Подлинник данного решения приобщен к административному делу
№ 2а-398/2018Альметьевского городского суда РТ
Дело № 2а-398/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2018 года г. Альметьевск РТ
Альметьевский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Исмагилова А.Т.,
при секретаре Батаевой Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 обоспаривании бездействия Альметьевского РО СП УФССП России по Республике Татарстан,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд административным исковым заявлением по вышеприведенной формулировке, в обоснование требований указал, что 01 декабря 2017 года обратился в Альметьевский РО СП УФССП России по РТ с заявлением о возврате взысканной в качестве исполнительского сбора денежной суммы в размере 1000 рублей. По состоянию на момент обращения с административным исковым заявлением денежная сумма административному истцу не возращена в нарушение «Правил возврата должнику исполнительского сбора». В связи сизложенным просил признать бездействие Альметьевского РО СП УФССП России по РТ в части не выполнения п. 6 Правил незаконным и возложить обязанность по возврату денежных средств в размере 1000 рублей.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал, обосновывая на доводах, изложенных в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель Альметьевского РО СП УФССП России по РТ, Управления ФССП России по РТ в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.
Судебный пристав-исполнитель, на исполнении которой находился исполнительный документ, ФИО2, в судебном заседании пояснила, что действия, направленные на возврат исполнительского сбора, как с ее стороны, так и со стороны отдела выполнены. В Управление ФССП России по РТ направлена заявка о необходимости осуществления возврата ФИО1 суммы удержанного исполнительского сбора, представителями Управления 21 декабря 2017 года составлена докладная записка на имя и.о. руководителя УФССП России по РТ и заявка на возврат № 162. Время прохождения бухгалтерских документов в управлении зависит не от нее, денежные средства находятся на счете Управления Федерального казначейства.
Выслушав доводы административного истца, судебного пристава-исполнителя, изучив материалы административного искового дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.
Согласно п. 10 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены исполнительного документа. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 11 ст. 112 Закона РФ "Об исполнительном производстве").
Правила возврата должнику исполнительского сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 550.
В соответствии с п. 2 указанных Правил исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно п. 3 Правил возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор. В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.
К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.
Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (п. 6 Правил).
Как установлено в судебном заседании, административный истец обратился 01 декабря 2017 года с заявлением в Альметьевский РО СП УФССП России по РТ о возврате исполнительского сбора.
21 декабря 2017 года начальником отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по РТ в адрес и.о. руководителя Управления составлена служебная записка, согласно которой исполнительский сбор взыскан с ФИО1 и перечислен в доход федерального бюджета, и право административного истца на возврат исполнительского сбора восстановлено.
16 января 2017 года составлена заявка № 162 в министерство финансов РФ на возврат указанной суммы исполнительского сбора.
Ранее, административный истец обращался в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Альметьевского РО СП УФССП России по РТ в части непринятия мер по возврату исполнительского сбора. Решением суда от 29 ноября 2017 года, на данное решение ФИО1 подана апелляционная жалоба. При рассмотрении дела было также установлено, что право ФИО1 на получение исполнительского сбора со стороны судебного пристава-исполнителя восстановлено, путем признания заявления обоснованным и направления заявки на возврат исполнительского сбора в Управление ФССП России по РТ.
Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные п. 4 Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) (п. 5 Правил).
Распорядителем (администратором) доходов бюджета в данном случае является не структурное подразделение, а непосредственно Управление ФССП России по РТ.
Бездействие может быть признано незаконным, если имелась возможность совершить необходимые исполнительные действия, однако не были сделаны, что привело к нарушению прав и законных интересов стороны исполнительного производства.
В данном случае бездействия со стороны Альметьевского РО СП УФССП России по РТ не усматривается, поскольку осуществлены действия, направленные на возврат исполнительского сбора административному истцу.
Кроме того, административный истец обратился с заявлением об обжаловании бездействия службы судебных приставов только 09.01.2018, то есть, уже после того, как его право на возврат исполнительского сбора было восстановлено.
Пункт 6 «Правил возврата должнику исполнительского сбора» на который ссылается в административном иске ФИО1, регулирует сроки возврата исполнительского сбора с момента поступления заявления в территориальное подразделение службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор, при этом соблюдение данного пункта не может быть возложено на территориальное подразделение службы судебных приставов, поскольку Альметьевский РО СП УФССП России по РТ не является распорядителем доходов бюджета и у него отсутствуют полномочия по вмешательству на процесс возврата денежных средств, поступивших на счета федерального казначейства,
На основании изложенного и руководствуясь 180-185 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании бездействия Альметьевского РО СП УФССП России по РТ в части не выполнения требований п. 6 «Правил возврата должнику исполнительского сбора» и возложении обязанности по возврату денежных средств – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу составлено 22 января 2018 года.
Судья подпись
Копия верна:
Судья Альметьевского городского суда РТ А.Т. Исмагилов
Решение вступило в законную силу «_____ » ___________ 201__ года
Судья