Дело № 2а-397/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Василенко Е.К.,
при секретаре Магомедовой А.Н.,
с участием: административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» по доверенности от 24 декабря 2018 года ФИО2, представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Калининский районный суд Тверской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» (далее по тексту – администрация, администрация МО «Калининский район»), уточнив требования 05 марта 2019 года, просил:
- признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 611 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на правах аренды,
- обязать ответчика заключить договор аренды указанного земельного участка с кадастровым номером №.
Заявление основано на положениях статей 39.6, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 218, 220, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и мотивировано незаконностью отказа администрации МО «Калининский район» в предоставлении в аренду (без проведения торгов) земельного участка с кадастровым номером №, поскольку в законе установлен исчерпывающий перечень оснований. Указано, что истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 611 кв.м. Испрашиваемый земельный участок расположен по адресу: <адрес>, находится в кадастровом квартале №, в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Одновременно истцом было подано заявление о предварительном согласовании указанного земельного участка в аренду.
На основании единственной поданной истцом заявки на участие в аукционе, 02 октября 2018 года ответчиком издано постановление № 1523 о предварительном согласовании в аренду земельного участка и утверждении схемы на кадастровом плане территории, которым истцу утверждена схема расположения земельного участка площадью 611 кв.м. в д. Никулино и предварительно согласовано предоставление земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. 22 октября 2018 года между истцом и ИП «ФИО4.» заключен договор № 26 на выполнение работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовки межевого плана земельного участка с условным №, площадью 611 кв.м. 12 ноября 2018 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. 22 ноября 2018 года истцом подано заявление о предоставлении данного земельного участка в аренду. 21 декабря 2018 года в письменном сообщении № 09/3908 ответчик отказал в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку он относится к землям общего пользования. Считает, что данные о расположении спорного земельного участка как на землях общего пользования, так и в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, отсутствуют. Кроме того, Генеральный план поселения не содержит информации о месте размещения земельного участка на землях общего пользования.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Калининский район» по доверенности ФИО2, исковые требования не признала в полном объеме.
В судебном заседании 28 марта 2019 года представитель администрации МО «Калининский район» по доверенности ФИО5 возражала против заявленных требований, указала, что письменный отказ соответствует действующему законодательству, истцу отказано в порядке статьи 39.11 Земельного кодекса Российской федерации. Пояснила, что когда утверждали схему расположения земельного участка, администрация Калининского района не владела информацией о том, что спорный земельный участок размещен на землях общего пользования. Данная информация появилась позднее, когда администрация Никулинского сельского поселения обратилась в администрацию с заявлением о включении в состав различных территорий.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, поддержав правовую позицию администрации муниципального образования «Калининский район». Пояснила, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования и попадает в зону охраны объекта культурного наследия регионального значения.
В судебном заседании 28 марта 2019 года обозревались оригиналы запрошенных судом документов, в частности Генеральный план Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, проект межевания территории, в связи с чем, по инициативе суда в качестве свидетеля был допрошен сотрудник администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области ФИО6, которая наглядно показала расположение испрашиваемого земельного участка на картографической части представленных в суд документов территориального планирования и дополнительно показала, что спорный земельный участок по условным обозначениям, указанным в Проекте межевания территории, находится в зоне территорий общего пользования. Кроме того, он находится в зоне памятника культурного наследия, и на территорию земельного участка накладывается охранная зона. По условным обозначениям, указанным в Генплане, также подтверждается, что спорный земельный участок находится в зоне культурного наследия. Генпланом устанавливается защитная зона 200 метров, никакого строительства в зоне культурного наследия не может производиться, т.к. это центральная усадьба, лицо <адрес>.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Исходя из положений части 9 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу закона, заявление об оспаривании незаконных действий органом МСУ может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Из материалов дела следует, что 25 июля 2018 года на сайте администрации МО «Калининский район» опубликовано объявление о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе № 250718/10875111/02, лот № 1 – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 611 кв.м., из земель неразграниченной собственности в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.
02 октября 2018 года на основании заявления ФИО1, постановлением администрации МО «Калининский район» № 1523 «О предварительном согласовании в аренду земельного участка и утверждении схемы на кадастровом плане территории ФИО1» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 611 кв.м, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес> образуемого из земель кадастрового квартала № в территориальной зоне –зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), категория земель –земли населенных пунктов, а также предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка в аренду истцу ФИО1 Из содержания постановления следует, что истцу также было предоставлено право провести кадастровые работы по образованию испрашиваемого земельного участка в соответствии со схемой.
12 ноября 2018 года земельный участок общей площадью 611 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер №.
22 ноября 2018 года ФИО1 составлено и подано в администрацию МО «Калининский район» заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (вх.№ 02-08/11382).
