ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-397/2016 от 08.06.2016 Кущевского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-397/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2016 года ст. Кущевская

Кущёвский районный суд, Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бондарь Д.О.,

с участием

административного истца Чирва В.И.,

представителя административного ответчика Ермоленко Ю.Н.,

представителя третьего лица УСЗН в Кущевском районе Крапива Л.Г.,

секретарь Черной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Чирва В.И. к администрации Кущевского сельского поселения о признании недействительным постановления «О назначении опекунства»,

У С Т А Н О В И Л:

Чирва В.И. обратилась в Кущевский районный суд с административным исковым заявлением о признании недействительным постановления от 24.04.1998г. «О назначении опекунства над инвалидом Ч.», принятого главой администрации Кущевского сельского округа.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является матерью Ч., инвалида <данные изъяты>. Постановлением от 24.04.1998г., принятого главой администрации Кущевского сельского округа, она назначена опекуном Ч., инвалида <данные изъяты>. Решением Кущевского районного суда от 04.03.2010г, вступившим в законную силу, её сын Ч. признан недееспособным. Административный истец полагает, что была назначена опекуном Ч. в нарушение действующего порядка, то есть до признания судом Ч. недееспособным, в связи с чем просит признать недействительным постановление от 24.04.1998г. «О назначении опекунства над инвалидом Ч.», принятого главой администрации Кущевского сельского округа, признав уважительной причину пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, в обоснование указав, что о том, что решение о назначении её опекуном Ч. было принято до признания его судом недееспособным, Чирва В.И. стало известно только в марте 2016 года после получения уведомления органов социальной защиты населения о прекращении незаконно установленной опеки.

Административный истец Ч. поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик в лице представителя администрации Кущевского сельского поселения Ермоленко Ю.Н., действующий на основании доверенности от 14.01.2016г. в судебном заседании просил в заявленном административном исковом заявлении отказать.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения в Кущевском районе Крапива Л.Г., действующая на основании выданной доверенности, поддержала административный иск просила его удовлетворить.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 4 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Административное исковое заявление, которым оспаривается постановление органа местного самоуправления, принятого 24.04.1998г., подано административным истцом 19.05.2016г. Причиной пропуска срока подачи административного искового заявления административный истец указывает на то обстоятельство, что о том, что опека над инвалидом <данные изъяты>Ч. была установлена незаконно, ей стало известно только по получении уведомления органа социальной защиты населения о прекращении незаконно установленной опеки.

Между тем, указанного выше уведомления, на которое ссылается административный истец, как на основании своих доводов, иных доказательств административным истцом не представлено.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, как следует из ч.1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд приходит к выводу, что основанием подачи гражданином в суд административного искового заявления является нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Из текста административного искового заявления не следует и в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и достоверно не установлено, в чем выразилось, если имело место, нарушение прав, свобод и законных интересов постановлением от 24.04.1998г. «О назначении опекунства над инвалидом Ч.», принятого главой администрации Кущевского сельского округа, принятого, как следует из текста оспариваемого постановления, по результатам рассмотрения заявления Чирва В.И. о назначении её опекуном над больным сыном, в соответствии с действующим на тот момент возникновения вопроса об опекунстве законодательством.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Последнее не находит своего подтверждения в судебном заседании.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 ст. 226 КАС РФ).

Оформление опеки над совершеннолетним лицом (инвалидом) без судебной процедуры является нарушением конституционных прав лица, над которым установлена такая опека, что также вступает в противоречие принципам государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Решением Кущевского районного суда от 04.03.2010г., вступившим в законную силу, Ч. признан недееспособным. Указанным решением на управление социальной защиты населения возложена обязанность решения вопроса об установлении над Ч. опеки. Сведений о результате разрешения такого вопроса (установлении опеки) суду не представлено и из представленного административного искового заявления и пояснений лиц, участвующих в деле, неясно, каким образом реализован принцип обязательности судебного решения для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Чирва В.И. в удовлетворении заявленных административных исковых требований к администрации Кущевского сельского поселения о признании недействительным постановления от 24.04.1998г. «О назначении опекунства над инвалидом Ч.» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Кущёвский райсуд в течение 30 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Д.О. Бондарь