайгородова