2а-3983/2023 (м-2964/2023)
61RS0006-01-2023-004622-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Морозова И.В.,
при секретаре Богатой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюАвагимяна А.В. к врио. начальника Первомайского районного отделения судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Большаковой О.А., судебному приставу-исполнителю Первомайского районного отделения судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Раевской В.Н., Управлению Федеральной службе судебных приставов по Ростовской области, заинтересованное лицо: Авагимян А.П. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, признании незаконным бездействия старшего судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.
На исполнении в Первомайском районном отделении судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области ранее находилось исполнительное производство №, возбужденное на основании исполнительного документа 2-6-164/2012, выданного мировым судьей судебного участка № 6 Первомайского района г. Ростова-на-Дону о взыскании алиментов на содержание ФИО1. в пользу Авагимян А.П.
Указанное исполнительное производство окончено в ДД.ММ.ГГГГ на основании п.8 4.1 ст.47 ФЗ- 229 «Об исполнительном производстве».
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Раевской В.Н. по заявлению взыскателя, в котором не указано, что денежные средства взыскателем не получены, произвел расчет задолженности по алиментам, по которому вменяет должнику задолженность в размере 43 175,40 рублей.
При этом, судебный пристав-исполнитель вменяет задолженность в 20590 рублей, сформировавшуюся до 30.06.2015 года, которая является безосновательной по следующим обстоятельствам.
Исполнительное производство завершено в связи с направлением копии исполнительного документа соответствующего постановления работодателю, в целях обеспечения исполнения требований исполнительных документов ст. 12 ФЗ-118 «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», и п. 16 ч.1 ст. 64 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» судебным приставам-исполнителям предоставлено право проводить у работодателей проверку правильности исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов. Согласно указанному закону, такая проверка является одним из видов исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, а также по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей. Таким образом, проверка бухгалтерии не производилась, при этом задолженность взыскана в полном объеме.
Также в соответствии с п.98 ч.3.2 Приложения к Положению Федерального архивного агентства и Центрального банка Российской Федерации от 12 июля 2022 г. № 1/801-П, срок хранения платежных поручений банком составляет 5 лет, таким образом предоставить платежные поручения за ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, равно как и установить факт неоплаты не представляется возможным.
Судебный пристав-исполнитель произвел расчет за ДД.ММ.ГГГГ исходя из прожиточного минимума на душу населения (детей) в размере 10002 рублей, ДД.ММ.ГГГГ исходя из Прожиточного минимума в размере 10281 рублей, ДД.ММ.ГГГГ исходя из Прожиточного минимума в размере 10838 рублей, ДД.ММ.ГГГГ исходя из Прожиточного минимума в размере 11643 рубля, ДД.ММ.ГГГГ исходя из Прожиточного минимума в размере 12108 рублей, что не соответствует ст. 102 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», по следующим основаниям.
Постановлением от 21 окт. 2015 № 43 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за III квартал 2015 г.», установлен прожиточный минимум на детей в размере 9 671 рублей,.
Постановлением от 04.02.2016 года № 67 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за IV квартал 2015 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 9 443 рублей.
Постановлением от 27 апр. 2016 № 304 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за I квартал 2016 г.», установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 002 рублей.
Постановлением от 27 июля 2016 № 539 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за II квартал 2016 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 281 рублей.
Постановлением от 2 ноября 2016 № 744 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за III квартал 2016 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 026 рублей.
Постановлением от 3 февраля 2017 № 53 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за IV квартал 2016 г.», установлен прожиточный минимум на детей в размере 9 776 рублей.
Постановлением от 5 мая 2017 № 320 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за I квартал 2017 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 078 рублей.
Постановлением от 26 июля 2017 № 520 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социальнодемографическим группам населения в Ростовской области за II квартал 2017 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 501 рублей.
Постановлением от 25 октября 2017 № 719 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за III квартал 2017 г.», установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 264 рублей.
Постановлением от 8 февраля 2018 № 51 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за IV квартал 2017 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 9 662 рублей.
Постановлением от 10 мая 2018 № 299 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за I квартал 2018 г.», установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 111 рублей.
Постановлением от 9 августа 2018 № 503 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за II квартал 2018 г.», установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 413 рублей.
Постановлением от 1 ноября 2018 № 684 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за III квартал 2018 г.», установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 117 рублей.
Постановлением от 21 февраля 2019 № 95 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за IV квартал 2018 г.», установлен прожиточный минимум на детей в размере 9 972 рублей.
Постановлением от 17 мая 2019 № 309 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за I квартал 2019 г.», установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 677 рублей.
