ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3982/19 от 30.08.2019 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-3982/19

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2019г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре Е.С. Назаровой,

с участием: административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству

строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным

решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка,

возложении обязанности принять решение о выдаче разрешения на

использование земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности Ульяновской области либо земель или земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута на срок лет на участок с кадастровым номером . Цель использования земельного участка: Размещение и эксплуатация Объектов: Элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (п. 4 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300); Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 9 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300); Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 12 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300); Спортивные и детские площадки (п. 26 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300). При этом, административным истцом была приложена схема границ предлагаемых к использованию земельного участка на неразграниченных землях.

В ответ на обращение им было получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении заявления, в котором указано, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 13 Постановления правительства Ульяновской области от 18.12.2015 № 682-П «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации на землях или земельных участках,, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов Минстрой Ульяновской области отказывает в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления сервитута. Таким образом, отказ был обоснован тем, что (п.п 3 п. 13 указанного Постановления) размещение Объектов приведёт к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешённым использованием.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования устанавливаются применительно к территориальной зоне. Согласно п. 7 ст. 1 ГрК РФ, территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты

Указанный участок, согласно правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90 (с учетом изменений) отнесен к территориальной зоне ОПЛ (охраняемого природного ландшафта).

Использование данного участка для размещения элементов благоустройства (согласно п. 38 ст. 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории), спортивных и детских площадок является его использованием в соответствии с основными видами разрешенного использования.

Минстроем Ульяновской области установлено, что на испрашиваемых землях произрастает кустарниковая растительность, частично деревья. На смежном участке, принадлежащем административному истцу, ведутся строительные работы, вырублены деревья, располагается по рельефу террасами незавершенный строительством капитальный объект, выполняется вертикальная планировка территорий с устройством асфальтовой площадки. Конфигурация строящегося объекта представляет многоквартирный жилой дом. Выявлены признаки нецелевого использования мною земельного участка.

Использование участка для размещения на нем запрашиваемых объектов не предполагает вырубки растительности. Использование смежных участков никак не связано с возможностью использования испрашиваемого участка в связи с его разрешенным использованием и возможностью использования.

Использование участка с запрашиваемыми целями не предполагает невозможность использования его неограниченным кругом лиц, что не приведет к изменению красных линий.

Земли, предполагаемые для благоустройства, расположены в непосредственной близости к земельному участку, являющемуся особо охраняемой природной территорией местного значения «ПКО «им. Я.М. Свердлова». По мнению Административного ответчика цели использования, указанные в заявлении, могут нарушить задачи, цели, особенности правового положения, режим охраны и использования особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «им. Я.М. Свердлова».

Согласно Положения об особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «им. Я.М.Свердлова», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.02.2019 №11, требований к примыкаемым территориям не устанавливается, что говорит о том, что использование запрашиваемого участка в связи с заявленными целями никоим образом не воспрепятствует возможности использования земель в соответствии с их разрешенным использованием.

Согласно Решения Ленинского районного суда г. Ульяновск от ДД.ММ.ГГГГ года по делу № , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ранее выданное решение об отсутствии оснований для выдачи ФИО1 разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута на тот же самый земельный участок в кадастровом квартале признано незаконным. Таким образом, вступившим в законную силу судебным решение установлен факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца отказом в выдаче разрешения на использование рассматриваемого земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута.

Просил суд признать решение Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области об отказе в выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности Ульяновской области либо земель или земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута на срок лет на участок с кадастровым номером , содержащееся в письме о рассмотрении заявления № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновске^ области в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца приять решение о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности Ульяновской области либо земель или земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута на срок лет на участок с кадастровым номером с целью его использования для размещения и эксплуатации объектов: Элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории; Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; Спортивные и детские площадки.

В судебном заседании административный истец и его представитель на удовлетворении требований настаивали, привели в обоснование доводы, изложенные в иске.

Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебном заседании иск не признал, указал, что

В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 № 105 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области», пп. 20 п. 2.2 Положения, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/557-П и Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» с 01.01.2019 Минстрою Ульяновской области переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута установлены, может осуществляться в числе прочих в случаях, установленных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в кадастровом квартале , без предоставления и установления сервитута.

Согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земли, предполагаемые для благоустройства, непосредственно примыкают к земельному участку с кадастровым номером

В целях рассмотрения указанного заявления Минстроем Ульяновской области направлен соответствующий запрос в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска, из ответа на который следует, что согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, испрашиваемый земельный участок расположен на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

В соответствии со статьей 18 «Карта градостроительного зонирования»Правил землепользования и застройки муниципального образования «ГородУльяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004№ 90, указанных земельный участок расположен в зоне охраняемого природного ландшафта - ОПЛ.

Градостроительные регламенты для данной территориальной зоны содержатся в Постановлении Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П.

По статье 20 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды» Правил данный земельный участок расположен в оползневой зоне за границей допустимой застройки.

Согласно проекту планировки территории центральной части Ленинского района города Ульяновска, утвержденному постановлением Главы города Ульяновска от 23.07.2009 № 5845, земельный участок расположен на территории элементов планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы) и частично на территории общего пользования, за границами красных линий.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Предоставление вышеуказанных земель одному лицу, в частности ФИО1 приведет к нарушению прав неограниченного круга лиц, выраженном в свободном доступе и использовании данного земельного участка.

