ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3985/2023 от 21.11.2023 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело №2А-3985/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 21 ноября 2023 года

Советский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Ежова Д.С., при секретаре судебного заседания ФИО8, с участием представителя административного истца ФИО9, представителя административного ответчика ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по (адрес) и (адрес) Эл, ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по (адрес) и (адрес) Эл ФИО12 о признании незаконными предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства №ПМ 52№..., 52№... от (дата) и ответ ФИО6 от (дата)№...,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с указанными административными исками, объединенными в единое производство, указав в обоснование заявленных требований следующее.

ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: №..., общей площадью 174135 кв. м. и №... общей площадью 42999 кв.м.. расположенных по адресу: (адрес), р-н Сокольский, с/с Волжский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

В отношении ФИО1ФИО5 по (адрес) и (адрес) Эл (далее — административный ответчик), проводилось проверочное мероприятие №ПМ №... 8267, №ПМ 52№... от 15.09.2022г. и выданы Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства №ПМ 52№..., 52№... от 15.09.2022г.

Согласно вышеуказанным Предостережениям ФИО1 предложено:

1. разработать и предоставить проект культуртехнической мелиорации вышеуказанных земельных участков в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 15.09.2019г. №... «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель»;

2. провести культуртехническую мелиорацию вышеуказанных земельных участков согласно разработанному и согласованному проекту культуртехнической мелиорации;

3. привести вышеуказанные земельные участки в состояние, пригодное для использования по его целевому назначению;

4. ввести вышеуказанные земельные участки в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства в соответствии с видом разрешенного использования до (дата).

06.10.2022г. ФИО1 подал возражения (письмо №...ПД от 06.10.2022г.) о несогласии с указанным предостережением.

В ответ на возражение ФИО1,, административный ответчик письмом от 01.11.2022г. №... сообщил о том, что не согласен с возражениями административного истца и сообщает о запрете использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения до рассмотрения межведомственной комиссией нового заявления ФИО1 согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 08,06.2022г. №... «О внесении изменений в Положение об особенностях использования, охраны, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения».

Считает вышесказанные Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства №ПМ 52№..., 52№... от 15.09.2022г. и ответ на возражение от 01.11.2022г. №... являются незаконными и нарушают мои права и законодательство РФ но следующим основаниям:

1. В соответствии с пунктом 7 Положения N 1509 (в первоначальной редакции) правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу названного постановления Правительства Российской Федерации или со дня регистрации нрава на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного ФИО6 агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в ФИО2 службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ФИО2 службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

14.02.2022г. ФИО1 направил Уведомление об использовании лесов, расположенных на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения Министру сельского хозяйства и продовольственных ресурсов (адрес). ФИО13ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю ((адрес)), ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю по (адрес) и (адрес)-Эл, ФИО13ФИО2 службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФИО3 по (адрес) о том, что в соответствии с п.7 Положения N 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» вышеуказанные земельные участки будут использоваться в следующих целях:

- заготовка древесины (п.1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ);

- заготовка живицы (п.2 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ);

- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (п.3 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ);

- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (п.4 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ);

- и другие виды деятельности согласно Уведомления от 14.02.2022г.

Из Россреетра по (адрес), из ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю ((адрес)) пришли ответы о том, что информация из вышеуказанного Уведомления принята к сведению и учете в работе.

Таким образом, в соответствии с требованиями пункта 7 Положения N 1509 ФИО1 направил в соответствующие государственные органы уведомления об использовании лесов на принадлежащих ему земельных участках с указанием видов их использования, предусмотренных пунктами 1- 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Более того, согласно п.2. Постановления Правительства РФ от (дата)№... «О внесении изменений в положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» правообладатели земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, направившие до дня вступления в силу настоящего постановления уведомления об использовании лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, обязаны направить в территориальные органы ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору заявления об использовании земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с пунктом 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" (в редакции настоящего постановления), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Согласно ч.4. Постановления Правительства РФ от (дата)№... в случае если в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления в территориальный орган ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору направлено заявление в срок, указанный в пункте 2 настоящего постановления, наличие на 50 и более процентах площади земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения зарастания древесно-кустарниковой растительностью до рассмотрения такого заявления межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации".