Постановлением от 1 августа 2019 № 551 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за II квартал 2019 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 11 099 рублей.
Постановлением от 7 ноября 2019 № 797 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за III квартал 2019 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 752 рублей.
Постановлением от 17 февраля 2020 № 83 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за IV квартал 2019 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 402 рублей.
Постановлением от 18 мая 2020 № 438 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за I квартал 2020 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 10 839 рублей.
Постановлением от 3 августа 2020 № 691 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за II квартал 2020 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 11 642 рублей.
Постановлением от 16 ноября 2020 № 214 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за III квартал 2020 г.» установлен прожиточный минимум на детей в размере 11613 рублей.
Постановлением от 9 февраля 2021 № 63 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за IV квартал 2020 г.», установлен прожиточный минимум на детей в размере 11 223 рублей.
Постановление от 15 марта 2021 № 158 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области на 2021 год», установлен прожиточный минимум на детей в размере 11 642 рублей.
Постановлением от 6 сен. 2021 № 711 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области на 2022 год», установлен прожиточный минимум на детей в размере 13 319 рублей.
Таким образом, расчет судебного пристава-исполнителя неверен и не соответствует требованиям законодательства. Более того, в своем заявлении о расчете задолженности по алиментам взыскатель не утверждает, что задолженность имеется, либо денежные средства не получала, не предоставлено никаких подтверждающих документов, либо выписок. Указанный расчет произведен в оконченном исполнительном производстве, минуя ПК АИС ОСП России, при этом вынесение постановления судебного пристава-исполнителя является процессуальным действием, которое не может быть совершено в рамках не находящегося на исполнении исполнительного производства.
Согласно расчету административного истца с учетом оплат должнику необходимо было вменить задолженность с ДД.ММ.ГГГГ в размере 474 769,50 рублей в связи с тем, что неоплата в более ранний период не может быть доказана и установлена, проверка бухгалтерии предприятий, в которые направлено постановление при окончании исполнительного производства не осуществлена, а взыскатель не доказала факт неоплаты алиментов в ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, административный истец, руководствуясь ч. 1 ст. 121, 122, 128 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», ст.10, 12 ФЗ-118 «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП ГУФССП России по РО от ДД.ММ.ГГГГ Раевской В.Н. о расчете задолженности по алиментам в рамках завершенного исполнительного производства №; признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП ГУФССП России по РО Раевской В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам в рамках завершенного исполнительного производства №; отменить постановление судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП ГУФССП России по РО Раевской В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам в рамках завершенного исполнительного производства №; признать незаконным бездействие врио. начальника Первомайского РОСП ГУФССП России по РО - старшего судебного пристава Большаковой О.А. по не рассмотрению жалобы, поданной в порядке подчиненности, от ДД.ММ.ГГГГ на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя Раевской В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным ненадлежащий контроль за вверенным подразделением врио. начальника Первомайского РОСП ГУФССП России по РО - старшего судебного пристава Большаковой О.А.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Давидян Н.Г., действующая на основании доверенности, заявленные административные требования поддержала в полном объеме, дала показания аналогичные содержанию административного иска, просила требования удовлетворить.
Административные ответчики – врио. начальника Первомайского районного отделения судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Большакова О.А., судебный пристав-исполнитель Первомайского районного отделения судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Раевская В.Н., представитель Управления Федеральной службе судебных приставов по Ростовской области и заинтересованное лицо: Авагимян А.П. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, судебным приставом-исполнителем представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований, в соответствии с которыми она просит в удовлетворении административного иска отказать, а также представлены копии материалов административного производства, ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие и постановление о расчёте задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, которые приобщены судом к материалам настоящего административного дела. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Первомайского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Червяковым А.Ю. на основании исполнительного листа № 2-6-164/2012 от 18.06.2012 года, выданным мировым судьей судебного участка № 6 Первомайского района г. Ростова-на-Дону, вступившим в законную силу 18.06.2012 года, предмет исполнения: алименты на содержание несовершеннолетнего ребёнка ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 2918,00 рублей, что составляет 1/2 прожиточного минимума для детей, с последующей индексацией в твердой сумме ежемесячно, в отношении должника Авагимяна А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя Авагимян А.П. возбуждено исполнительное производство № 50445/12/30/61.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из содержания ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом в течение всего срока исполнительного производства действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Перечень исполнительных действий и мер принудительного исполнения определен положениями гл.7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". При этом судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объем исполнительных действий, необходимых и достаточных для исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем в ходе исполнения исполнительного документа в целях выявления имущества должника, на основании ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», ДД.ММ.ГГГГ были направлены запросы в ГИБДД о штрафах, Росрегистрацию, ПФ, ФМС, в банки. Указанные запросы были продублированы судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ
Также ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об определении задолженности по алиментам.
ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 8 части 1 статьи 47, статей 6, 14 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство № окончено и судебным приставом-исполнителем отменены все назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения. (л.д. 72 - постановление об окончании исполнительного производства).
В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлен порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам.
Так, в силу части 2 указанной статьи размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 6 июня 2016 г. N 1417-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цветкова Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 2 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 38 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации, а также с учетом части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" об обязательности судебных постановлений родители обязаны самостоятельно и добровольно выполнять обязательства по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в том числе так, как они на основании закона определены судебным решением (соглашением об уплате алиментов).
Поскольку взыскание алиментов на содержание ребенка является одним из способов реализации конституционных положений о защите детства (статья 7, часть 2; статья 38 Конституции Российской Федерации) и имеет особое социальное значение, Российская Федерация как правовое и социальное государство обязана гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение указанных платежей может стать одним из основных источников средств к существованию, что предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых - в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка принципами справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности, гарантированности и защиты прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке граждан со стороны членов их семьи - обеспечивалось бы сохранение уровня жизнеобеспечения получателя алиментов - несовершеннолетнего ребенка, а также исключалось бы чрезмерное и неразумное обременение лиц, осуществляющих алиментные выплаты, взыскиваемые в твердой денежной сумме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 841-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кокорина Олега Валерьевича на нарушение его конституционных прав статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 3 и частью второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и от 5 июля 2011 г. N 953-О-О "По жалобе гражданки Плотниковой Марины Викторовны на нарушение ее конституционных прав статьями 3, 4 и 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Таким образом, при исполнении судебных актов о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей необходимо учитывать, с одной стороны, уровень защищенности прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке детей, а также необходимость максимального сохранения уровня их жизни, а с другой стороны, исключать чрезмерное обременение осуществляющих выплаты таких алиментов лиц.
Как следует из материалов исполнительного производства №, приобщенных судом к материалам настоящего административного дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес врио. начальника Первомайского РОСП ГУФССП России по РО - старшего судебного пристава Большаковой О.А. поступило заявление взыскателя Куриленко (ранее Авагимян) А.П. о расчете задолженности по алиментам начиная с ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Авагимяна А.В. (л.д. 71). В обоснование заявленных требований взыскателем были представлены справки о доходах должника за ДД.ММ.ГГГГ, копия постановления о расчёте задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ
Судебным приставом-исполнителем Раевской В.Н. на основании поступившего заявления взыскателя о расчете задолженности по алиментам были получены ДД.ММ.ГГГГ письменные объяснения должника, из которых следует, что Авагимян А.В. с ДД.ММ.ГГГГ оплачивает алименты на содержание своего несовершеннолетнего ребенка путем переводом денежных средств насчет бывшей супруги, а также путем удержания из заработной платы 16,5 % от дохода. В обоснование указанного должником были представлены в материалы исполнительного производства справка с места работы должника от ДД.ММ.ГГГГ о размере удержанных алиментов на содержание несовершеннолетнего Авагимяна Т.А. в размере 16,5 % от его заработной платы ежемесячно за период с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 439627,22 рублей, справка с места работы должника от ДД.ММ.ГГГГ об удержании из заработной платы алиментов на содержание сына Авагимяна Т.А. в размере 16,5 % от его заработной платы ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 74857,88 рублей (л.д. 57-61).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Первомайского районного отделения судебных приставов г. Ростова-на-Дону на основании полученных сведений произведён расчет задолженности по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ Исходя из содержания указанного постановления по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по алиментам составила 20590,00 рублей, задолженность по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ составила 537070,50 рублей. С учетом произведённых удержаний из заработной платы должника судебным приставом-исполнителем произведен расчет задолженности за указанный период в размере 43175,40 рублей (20590,00 рублей + 537070,50 рублей – 514485,10 рублей).
Также в судебное заседание судебным приставом-исполнителем при рассмотрении настоящих требований представлено постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что должнику Авагимяну А.В. определена задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребёнка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 39993,90 рублей. Указанная сумма задолженности рассчитана судебным приставом за период с ДД.ММ.ГГГГ исходя из суммы произведенных удержаний из заработной платы должника в размере 514485,10 рублей.
Как следует из расчета задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ в счет исполнения алиментных обязательств от должника поступило «0» рублей, в связи с чем задолженность за указанный период рассчитана судебным приставом-исполнителем исходя из прожиточного минимума и составила сумму задолженности в общем размере 60012,00 рублей (10002,00 рублей х 0,5 ПМ = 5001,00 рублей х 12 месяцев).