Под оползнями понимается движение (скольжение, вязкопластическое течение) масс пород на склоне, происходящее без потери контакта между смещающейся массой и подстилающим неподвижным массивом (п. 4.1.1 СП 11-105-97. Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть II. Правила производства работ в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов, одобрены Письмом Госстроя РФ от 25 сентября 2000 года №5-11/88).

В примечании к п. 9.3 СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78 указано, что не допускается размещение зданий и сооружений в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик, оползней, селевых потоков и снежных лавин.

Аналогичный запрет содержится в п. 14.6 СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года № 820.

С учетом приведенных норм и определений, земли, находящиеся в пределах оползневой зоны, относятся к деградированным землям, ограниченным в обороте, поскольку оползень, приводящий движению пород, препятствует использованию земель по назначению (в том числе для выращивания садовых культур, для возведения зданий, сооружений и коммуникаций).

С учетом того, что предполагаемые для благоустройства земли расположены в непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером , который является особо охраняемой территорией местного значения «ПКО «им. Я.М. Свердлова» (Постановление администрации города Ульяновска от 18.10.2016 № 2855 «Об определении категорий особо охраняемых территорий местного значения муниципального образования «Город Ульяновск»). Предоставление испрашиваемых земель может нарушить задачи, цели, особенности правового положения, режим охраны и использования особо охраняемой территорией местного значения «ПКО «им. Я.М. Свердлова», утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.02.2019 № 11 и соответственно, права жителей города Ульяновска.

Кроме того, административный истец пропустил срок для обращения с административным иском в суд. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, материалы административного дела №, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности Ульяновской области либо земель или земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута на срок лет на участок с кадастровым номером с целью его использования для проезда, в т.ч. внутритрассового и подъездной дороги, для размещения которых не требуется разрешение, элементов благоустройства территории, в т.ч. малых архитектурных форм, защитных сооружений, на размещение которых не требуется разрешение на строительство.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком дан ответ, из содержания которого следует, что земли, предполагаемые для благоустройства, непосредственно примыкают к земельному участку с кадастровым номером . находящемуся в собственности административного истца с видом разрешенного использования: «Под индивидуальное жилищное строительство» и земельному участку с кадастровым номером . с видом разрешенного использования: «под муниципальным учреждением культуры «Владимирский сад». На испрашиваемых землях произрастает кустарниковая растительность, частично деревья. Также выявлено, что на смежном земельном участке с кадастровым номером ведутся строительные работы, вырублены деревья, располагается по рельефу террасами незавершенный строительством капитальный объект. выполняется вертикальная планировка территорий с устройством асфальтовой площадки. Конфигурация строящегося объекта представляет многоквартирный жилой дом. Вид разрешенного использования указанного земельного участка - «Под индивидуальное жилищное строительство». Выявлены признаки нецелевого использования административным истцом земельного участка. Согласно сведениям, представленным в порядке межведомственного взаимодействия Управлением архитектуры и градостроительства г, Ульяновска, земли, предполагаемые для благоустройства расположены в зоне охраняемого природного ландшафта - ОПЛ. в оползневой зоне за границей допустимой застройки, частично на территории общего пользования, за границами красных линий.

Минстрой Ульяновской области полагает, что находящийся в собственности административного истца земельный участок с кадастровым номером , с видом разрешенного использования: «Под индивидуальное жилищное строительство» площадью кв. м. имеет доступ к землям общего пользования, его площадь позволяет разместить элементы благоустройства территории. С учетом того, что земли, предполагаемые для благоустройства/ расположены в оползневой зоне, за границей допустимой застройки, за границами красных линий Минстрой Ульяновской области считает нецелесообразным и представляющим непосредственную угрозу жизни населению размещение спортивных и детских площадок.

Кроме того, земли, предполагаемые для благоустройства, расположены в непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером который является особо охраняемой природной территорией местного значения «ПКО «им. Я.М.Свердлова» (Постановление администрации города Ульяновска от 18.10.2016 года № 2855 «Об определении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Ульяновск»). По мнению Минстроя Ульяновской области цели использования, указанные в Вашем заявлении, могут нарушить задачи, цели, особенности правового положения, режим охраны и использования особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «им. Я.М.Свердлова», изложенные в «Положении об особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «им. Я.М.Свердлова», утвержденном решением Ульяновской Городской Думы 27.02,2019 № 11 и, соответственно, права жителей города Ульяновска.

Па основании вышеизложенного, в соответствии с подпунктом 3 пункта 13 Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 № 682-П «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность - на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», Минстрой Ульяновской области отказал в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления и установления сервитута.

Указанный ответ был получен административным истцом в ДД.ММ.ГГГГ года, что не оспаривалось им в судебном заседании и подтверждается протоколом судебного заседания по административному делу

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, вместе с тем, такие основания суд не усматривает.

Предыдущий ответ по аналогичному был дан административному истцу Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, в ходе рассмотрения данного дела административному истцу было известно о том, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с ДД.ММ.ГГГГ переданы Минстрою Ульяновской области, препятствий для оспаривания данного решения в установленные сроки у административного истца не имелось.

Оснований для его восстановления либо признания пропуска срока уважительным суд не находит, при этом, считает необходимым отметить, что произвольное восстановление установленных сроков противоречило бы целям их установления.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таком положении в удовлетворении административного иска ФИО1 следует отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

Руководствуясь ст. ст.218 - 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером , возложении обязанности принять решение о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером отказать.

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева