Дело №2а-399/2020
УИД: 23RS0028-01-2020-000583-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лабинск 21 июля 2020 г.
Лабинский районный суд Краснодарского края в составе
судьи Лисунова Н.В.,
при секретаре Перекотий С.А.,
с участием:
представителя административного истца – помощника Лабинского межрайонного прокурора Зиркова В.С.,
представителя административного ответчика – специалиста администрации Зассовского сельского поселения Лабинского района Плазун И.В., действующего на основании доверенности <Номер> от 14.07.2020 года,
представителя заинтересованного лица – специалиста администрации МО Лабинский район Краснодарского края Кубаченко Т.А., действующего на основании доверенности от 14.05.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зассовского сельского поселения Лабинского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в собственность бесхозяйной части газопроводов,
УСТАНОВИЛ:
Лабинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Зассовского сельского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в собственность бесхозяйной части газопроводов.
В обоснование своих требований административный истец указывает на то, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы управления муниципальным имуществом в жилищно-коммунальной сфере, на территории Зассовского сельского поселения муниципального образования Лабинский район.
В ходе проверки установлено, что на территории Зассовского сельского поселения находятся газораспределительные газопроводы, являющиеся безхозяйными: распределительный газопровод по ул. Степной от ж.д. № 8 до ж.д. № 26 и ул. Коммунаров № 4а, 8, 10, ст-цы Зассовская надземной протяженностью 1547 метров; распределительный газопровод по ул. Кирова, ул.50 лет Октября, ул. Лабинской, ул. Чапаева, ст-цы Зассовская подземный протяжённостью 13561,5 метров, надземный протяженностью 219,5 метров; распределительный газопровод по ул. Немыкина к ж.д. 32, ст-цы Зассовская надземный протяженностью 50 метров; распределительный газопровод по ул.50 лет Октября №43 ст-цы Зассовской подземный протяженностью 41,05 метров, надземный 93 метра; распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул.Калинина №5, 7, 12 подземной протяженностью 164,5 метра, надземный протяженностью 200,7 метров; распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул. М.Ковалева, ул.Некрасова, ул.Пугачева, ул.Лабинской, подземный протяженностью 2662 метра, надземный протяженностью 184 метра; распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул.Калинина, ул.Свободная, ул.Некрасова, ул.Спортивная, ул.50 лет Октября подземной протяженностью 1917 метров, надземный протяженностью 85,5 метров; газопроводы-вводы ст-цы Зассовская 320,2 метра надземный, 241,2 метра подземный; распределительный межпоселковый газопровод в.д. от стцы Зассовской до ст-цы Каладжинской 16347 метров подземный; распределительный газопровод по ул.Немыкина, 2 ст-цы Зассовская 72,5 метра надземный.
В нарушение законодательства вышеперечисленные распределительные газопроводы располагаются в административных границах Зассовского сельского поселения, однако до настоящего времени администрацией поселения мер направленных на обращение указанного имущества в собственность не предпринято.
Не обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию, с заявлением о принятии указанных газопроводов на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ.
По данному факту 30.01.2020 года исх. <Номер> прокуратурой главе Зассовского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений в сфере жилищно-коммунального законодательства и законодательства при использовании муниципального имущества путем инициирования принятия бесхозяйной части газопровода на баланс администрации сельского поселения.
Согласно ответу на представление <Номер> от 26.02.2020 года, поступившему в прокуратуру 15.05.2020 года вх. <Номер> ведется работа по признанию бесхозяйным газопровода, однако до настоящего времени указанные газопроводы на учет в качестве объекта бесхозяйного имущества газопроводной сети не взяты.
Статус указанного сооружения как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения и окружающей среды, требует принятия незамедлительных мер по передаче газопровода в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Требования закона по техническому обслуживанию на территории поселения не исполняются, соответствующий договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления со специализированной организацией не заключен.
На основании изложенного просил суд признать незаконным бездействие администрации Зассовского сельского поселения Лабинский район, выразившееся в непринятии в собственность бесхозяйной части газораспределительных сетей Зассовского сельского поселения; обязать администрацию Зассовского сельского поселения поставить на кадастровый учет бесхозяйную часть газораспределительной сети и обратиться с заявлением в межмуниципальный отдел по Лабинскому и Курганинскоу районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю о постановке на учет как бесхозяйного имущества с последующим оформлением в собственность администрации Зассовского сельского поселения бесхозяйной части газораспределительной сети, а именно: распределительный газопровод по ул.Степной от ж.д. №8 до ж.д. №26 и ул. Коммунаров №4а, 8, 10, ст-цы Зассовская надземной протяженностью 1547 метров; распределительный газопровод по ул. Кирова, ул.50 лет Октября, ул. Лабинской, ул. Чапаева, ст-цы Зассовская подземный протяжённостью 13561,5 метров, надземный протяженностью 219,5 метров; распределительный газопровод по ул. Немыкина к ж.д. 32, ст-цы Зассовская надземный протяженностью 50 метров; распределительный газопровод по ул.50 лет Октября №43 ст-цы Зассовской подземный протяженностью 41,05 метров, надземный 93 метра; распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул.Калинина №5, 7, 12 подземной протяженностью 164,5 метра, надземный протяженностью 200,7 метров; распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул. М.Ковалева, ул.Некрасова, ул.Пугачева, ул.Лабинской, подземный протяженностью 2662 метра, надземный протяженностью 184 метра; распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул.Калинина, ул.Свободная, ул.Некрасова, ул.Спортивная, ул.50 лет Октября подземной протяженностью 1917 метров, надземный протяженностью 85,5 метров; газопроводы-вводы ст-цы Зассовская 320,2 метра надземный, 241,2 метра подземный; распределительный межпоселковый газопровод в.д. от ст-цы Зассовской до ст-цы Каладжинской 16347 метров подземный; распределительный газопровод по ул.Немыкина, 2 ст-цы Зассовская 72,5 метра надземный; обязать администрацию Зассовского сельского поселения Лабинского района после оформления права собственности бесхозяйной части газораспределительной сети обеспечить выполнение требований п.9 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. Приказом Ростехнадзора Российской Федерации №542 от 15.11.2013 года, а именно обеспечить заключение договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, уполномоченной осуществлять указанные виды работ.