Межу тем в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. Федеральной службой судебных приставов от 19 июня 2012 г. № 01-16), в случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника при отсутствии задолженности по алиментным обязательствам либо если задолженность не превышает 10 тыс. рублей судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона. При наличии задолженности по алиментным обязательствам, превышающей 10 тыс. рублей, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, но не оканчивает исполнительное производство и продолжает применение мер принудительного исполнения. По оконченным и неоконченным (при наличии задолженности) исполнительным производствам о взыскании алиментов проверка бухгалтерий организаций (предприятий) проводится не реже одного раза в течение года по инициативе судебного пристава-исполнителя. При этом проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу судебный пристав-исполнитель должен в обязательном порядке проводить по заявлению либо жалобе взыскателя или в случае не предоставления бухгалтерией организации (предприятия) информации по требованию судебного пристава-исполнителя, направленному в организацию одновременно с копией исполнительного документа и постановлением об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Согласно ч.8 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст.64 Закона, самостоятельно или в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона, а именно судебный пристав вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы, либо при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения.
Исполнительными действиями, согласно ст. 64 Закона, являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст.68 Закона, меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
В данном случае к доводам представителя истца о невозможности предоставления платежных поручений за период с ДД.ММ.ГГГГ суд относится критически, однако ни материалами исполнительного производства, ни судебным приставом-исполнителем, ни заинтересованным лицом не представлено суду документов, свидетельствующих об отсутствии оплаты алиментов за указанный период. Кроме того, из пояснений представителя истца следует, что платежные документы и сведения об удержаниях алиментов из заработной платы представлены были судебному приставу-исполнителю за период с ДД.ММ.ГГГГ что не отрицает судебный пристав-исполнитель и что подтверждается материалами исполнительного производства.
С учетом установленного, суд приходит к выводу об отсутствии задолженности административного истца по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно о неправомерности вынесения постановления о расчете задолженности в рамках оконченного исполнительного производства за указанный период.
В данном случае, судебным приставом-исполнителем в обоснование наличия задолженности за указанный период не представлено суду надлежащих доказательств (акт о проведении проверки работодателя, производящего удержания из заработной платы должника, сведения о счётах должника о перечислениях на имя взыскателя и т.п.). Так согласно представленным материалам исполнительного производства, акт о проверке бухгалтерии предприятия-работодателя отсутствует, из чего суд делает вывод о том, что такая проверка судебным приставом не осуществлялась.
Как установлено судом, с момента окончания исполнительного производства, согласно материалам исполнительного производства, от взыскателя лишь единожды поступало заявление о неполучении алиментов, в связи с чем и произведен расчет задолженности по ДД.ММ.ГГГГ которым должнику назначена задолженность в размере 20590,00 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящий момент установлено, что взыскатель не заявляла о неполучении алиментов. ДД.ММ.ГГГГ взыскателем направлено заявление на имя врио. начальника Первомайского РОСП ГУФССП России по РО Большаковой О.А. о расчете задолженности по алиментам с приложением предыдущего расчета от ДД.ММ.ГГГГ, при том, взыскатель также не заявляла, что не получала алименты в период с ДД.ММ.ГГГГ года. Также и взыскателем не предоставлено судебному приставу-исполнителю документов, подтверждающих отсутствие поступления денежных средств за указанный период. При этом указанное право носит заявительный характер, взыскатель в порядке ст.64.1 Закона вправе была заявить о нарушении своих прав и ходатайствовать о возобновлении исполнительного производства.
В соответствии со ст.113 Семейного Кодекса РФ, взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию. Применяя аналогию права, возобновление исполнительного производства по смыслу есть возбуждение исполнительного производства для дальнейшего применения мер принудительного исполнения в случае нарушения права взыскателя на получение периодических платежей.
Также подлежат удовлетворению и требования административного истца о признании незаконным бездействия врио. начальника Первомайского РОСП ГУ ФССП России по РО Большаковой О.А. в части ненадлежащего контроля за вверенным ей подразделением и в не рассмотрении жалобы, поданной в порядке подчиненности, на постановление судебного пристава-исполнителя Раевской В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №, по следующим обстоятельствам.
Статьей 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" регламентирован порядок обжалования действия/бездействия должностных лиц службы судебных приставов.
Так постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со статьей 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что такая жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе, либо в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В данном случае как установлено судом обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя Раевской В.Н. вынесено ДД.ММ.ГГГГ, жалоба на имя врио. начальника Первомайского РОСП ГУ ФССП России по РО Большаковой О.А. подана ДД.ММ.ГГГГ то есть в установленный законом срок и до момента рассмотрения настоящих административных требований и вынесения решения по настоящему административному исковому заявлению не рассмотрена по существу, постановление по результатам рассмотрения жалобы ни заявителю, ни суду не представлено, материалы исполнительного производства также не содержат сведений о рассмотрении указанной жалобы.