Таким образом, действующее на момент направления ФИО1 Уведомления от 14.02.2022г. законодательство позволяло собственникам земельных участков сельскохозяйственного назначения использовать леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с предписаниями статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации,. Положения N 1509.

Данная правовая позиция подтверждена сложившейся судебной практикой (например, кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от (дата)№...а-15735/2022).

2. Не направление в орган государственного контроля уведомления об исполнении предостережения может служить основанием для организации государственного контроля (надзора) в отношении ФИО1

Следовательно, в случае отсутствия у ФИО1 нарушений и направление в его адрес безосновательного предостережения, на него будет возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований нормативных актов, что повлечет нарушение прав и законных интересов лица, надлежащим образом исполняющего возложенные на него законом обязанности.

ФИО2 закон от 23,06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (п. 3 ст. 20) предусматривает; что в случае неисполнения требования, изложенного в предостережении, лицо, которому оно было объявлено может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, что влечет негативные финансовые последствия для субъекта предпринимательской деятельности в виде оплаты штрафа.

Таким образом, в любом случае, предостережение возлагает определенные обязанности.

Следовательно, издание предостережения уполномоченным органом в отношении ФИО1 может являться предметом судебного контроля, поскольку иной вывод противоречит вышеназванным положениям действующего законодательства и не обеспечит восстановление нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой.

По правилам главы 22 КАС РФ главы 24 АПК РФ могут быть оспорены в том числе письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию».

О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт. протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы; созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании решения (действия) органа государственной власти, его должностного лица, если установит, что оспариваемое решение (действие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.

По смыслу статей 218. 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Из указанного следует, что направленное в орган государственного контроля уведомление об исполнении предостережения и приложенные к нему документы; равно как и указание в уведомление недостаточных сведений об устранении нарушения либо представление возражений на предостережение может служить основанием для организации государственного контроля (надзора) в отношении ФИО1. В свою очередь непредставление такого уведомления либо возражений является основанием для рассмотрения административным органом вопроса о привлечении субъекта к ответственности по статьей 19.7 Ко АН РФ.

С учетом изложенного, предостережение является ненормативным правовым актом, в связи с чем подлежит оспариванию в порядке главы 22 КАС.

Данная правовая позиция указана в ПВС №... от (дата)

3. При проведении данных проверочных мероприятий нарушено Постановление Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от (дата) Ш 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"), которым установлен запрет на проведение до конца 2022 г. внеплановых и внеплановых проверок.

Согласно вышеуказанного Постановления Правительства РФ №... внеплановые проверки могут проводиться в исключительных случаях при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения ЧС. В этом случае они должны быть согласованы с органами прокуратуры,

В отношении ФИО1 данные условия отсутствуют, кроме того, проверка не согласована с (адрес).

4. ФИО5 по (адрес) и (адрес) Эл не учло тот факт, что, участки находятся в пределах зоны с особыми условиями из-за близости Горьковского водохранилища в связи с чем, на данные земельные участки установлена водоохранная зона с прибрежной защитной полосой Горьковского водохранилища.

Так, на земельный участок № №... согласно выписки из ЕГРП установлены следующие ограничения: вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации: Срок действия: не установлен; реквизиты документа-основания: постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов от (дата)№... выдан: Правительство Российской Федерации; Содержание ограничения (обременения): Ограничения в границах зоны устанавливаются в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03,06,2006 №74-ФЗ; Реестровый номер границы; 52:07-6,50: Вид зоны по документу: граница водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища в пределах (адрес) 6; Тип зоны: Водоохранная зона; Номер:.

Так, на земельный участок № №... согласно выписки из ЕГРН также установлены следующие ограничения: вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации; Срок действия: не установлен; реквизиты документа-основания: постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" от (дата)№... выдан: Правительство Российской Федерации; Содержание ограничения (обременения): Ограничения в границах зоны устанавливаются в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03,06.2006 №74-ФЗ; Реестровый номер границы: 52:07-6.50: Вид зоны по документу: граница водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища в пределах (адрес) 6; Тип зоны: Водоохранная зона: Номер: I

Согласно п.2 Примечаний к ПВС от (дата)№... «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» признаки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего документа, не учитываются, если они выявлены на площади частей земельных участков:

б) которые включены в границы особо охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования территорий, использование которых для целей ведения сельского хозяйства ограничено в соответствии с правовым режимом таких территорий и зон.

Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (вступило в силу с (дата)).

Таким образом, данные земельные участки не подпадают под признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, а следовательно вырубка лесов не допускается.

5. Согласно п.5 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата) N 166 может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальных предпринимателем сведений и документов.

В тоже время оспариваемыми Предостережениями возложена обязанность на ФИО1 по разработке и предоставлению проекта культуртехнической мелиорации вышеуказанных земельных участков в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 15,09.2019г. №... «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель».

6. Административным ответчиком не предоставлены каких-либо доказательств вменяемого правонарушения, административным ответчиком не составлялись Акты осмотра, иные документы. в которых фиксировались вменяемые нарушения.

Исходя из изложенного, считаем, что Административный ответчик не доказал наличия признаков нарушения обязательных требований, отраженных в вышеуказанных Предостережениях.

На основании изложенного (с учетом принятых судом уточнений), истец просит суд признать незаконными Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства №ПМ 52№..., 52№... от 15.09.2022г. и ответ ФИО5 по (адрес) и (адрес) Эл от 01.11.2022г. №....

Представитель административного истца ФИО9 в судебном заседании поддержал доводы административного искового заявления, просил его удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО10 возражала против удовлетворения административного искового заявления, дала пояснения по существу дела.

Иные стороны участвующие в рассмотрении дела в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного ФИО6, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу положений ст. 75 ФИО2 закона от (дата) № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под выездным обследованием в целях настоящего ФИО2 закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.

При этом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 ФИО2 закона от (дата) № 248-ФЗ к объектам государственного контроля (надзора) относятся, в том числе земельные участки.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: №..., общей площадью 174135 кв. м. и №... общей площадью 42999 кв.м., расположенных по адресу: (адрес), р-н Сокольский, с/с Волжский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Из материалов дела следует, что должностным лицом ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по (адрес) и (адрес) Эл на основании заданий от (дата)№... и №... проведены (дата) выездные обследования земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., расположенных по адресу: (адрес), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 174135 кв. м. и 42999 кв. м. соответственно.

По результатам обследования составлены протоколы осмотра от (дата)№...,413, заключения о результатах выездного обследования от (дата)№...,413.

На основании ч. 2 ст. 57 ФИО2 закона от (дата) № 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

Приказом ФИО7 от (дата)№... утверждены форма задания на проведение ФИО2 службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, форма заключения по результатам мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом при осуществлении ФИО2 государственного земельного контроля (надзора) и порядок оформления.

Согласно п. 5 Приложения №..., утвержденного Приказом ФИО7 от (дата)№..., по результатам мероприятия без взаимодействия должностным лицом или должностными лицами, проводившим(и) мероприятие оформляется заключение (далее - заключение по результатам мероприятий).

Вместе с тем, действующим законодательством требования по направлению контролируемому лицу заключения по результатам мероприятий без взаимодействия, не установлены.

Постановлением Правительства РФ от (дата)№... «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022 году устанавливался ряд ограничений на проведение плановых, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Вместе с тем, пунктом 10 Постановления Правительства РФ от (дата)№... допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с ФИО2 законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.

Тем самым, Постановлением Правительства РФ от (дата)№... не установлены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.

Суд учитывает, что контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия проводились в отношении объекта контроля (земельного участка), а не в отношении контролируемого лица, в рассматриваемом случае гражданина ФИО1

Таким образом, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия нарушения требований ФИО2 закона от (дата) № 248-ФЗ должностными лицами ФИО6 не судом не установлено.

В соответствии с положениями ст. 45 ФИО2 закона от (дата) № 248-ФЗ объявление предостережения является одним из видов профилактических мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами.

