ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-398/2022 от 13.04.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-013915-10 дело № 2а-398/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Баранове Д.А.,

с участием административного истца Острякова В.Н.,

представителя ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми Оплесниной В.В.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 13 апреля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Острякова Владимира Николаевича к ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, старшему инспектору ОКБИ и ХО ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми Попову М.В., УФСИН России по Республике Коми, РФ в лице ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в необеспечении предметами вещевого довольствия, восстановлении нарушенных прав, взыскании денежной компенсации,

установил:

Остряков В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в необеспечении предметами вещевого довольствия, восстановлении нарушенных прав путем обеспечения вещевым довольствием, взыскании в связи с допущенным нарушением условий содержания денежной компенсации в размере 105000 руб. В обоснование заявленных требований административным истцом указано о том, что по прибытии в 2015 году в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми и во время отбывания наказания в указанном исправительном учреждении он не был обеспечен вещевым довольствием в полном объеме с учетом климатических условий. Выданное довольствие выдано в изношенном состоянии. До настоящего времени он не обеспечен летней обувью, вещевым довольствием в целом.

Уточнив требования, в дополнение к ранее изложенным основаниям административного иска, истец указал о необеспечении его должным питанием согласно нормам положенности. Сослался на то, что получает питание согласно приложению № 5 Приказа Минюста № 189. В предоставляемом питания мясо отсутствует, продукты питания выдаются в меньшем количестве, чем указано в названном Приказе. Ссылаясь на фактические обстоятельства, просил суд взыскать в его пользу денежную компенсацию в размере 900000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, старший инспектор ОКБИ и ХО ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми Попов М.В.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в иске. Ссылался на то, что по причине непредоставления летней обуви он был лишен прогулки.

Представитель ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми заявленные требования не признала, указав о том, что нарушений прав административного истца не допущено. В части обеспечения летней обувью пояснила, что летняя обувь административному истцу предоставлялась, однако, от ее получения Остряков В.Н. отказался.

Ранее в судебном заседании Попов М.В. пояснял, что непосредственно осуществляет обеспечение осужденных вещевым довольствием. При поступлении осужденных вещи выдаются по нормам положенности, в последующем по заявлениям. Острякову В.Н. дважды предлагалась летняя обувь, от получения которой истец отказался, что зафиксировано актом. Повторный отказ фиксировался на видеорегистратор, но по причине истечения срока хранения, представить видеозапись не представляется возможным.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ и установленные по результатам их оценки обстоятельства, суд приходит к следующему.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).

Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ и изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, имеет право на присуждение за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Право лиц, находящихся в пенитенциарном учреждении, на получение компенсации в результате нарушения условий содержания в исправительном учреждении, закреплено в статье 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.

ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

Государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ).

В силу требований части 2 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.

Согласно части 3 указанной статьи минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и порядок обеспечения названных лиц вещевым довольствием.

Нормой № 1 Приложения № 1 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216 установлены наименование предметов вещевого довольствия, их количество на одного человека, сроки носки для осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях.

В соответствии с нормами вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, являющихся приложением к названному приказу, указанным лицам выдаются: головной убор зимний – 1 шт. (срок носки 3 года), головной убор летний – 1 шт. (3 года), куртка утепленная – 1 шт. (3 года), костюм – 2 комплекта (3 года), сорочка верхняя – 2 шт. (2 года 6 месяцев), свитер трикотажный – 1 шт. (3 года), белье нательное – 2 комплекта (3 года), белье нательное теплое – 2 комплекта (3 года), майка – 3 шт. (2 года), трусы – 2 шт. (1 год), носки хлопчатобумажные 4 пары (1 год), носки полушерстяные 2 пары (1 год), брюки утепленные – 1 шт. (3 года), рукавицы утепленные 1 пара (1 год), ботинки комбинированные - 1 пара (3 года), сапоги мужские комбинированные зимние – 1 пара (2 года 6 месяцев), полуботинки летние – 1 пара (2 года), тапочки – 1 пара (3 года), пантолеты литьевые – 1 пара (3 года).

Согласно примечанию нательное белье выдается в местностях с жарким климатом.