21 декабря 2018 года в письме № 09/3908 администрация сообщила заявителю о результатах рассмотрения заявления № 02-08/11382 от 22 ноября 2018 года, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования на основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, проекта межевания территории, утвержденного 14 ноября 2017 года № 804.
05 февраля 2019 года, считая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, то есть в пределах срока, установленного статьей 219 КАС РФ.
При проверке доводов административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов принятым решением, суд исходит из следующего.
Передача земельного участка из государственной или муниципальной собственности в собственность либо в аренду физических лиц возможна только в случаях и на основаниях предусмотренных действующим законодательством.
При этом, соблюдение общеправового принципа законности применительно к данным правоотношениям, в силу особой значимости земли как пространственного базиса соответствующих территорий, имеет первоочередное значение.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, договора аренды земельного участка (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Применительно к земельным участкам, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства, расположенным в границах населенного пункта, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельный участок, может быть предоставлен для личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков. Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 27, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым.
Предназначение территорий (земельных участков) общего пользования заключается в том, что они обеспечивают естественные потребности человека и благоприятные условия его жизнедеятельности. Отнесение земель (земельных участков) к объектам частной собственности в полном объеме привело бы к пагубному влиянию на права неограниченного круга лиц. Без земельных участков общего пользования существует опасность ограничения граждан в реализации конституционных прав, в частности, права граждан на свободу передвижения (статья 27 Конституции Российской Федерации).
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 № 1963-0).
Материалами дела подтверждается, что 14 ноября 2017 года постановлением администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области № 804 утвержден проект межевания территории д. Никулино. 18 сентября 2018 года постановлением администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области № 431 утвержден проект внесения изменений в проект межевания территории населенного пункта д. Никулино в границах кадастрового квартала №
Согласно выкопировки Проекта межевания территории д. Никулино, наглядно видно, что земельный участок расположен в зоне с условным обозначением «обозначенные границы земель планируемых к переводу в земли общего пользования». Оригинал проекта обозревался в судебном заседании.
В судебное заседание истцом представлялись фотоматериалы с изображением испрашиваемого земельного участка, из которых видно, что часть территорий испрашиваемого земельного участка представляет собой открытую местность, вблизи пешеходной аллеи с березами, территория открыта для постоянного прохода неограниченного круга лиц, прохода к центральной улице.
В судебное заседание администрацией поселения был представлен Генеральный план поселения, в материалы дела представлен увеличенный фрагмент генерального плана в части зоны расположения испрашиваемого земельного участка и выкопировка генерального плана муниципального образования «Никулинское сельское поселение» с изображением функциональных зон и административных границ муниципального образования, из указанных документов следует, что территория, где располагается спорный земельный участок, подпадает под защитную зону объекта культурного наследия (листы текстовой части Генерального плана 190-191, условные обозначения на картографической части). Такие выводы подтверждаются письменным сообщением Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 28 марта 2019 года № 1631/02, где указано, что в <адрес> расположен объект культурного наследия регионального значения «Холм Славы с мемориальным знаком односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945г.г., 1967» (земельный участок КН.. №), земельный участок :1978 расположен на расстоянии 200 м. от объекта культурного наследия, и в соответствии со статьей 34.1 Федерального закона Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на него распространяется защитная зона указанного объекта культурного наследия. В границах защитной зоны запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров.
Тот факт, что спорный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении участка в аренду с учетом изложенных обстоятельств и приведенных положений законодательства. Поэтому оснований для того, чтобы не применять и не принимать во внимание данные документы территориального планирования и зонирования, у суда не имеется.
Сама по себе выписка из ЕГРН на земельный участок № с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства», не доказывает его фактическое использование и не отменяет документально подтвержденное планирование в границах земельного участка зоны общего пользования в общественных интересах, использование территории данного земельного участка как зоны охраны объекта культурного наследия.
Реализация истцом своих прав на предоставление земельного участка в аренду из публичных земель не является абсолютной и ограничена соответствующими установленными законом рамками. Необходимость в той или иной площади земельного участка для использования конкретным лицом, не может определяется только его экономическими интересами. ФИО1 при соблюдении требований земельного законодательства и процедуры предоставления земельных участков не лишены возможности приобрести земельный участок в собственность или в аренду из публичных земель.
При изложенных фактических обстоятельствах решение администрации МО «Калининский район» о невозможности предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером № соответствует действующему законодательству, оно мотивировано, вынесено уполномоченным лицом и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 ча к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о признании незаконным отказа в предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 611 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, изложенного в письменном сообщении от 21 декабря 2018 года № 09/3908, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером № – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.
Председательствующий: Е.К. Василенко
Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2019 года.
Судья Е.К. Василенко