Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2018 года г.п. Тырныауз
Эльбрусский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего Эфендиева М.А.,
с участием: представителя административного истца ФИО2 – ФИО3,
представителя административного ответчика МУ «Местная администрация с.<адрес>» – ФИО4,
при секретаре Моковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое дело по административному исковому заявлению ФИО2 к МУ «Местная администрация с.<адрес>» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к МУ «Местная администрация с.<адрес>», в котором просит признать незаконным и отменить решение МУ «Местная администрация с.<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. №-р об отказе в выдаче административному истцу разрешения на строительство, а также обязать МУ «Местная администрация с.<адрес>» выдать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>», на земельном участке с кадастровым номером №, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и представленных документов.
В обоснование своих требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в МУ «Местная администрация с.<адрес>» было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ. о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>», на земельном участке с кадастровым номером №. К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. были приложены документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно: договор № от ДД.ММ.ГГГГ. уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., Градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом главы с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-р отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что согласно Акта обследования зеленных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссии по осуществлению муниципального лесного контроля и надзора на территории муниципального образования «Сельское поселение Эльбрус» на земельном участке произрастают зеленные насаждения <данные изъяты>), относящихся к 1 группе лесов, имеющие особый статус зеленных насаждений (деревья, имеющие историческую и эстетическую ценность как неотъемлемые элементы ландшафта). Вырубка указанного леса не допускается.
Считает решение главы с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ. представителем административного истца ФИО2 – ФИО3 подано дополнение к административному исковому заявлению, согласно которого требования, указанные в административном исковом заявлении ФИО5, дополнены требованием обязать МУ «Местная администрация с.<адрес>» выдать разрешение на строительство на ФИО1, <данные изъяты>
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, подала в суд заявление, в котором указала, что требования, изложенные в административном иске, поддерживает и просит удовлетворить их в полном объеме. Кроме того просила рассмотреть дело без ее участия, с участием ее представителя ФИО3
Представитель административного истца – ФИО3 в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям, при этом указав, что основания, приведенные административным ответчиком в обжалуемом отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома, действующим законодательством не предусмотрены. Доводы представителя административного ответчика о том, что на арендуемом ФИО2 земельном участке имеются деревья, относящиеся к лесам первой группы, какими-либо доказательствами не подтверждены, и указанное обстоятельство не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома, так как каких-либо обременений на момент выдачи земельного участка на праве аренды ФИО2 не имелось и разрешенным видом использования земельным участком является среднеэтажная смешенная жилая застройка.
Представитель административного ответчика МУ «Местная администрация с.<адрес>» ФИО4 в судебном заседании не согласившись с требованиями административного истца, возражал против их удовлетворения по основаниям, изложенным в письме главы с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № При этом ФИО4 не оспаривал наличие у административного истца права аренды на приведенный выше земельный участок, что разрешенным видом использования указанного земельного участка является среднеэтажная смешенная жилая застройка и, что на момент формирования указанного земельного участка и проведения процедур передачу его в аренду, на нем также имелись деревья, которые по его мнению послужили основанием для отказа в выдаче разрешения на строительства.
Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие административного истца ФИО2
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. по согласованию с Местной администрацией с.<адрес> муниципального района, являющейся арендодателем, между ФИО6 и ФИО5 заключен договор <данные изъяты> уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому ФИО6 уступает, а ФИО5 принимает на себя права и обязанности арендатора, вытекающие из договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом указанного договора уступки прав и обязанностей является земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: среднеэтажная смешанная жилая застройка.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 обратилась с заявлением к главе с.<адрес> о выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома в <данные изъяты>», на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем ей на права аренды по договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. письмом главы с.<адрес>№ ФИО5 отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что согласно Акта обследования зеленных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссии по осуществлению муниципального лесного контроля и надзора на территории муниципального образования «Сельское поселение Эльбрус» на земельном участке произрастают зеленные насаждения (<данные изъяты>), относящихся к 1 группе лесов, имеющие особый статус зеленных насаждений (деревья, имеющие историческую и эстетическую ценность как неотъемлемые элементы ландшафта). Вырубка указанного леса не допускается.
При этом, как следует из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в распоряжении местной администрации с.<адрес>, главой с.<адрес> постановлено провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в распоряжении местной администрации с.<адрес>, со следующими характеристиками: местоположение земельного участка – <адрес> площадь земельного участка – <данные изъяты> кв.м.; кадастровый №; кадастровая стоимость земельного участка – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка; ограничения прав – отсутствуют; вид разрешенного использования – среднеэтажная смешанная жилая застройка; категория земельного участка – земли населенных пунктов.
Земельным кодексом Российской Федерации закреплен принцип целевого назначения земель, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи (п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 названной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что административным истцом при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома, к нему были приложены: договор № от ДД.ММ.ГГГГ. уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. и градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу требований ч.ч.2 и 3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из градостроительного плана земельного участка он разработан на основании решения № сессии Совета местного самоуправления с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Эльбрус».
Одним из разрешенных видов использования данного земельного участка пунктом 2.1 предусмотрено осуществление среднеэтажной жилой застройки.
Какой-либо иной информации, в том числе, что на данный земельный участок градостроительный регламент не распространяется, не имеется.
Таким образом, судом установлено, что указанный земельный участок относится к землям сельских поселений с разрешенным видом использования для среднеэтажной жилой застройки, что соответствует Правилам землепользования и застройки сельского поселения Эльбрус, каких-либо ограничений по его использованию органами местного самоуправления не принималось. Указанный земельный участок предоставлен органами местного самоуправления в аренду через конкурсные процедуры для осуществления среднеэтажной жилой застройки.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство: уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии необходимых документов или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Между тем, главой с.<адрес> отказано в выдаче разрешения на строительство по основаниям, не предусмотренным ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, отказ в выдаче разрешения на строительство является незаконным и необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО2 к МУ «Местная администрация с.п. Эльбрус» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение МУ «Местная администрация с.п. Эльбрус» от ДД.ММ.ГГГГ. №-р об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Обязать МУ «Местная администрация с.п. Эльбрус» выдать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>», на земельном участке с кадастровым номером №, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и представленных документов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Эфендиев