Нормой № 6 Приказа установлено снабжение указанной категории лиц постельными принадлежностями и мягким инвентарем, с установлением норм положенности на одного человека и сроков эксплуатации, предоставлению подлежит: одеяло (полушерстяное или с синтетическим наполнителем) 1 шт. (срок эксплуатации 4 года), матрац (ватный или с синтетическим наполнителем) 1 шт. (4 года), подушка (ватная или с синтетическим наполнителем) 1 шт. (4 года), простыня - 4 шт. (2 года), наволочка подушечная верхняя 2 шт. (2 года), полотенце 2 шт. (1 год), полотенце банное - 1 шт. (1 год), полотенце гигиеническое (выдается лицам женского пола) 2 шт. (1 год).

Согласно примечанию при использовании мягкого инвентаря с синтетическим наполнителем сроки эксплуатации предметов увеличиваются на 1 год.

Приложением № 6 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216 определено, что отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности. Вещевое довольствие осужденных подразделяется на летнюю и зимнюю форму одежды. Переход на ношение летней и зимней формы одежды устанавливается приказами руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы.

Пунктом 2 Порядка обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 3), утвержденного Приказом Минюста России от 03 декабря 2013 года № 216, установлено, что сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов.

Исходя из буквального толкования пункта 2 Порядка, письменное заявление о выдаче вещевого довольствия требуется, в том числе, и после истечения срока носки, поскольку до его истечения повторная выдача названным пунктом Порядка не предусмотрена.

Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету.

В пункте 3 Порядка предусмотрена возможность выдачи лицам, осужденным к лишению свободы и лицам, содержащимся в следственных изоляторах, бывших в употреблении предметов одежды, пригодных для дальнейшей эксплуатации.

При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения (пункт 4).

При разрешении заявленных требований на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми Остряков В.Н. прибыл 13.11.2015 из ФКУ ИК – 22.

По информации ответчика в ФКУ ИК – 22 Острякову В.Н. 15.11.2014 были выданы телогрейка (куртка) – 1 шт., свитер – 1 шт., шаровары ватные (брюки утепленные) – 1 шт., костюм х/б – 2 шт, рубаха х/б (сорочка) – 1 шт., белье нательное зимнее – 1 шт., майка – 1 шт., трусы – 2 шт., шапка (головной убор зимний) - 1 шт., сапоги – 1 шт., рукавицы – 1 шт., носки полушерстяные – 2 шт., сланцы (пантолеты) – 1 шт., полотенце – 2шт.

Согласно лицевому счету осужденного № 0-4198 по прибытию в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми Острякову В.Н. были выданы: матрац – 1 шт., одеяло – 1 шт., подушка 1 шт., простынь 4 шт., наволочка – 2 шт., ложка – 1 шт., полотенце банное – 1 шт. (л.д.25).

С учетом вещей, находящихся в пользовании истца на дату прибытия в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, сроков их носки, а также вещей, выданных в указанном пенитенциарном учреждении, учитывая перечень предметов, которые должны были быть выданы по сезону осужденному по прибытию в исправительное учреждение, по состоянию на 13.11.2015 (дату прибытия), Остряков В.Н. не был обеспечен: носками хлопчатобумажными – 4 шт., ботинками комбинированными – 1 шт., пантолетами литьевыми – 1 пара (с учетом сроков носки), тапочками – 1 шт., сорочкой верхней - 1 шт. (из 2 положенных выдана 1), бельем нательным теплым – 1 шт. (из 2 только 1), майкой – 2 шт. (из 3 выдана 1).

Иными предметами, установленными вышеуказанными нормами, в частности, исходя из доводов иска, головным убором зимним, курткой утепленной, свитером трикотажным, брюками утепленными, зимними сапогами комбинированными, тапочками, - административный истец обеспечен, что подтверждается копией лицевого счета осужденного.

02.12.2015 истцу были выданы белье нательное теплое – 1 компл., рукавицы утепленные 1 пара.

Согласно материалам дела носками хлопчатобумажными, полуботинками и тапочками Остряков В.Н. был обеспечен 08.04.2016.

Оценивая правомерность исковых требований, суд исходит из приведенных в их обоснование оснований – конкретного перечня вещевого довольствия с учетом поданных на имя административного ответчика заявлений.

Согласно представленным в материалы дела копиям обращений истца на имя начальника исправительного учреждения, с заявлением об обеспечении вещевым довольствием, а именно: летним головным убором, костюмом х/б и летней обувью Остряков В.Н. обращался 08.07.2020, 12.05.2021, 11.06.2021, 24.06.2021, указывал, что по причине отсутствия обуви лишен возможности выходить на прогулку.

08.07.2020 Остряков В.Н. просил выдать вещевое довольствие по сезону, а также постельные принадлежности. 08.07.2020 проставлена резолюция «выдать по положенности и по сезону».

12.05.2021 Отряковым В.Н. на имя начальника исправительного учреждения было подано заявление, в котором истец просил обеспечить его летней обувью и летним головным убором. 14.05.2021 проставлена резолюция «выдать по положенности».

11.06.2021 Остряков В.Н. обратился с заявлением на имя начальника ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми об обеспечении головным убором, обувью, костюмом х/б.

24.06.2021 – административным истцом вновь было подано заявление о выдаче ему вещевого довольствия.

В связи с необеспечением вещевым довольствием в полном объеме 16.06.2021 Остряковым В.Н. было подано обращение в Сыктывкарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ. Указанное обращение перенаправлено на рассмотрение ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республики Коми.

По результатам разрешения поданного обращения из ответа ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми от 23.07.2021 на имя административного истца установлено, что Острякову В.Н. 07.08.2019 выданы ботинки комбинированные, головной убор летний выдан 13.07.2020, костюм х/б – 21.07.2021.

В материалы дела представлен акт отказа от получения осужденным вещевого довольствия от 21.07.2021, из которого следует, что от получения полуботинок летних осужденный Остряков В.Н. отказался. Отказ административного истца зафиксирован подписями должностных лиц исправительного учреждения.

Доказательств обеспечения административного истца пантолетами литьевыми в материалы дела не представлено.

При наличии указанных доказательств и установленных обстоятельств факт необеспечения Острякова В.Н. на дату прибытия в исправительное учреждение положенным вещевым довольствием в полном объеме подтвержден, что указывает о праве административного истца в связи с этим на взыскание в его пользу денежной компенсации.

Разрешая требования иска в части необеспечения Остряковым В.Н. надлежащим питанием, суд учитывает следующее.

Согласно сведениям административного ответчика, информации ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России, осужденный Остряков В.Н. по прибытии в исправительное учреждение ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми с 13.11.2015 состоит на диспансерном учете с диагнозом ...

В связи с имеющимся хроническим заболеванием ... административный истец получает питание согласно приложению 5 примечание 2 пункт «а» к приказу 189 МЮ РФ от 07.09.2018.

Так, согласно справке отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми осужденный Остряков В.Н. получает питание в соответствии с повышенными нормами питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях ФСИН, на мирное время согласно пункту «а» примечания № 2 приложения № 5 приказа МЮ РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, на мирное время», а также приказа МЮ РФ от 24.09.2020 № 217 «О внесении изменений в приказ МЮ РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, на мирное время».

Согласно определенному в приложении перечню по установленной повышенной норме питания осужденных больных последним из расчета на одного в сутки предоставляется: хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1 сорта – 200 гр, хлеб пшеничный из муки 2 сорта – 200 гр, мука пшеничная 2 сорта – 5 гр, крупы разные, бобовые – 70 гр, макаронные изделия – 20 гр, мясо – 100 гр, рыба потрошенная без головы – 100гр, масло коровье – 20 гр, маргариновая продукция – 15 гр, масло растительное – 20 гр, молоко питьевое – 250 гр, яйцо куриное (штук в неделю) – 3,5, сахар – 40 гр, соль поваренная пищевая – 10 гр, чай натуральный – 1 гр, лавровый лист – 0, 1 гр, горчичный порошок – 0, 2 гр, томатная паста – 3 гр, картофель – 400 гр, овощи (300 гр), в том числе: капуста – 130 гр, свекла – 30 гр, морковь – 50 гр, лук репчатый – 50 гр, огурцы, помидоры, кабачки, коренья, зелень – 40 гр, мясо птицы – 30 гр, крахмал сухой картофельный – 1 гр, кисели сухие витаминизированные/фрукты сушеные – 25/15.

Согласно примечанию дополнительно к данной норме больным ... на одного человека в сутки выдается: хлеб пшеничный из муки 2 сорта - 50 г; макаронные изделия - 10 г; овощи - 50 г; сахар - 5 г; мясо - 50 г; мясо птицы - 20 г; молока питьевое - 250 мл; сок - 100 мл; масло коровье - 20 г; творог - 50 г.