Согласно п. 4.8.3.4 приказа ФССП России от 10.12.2010 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству ФССП России», регистрируемым почтовым отправлением направляются подателю жалобы на действия (бездействие) должностных лиц службы, поданной в порядке подчиненности, копия постановления уполномоченного должностного лица службы с сопроводительным письмом. Реестр почтовых отправлений службой судебных приставов о направлении в адрес подателя жалобы ответа по результатам рассмотрения жалобы также суду не представлен.
Судом установлено, что поданная жалоба соответствует требованиям, предъявляемым законом к жалобе, поданной в порядке подчиненности на постановление судебного пристава-исполнителя, которая в соответствии со статье 126 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должна была быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
Согласно ст. 10 ФЗ-118 «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов).
Старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Законом, имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
С учетом изложенного, суд считает доводы административного истца о бездействии врио. начальника Первомайского РОСП ГУ ФССП России по РО Большаковой О.А. обоснованными и подтверждёнными материалами настоящего административного дела.
Для признания незаконным постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемое постановление, действие (бездействие) не соответствует закону или иным нормативным правовым актам; данное постановление, действие (бездействие) нарушает права и законные интересы заявителя в осуществлении гражданином его прав и свобод.
При этом, для вывода о наличии такого нарушения прав и законных интересов, нарушение должно быть реальным, выражаться в виде определенных и вещественных неблагоприятных конкретно для заявителя последствий. То есть, последствием такого нарушения закона должно быть либо возложение на заявителя каких-либо обязанностей, либо создание для него иных препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Кроме того, согласно ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС Российской Федерации, заявитель, ссылаясь на наличие нарушения его прав и законных интересов действиями должностного лица, должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем Первомайского районного отделения судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Раевской В.Н. нарушены права и законные интересы административного истца в части вынесения постановления о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ в рамках оконченного исполнительного производства №, а также временно исполняющим обязанности начальника Первомайского районного отделения судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области – старшим судебным приставом Большаковой О.А. нарушены законные права и интересы административного истца в части ненадлежащего контроля за вверенным ей структурным подразделением и в не рассмотрении жалобы административного истца, поданной в порядке подчиненности ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя Раевской В.Н. Первомайского районного отделения судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, поскольку судебным приставом-исполнителем представлено в материалы дела постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что судебным приставом-исполнителем также рассчитана задолженность по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ, признанная судом отсутствующей, в связи с чем указанное постановление также подлежит признанию незаконным, вынесенным с учетом постановления о расчете задолженности от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащим признанию незаконным по указанным выше основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Авагимяна А.В. к врио. начальника Первомайского районного отделения судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Большаковой О.А., судебному приставу-исполнителю Первомайского районного отделения судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Раевской В.Н., Управлению Федеральной службе судебных приставов по Ростовской области, заинтересованное лицо: Авагимян А.П. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, признании незаконным бездействия старшего судебного пристава-исполнителя - удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Первомайского районного отделения судебных приставов г. Ростова-на-Дону ГУ ФССП России по Ростовской области Раевской В.Н. о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ в рамках оконченного исполнительного производства № №
Отменить постановление судебного пристава-исполнителя Первомайского районного отделения судебных приставов г. Ростова-на-Дону ГУ ФССП России по Ростовской области Раевской В.Н. о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ в рамках оконченного исполнительного производства №
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Первомайского районного отделения судебных приставов г. Ростова-на-Дону ГУ ФССП России по Ростовской области Раевской В.Н. о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ в рамках оконченного исполнительного производства №
Отменить постановление судебного пристава-исполнителя Первомайского районного отделения судебных приставов г. Ростова-на-Дону ГУ ФССП России по Ростовской области Раевской В.Н. о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ в рамках оконченного исполнительного производства №
Признать незаконным бездействие врио. начальника Первомайского районного отделения судебных приставов г. Ростова-на-Дону ГУ ФССП России по Ростовской области Большаковой О.А. по не рассмотрению жалобы, поданной в порядке подчиненности, от ДД.ММ.ГГГГ на постановление судебного пристава-исполнителя Раевской В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконным ненадлежащий контроль за вверенным подразделением врио. начальника Первомайского районного отделения судебных приставов г. Ростова-на-Дону ГУ ФССП России по Ростовской области Большаковой О.А.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 октября 2023 года.
Судья И.В. Морозов