В ходе выездного обследования должностным лицом ФИО6 установлено, что указанные земельные участки на всей площади заросли деревьями (березы высотой свыше 1,5м), кустарниками (ива кустарниковая высотой свыше 1,5м) и сорными растениями (пырей ползучий, полынь обыкновенная). По результатам выездного обследования ФИО1 объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от (дата) №№ ПМ 52№..., 52№....

Согласно ч.ч 1,2 ст. 49 ФИО2 закона от (дата) № 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим ФИО2 законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Предостережения от (дата) №№ ПМ 52№..., 52№... объявлены ФИО1 в соответствии с положениями ФИО2 закона от (дата) № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а не в порядке положений ФИО2 закона от (дата) № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Из оспариваемых предостережений следует, что ФИО1 объявлено о недопустимости нарушения обязательных требований от (дата) №№ ПМ 52№..., 52№... гражданину было предложено: разработать и согласовать проект культуртехнической мелиорации земельного участка; провести культуртехническую мелиорацию; Привести земельный участок с кадастровым номером №... в состояние, пригодное для использования его по целевому назначению; Ввести земельный участок с кадастровым номером №... в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства в соответствии с видом разрешенного использования до (дата), включительно.

При этом в объявленных предостережениях отсутствуют какие-либо требования, в том числе по предоставлению в ФИО6 сведений и документов, а также возложение определенных обязанностей на гражданина.

Из анализа содержания объявленных ФИО1 предостережений следует, что предостережения направлены на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, носят информативный характер. При этом неисполнение изложенных в предостережении предложений о принятии мер по обеспечению соблюдения требований законодательства не несет возможность привлечения лица к юридической ответственности.

Относительно доводов административного истца о том, что ответчик не имел права выносить обжалуемые предостережения ввиду того, что истец направил в соответствующие государственные органы уведомления об использовании лесов на принадлежащих ему земельных участках с указанием видов их использования, судом установлено следующее.

Постановлением Правительства от (дата) N 1043 внесены изменения в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 1509 (далее - Положение).

Новая редакция положения об использовании лесов на сельскохозяйственных землях заменяет уведомительный характер использования таких лесов на разрешительный. Собственник земельного участка должен подготовить заявление, разработать проект освоения лесов, подать лесную декларацию.

Согласно п. 7 Положения правообладатель либо уполномоченное им лицо до (дата) или в течение 2 лет со дня возникновения нрава на соответствующий земельный участок вправе направить по установленной форме заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в территориальный орган ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с указанием сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на соответствующих земельных участках, составленных но форме приложения к заявлению. Дополнительно собственник прилагает материалы фото - и/или видеофиксации насаждений.

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от (дата) N 1043 "О внесении изменений в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" правообладатели земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, направившие до дня вступления в силу настоящего постановления уведомления об использовании лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, обязаны направить в территориальные органы ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору заявления об использовании земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с пунктом 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" (в редакции настоящего постановления), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Из материалов дела следует, что административным истцом ФИО1 не соблюден разрешительный порядок использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Заявление, установленное Постановлением Правительства от (дата) N 1043, в адрес ФИО6 не направлено, процедура освоения лесов, располагающихся на землях сельскохозяйственного назначения, закрепленная Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не соблюдена.

ФИО2 законом от (дата) N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" были внесены изменения в лесное законодательство, направленные на борьбу с реализацией незаконно заготовленной древесины. Указанным ФИО2 законом введен учет древесины и сделок с ней, который осуществляется через сбор, анализ, обработку информации и контроль за достоверностью такой информации, представленной в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС древесины и сделок с ней).

Согласно ч. 1 ст. 50.6 Лесного кодекса РФ ЕГАИС древесины и сделок с ней является ФИО2 информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным ФИО2 органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 9 ст. 50.6 ЛК РФ в ЕГАИС древесины и сделок с ней содержится документированная информация:

1) о юридических лицах и их филиалах, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих заготовку древесины; о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях, совершивших сделки с древесиной;

2) о сделках с лесными участками и насаждениями: о документах, являющихся основаниями для использования лесных участков; о договорах купли-продажи лесных насаждений; о контрактах, указанных в ч, 5 ст. 19 ЛК РФ;

3) информация, содержащаяся в проекте освоения лесов;

4) о лесных декларациях и об отчетах об использовании лесов; о сделках с древесиной;