Из письменных пояснений стороны ответчика следует, что пища готовится по утвержденным меню-раскладкам отдельно по каждой норме. Обработка продуктов и приготовление пищи производится с соблюдением обязательных правил и санитарных требований. Качество пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов ежедневно контролируется оперативным дежурным и медицинским работником, о чем свидетельствуют записи в книгах «Учета контроля за качеством приготовления пищи». Положенные нормы доводятся осужденным в 100% объеме. Замена продуктов питания осуществляется лишь в случае необходимости согласно приложению № 7 приказа МЮ РФ 17.09.2018 № 189 и на основании рапортом, утвержденных начальником учреждения.

При проверке доводов истца в изложенной части, суд на основании представленной в материалы дела копии книги учета контроля за качеством приготовления пищи в столовой для осужденных ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, приходит к выводу, что требования установленных правил по обеспечению соответствующей категории лиц питанием соблюдены. Качество обеспечения осужденных, включая питающихся с учетом дополнительной к повышенной норме питания для больных (прим.2 п.а) проверено уполномоченным должностным лицом, замечаний к обеспечению осужденных должным питанием не установлено и в книге учета не отражено.

Оценивая доводы истца в изложенной части по основанию необеспечения его питанием по норме положенности (по весу), суд учитывает разъяснения к утвержденной повышенной норме питания, из которых следует, что при определении граммовки количество продуктов указано без учета их первичной и тепловой обработки. Обращено внимание на то, что 1 гр молока, соков, компотов и других напитков приравнивается к 1 мл.

Руководствуясь изложенным, оснований для удовлетворения заявленных требований в изложенной части по основанию отсутствия нарушения прав административного истца суд не усматривает.

Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

Оценивая правомерность требований иска в их совокупности с учетом приведенных оснований, фактически установленных обстоятельств по делу и требований положений действующего законодательства, установив несвоевременное и не в полном объеме обеспечение административного истца вещевым довольствием при его поступлении в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми и в последующем с учетом поданных Остряковым В.Н. заявлений, суд, принимая решение по делу, исходит из установленного факта нарушения прав административного истца по обеспечению его материально-бытовым довольствием и обоснованности требований иска в изложенной части.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

С учетом выводов, изложенных в настоящем решении, суд исходит из того, что неисполнение установленных требований исправительным учреждением влечет нарушение прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности (материально-бытового обеспечения). С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в постановлении № 47, данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, в связи с чем в соответствии со статьей 227.1 Кодекса РФ подлежит взысканию компенсация.

Разрешая заявленные требования с учетом фактических обстоятельств и требований закона, представленной в материалы дела совокупности доказательств, установленного ряда нарушений условий содержания Острякова В.Н. в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным требованиям, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В силу установленного законом порядка при определении размера компенсации судом учитываются характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом, характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений, суд с учетом принципов разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации за ненадлежащие условия содержания в результате неполного и несвоевременного обеспечения Острякова В.Н. вещевым довольствием по месту отбытия наказания в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми в размере 5000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Острякова Владимира Николаевича к ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, старшему инспектору ОКБИ и ХО ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми Попову М.В., УФСИН России по Республике Коми, РФ в лице ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в необеспечении предметами вещевого довольствия, восстановлении нарушенных прав, взыскании денежной компенсации, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в необеспечении Острякова Владимира Николаевича предметами вещевого довольствия согласно установленной норме №6 приложения №1 к приказу Минюста России от 03.12.2016 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах».

Обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми обеспечить Острякова Владимира Николаевича предметами вещевого довольствия по норме №1 приложения №6 к Приказу Минюста России от 03.12.2016 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», с учетом поданных Остряковым В.Н. 08.07.2020, 12.05.2021, 11.06.2021, 24.06.2021 заявлений и фактического обеспечения по норме положенности.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Острякова Владимира Николаевича за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившихся в не обеспечении предметами вещевого довольствия по норме №6 приложения №1 к Приказу Минюста России от 03.12.2016 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» компенсацию за нарушение условий содержания в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований Острякову Владимиру Николаевичу отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Печинина