5) о фактическом объеме полученной древесины;

6) о маркировке древесины;

7) о лицах, владеющих на праве собственности или ином законном основании древесиной и местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры;

8) об адресах (местоположении) мест (пунктов) складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;

9) о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющим использование лесов, при осуществлении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины, и об автотранспортных средствах, осуществляющих транспортировку древесины.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в систему учета древесины информацию, указанную в п. п. 7 - 13 ч. 9 ст. 50.6 ЛК РФ, в электронном виде по установленным формам, либо в соответствии с использованием функционала системы учета древесины или специализированного программного обеспечения. Правила представления информации в ЕГАИС древесины и сделок с ней утверждены Постановлением Правительства РФ от (дата) N1553.

Согласно данным ЕГАИС древесины и сделок с ней, а также выписки из ЕГРИП установлено, что ФИО1 деятельность по использованию лесов не проводится.

С учетом изложенных обстоятельств, ответчик имел право вынести обжалуемые предостережения, как один из способов пресечения возможных правонарушений со стороны административного истца.

Из материалов дела следует, что 06.10.2022г. ФИО1 подал возражения (письмо №...ПД от 06.10.2022г.) о несогласии с указанными предостережениями.

В ответ на возражение ФИО1 административный ответчик письмом от 01.11.2022г. №... сообщил о том, что не согласен с возражениями административного Истца и сообщает о запрете использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения до рассмотрения межведомственной комиссией нового заявления ФИО1 согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 08.06.2022г. №... «О внесении изменений в Положение об особенностях использования, охраны, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения».

Суд учитывает, что из ответа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира (адрес) от (дата) следует, что Земельный участок с кадастровым номером №... земли лесного фонда не пересекает. Пересечение устранено на основании акта об изменении документированной информации государственного лесного реестра от (дата)№...-в.

Земельным участок с кадастровым номером №... имеет пересечение, площадью 0,1160 га, с землями лесного фонда (адрес) лесничества, Каргинского участкового лесничества, квартал №... (выдел 21). Вопрос устранения имеющиеся противоречий будет рассмотрен на предмет соответствия закону от 29,072017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в шлях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории.

Таким образом, обжалуемый ответ ФИО7 от 01.11.2022г. №... дан уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок, с учетом фактических обстоятельств в рамках предмета рассматриваемых правоотношений и в соответствии с требованиями действующего ФИО2 законодательства.

Несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении его обращения.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата)№... «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий административный иск не подлежит удовлетворению.

По общему правилу, установленному ст. 62 КАС РФ, бремя доказывания заявленных требований и возражений лежит на сторонах.

В соответствии с ч. 9, ч. 10 ст. 226 КАС РФ орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) обязаны доказать законность обжалуемого решения, а лицо, его оспаривающее, обязано доказать наступление неблагоприятных последствий в виде нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо незаконного возложения на него каких-либо обязанностей.

С учетом вышеизложенного, оспариваемые предостережения №... от (дата) и №... от (дата) вынесены не в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, а при профилактической деятельности, и содержат разъяснения, о том, что выявлены признаки нарушения, которые могут повлечь за собой административную ответственность, предложены меры по соблюдению обязательных требований.

Предостережения объявлены в рамках полномочий контролирующего органа, процедура соблюдена. Оспариваемые предостережения, как и ответ на несогласие с ними истца, не нарушают права и законные интересы административного истца, не создают препятствий к законному осуществлению прав, не налагают незаконной обязанности и не являются основанием для привлечения к ответственности, силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель предупредить о недопустимости совершения нарушений закона.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания, предусмотренные ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения требований ФИО1 к ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по (адрес) и (адрес) Эл, ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по (адрес) и (адрес) Эл ФИО12 о признании незаконными предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства №ПМ 52№..., 52№... от (дата) и ответ ФИО6 от (дата)№....

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении Административных исковых требований ФИО1 к ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по (адрес) и (адрес) Эл, ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по (адрес) и (адрес) Эл ФИО12 о признании незаконными предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства №ПМ 52№..., 52№... от (дата) и ответ ФИО6 от (дата)№... - отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Д.С.Ежов