Представитель административного истца Зирков В.С. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Плазун И.В. исковые требования признал частично, возражал против удовлетворения исковых требований в части распределительного межпоселкового газопровода высокого давления от ст-цы Зассовской до ст-цы Каладжинской, суду пояснил, что указанная недвижимость уже имеет собственника.
Представитель заинтересованного лица Кубаченко Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в части распределительного межпоселкового газопровода высокого давления от ст-цы Зассовской до ст-цы Каладжинской подземного протяженностью 16347 метров, суду пояснила, что данный участок газопровода принадлежит муниципальному образованию Лабинский район.
Представитель заинтересованного лица – филиала №8 АО «Газораспределение Краснодар», извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие в суд не направлял. В этой связи, суд, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст.150 КАС РФ.
Заслушав пояснения сторон, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведённой Лабинской межрайонной прокуратурой установлено, что на территории Зассовского сельского поселения находятся газораспределительные газопроводы, являющиеся безхозяйными: распределительный газопровод по ул.Степной от ж.д. №8 до ж.д. №26 и ул. Коммунаров №4а, 8, 10, ст-цы Зассовская надземной протяженностью 1547 метров; распределительный газопровод по ул. Кирова, ул.50 лет Октября, ул. Лабинской, ул. Чапаева, ст-цы Зассовская подземный протяжённостью 13561,5 метров, надземный протяженностью 219,5 метров; распределительный газопровод по ул. Немыкина к ж.д. 32, ст-цы Зассовская надземный протяженностью 50 метров; распределительный газопровод по ул.50 лет Октября №43 ст-цы Зассовской подземный протяженностью 41,05 метров, надземный 93 метра; распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул.Калинина №5, 7, 12 подземной протяженностью 164,5 метра, надземный протяженностью 200,7 метров; распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул. М.Ковалева, ул.Некрасова, ул.Пугачева, ул.Лабинской, подземный протяженностью 2662 метра, надземный протяженностью 184 метра; распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул.Калинина, ул.Свободная, ул.Некрасова, ул.Спортивная, ул.50 лет Октября подземной протяженностью 1917 метров, надземный протяженностью 85,5 метров; газопроводы-вводы ст-цы Зассовская 320,2 метра надземный, 241,2 метра подземный; распределительный межпоселковый газопровод в.д. от стцы Зассовской до ст-цы Каладжинской 16347 метров подземный; распределительный газопровод по ул.Немыкина, 2 ст-цы Зассовская 72,5 метра надземный.
Вышеперечисленные распределительные газопроводы располагаются в административных границах Зассовского сельского поселения.
В судебном заседании установлено, что распределительный межпоселковый газопровод высокого давления от стцы Зассовской до ст-цы Каладжинской, указанный административным истцом, имеет собственника, которым является муниципальное образование Лабинский район Краснодарского края, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что остальные части газопровода, указанные административным истцом, до настоящего времени не признаны администрацией поселения бесхозяйными, и администрацией не принято мер, направленных на обращение указанных частей газопровода в собственность поселения.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный - контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п.3, 4 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения газоснабжения населения, снабжение населения топливом.
В отношении иного имущества они такими правами не обладают, следовательно, на них не может быть возложена обязанность по содержанию такого имущества до его принятия в свою собственность.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно ст.8.1 Федерального закона от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Статьей 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 года №3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст.8 Устава Зассовского сельского поселения Лабинского района к вопросам местного значения поселения, в том числе относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения,, водоотведения, снабжения населения топливом.
Пунктом 5 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Статьей 4 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» №69-ФЗ от 31.03.1999 года установлено, что одним из принципов государственной политики является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества - газы.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ к вопросам муниципального образования относится участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Частями 1 и 3 ст.225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.9 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённых Приказом Ростехнадзора Российской Федерации №542 от 15.11.2013 года, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления, должны, в том числе: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени газопроводы - распределительный газопровод по ул.Степной от ж.д. №8 до ж.д. №26 и ул. Коммунаров №4а, 8, 10, ст-цы Зассовская надземной протяженностью 1547 метров;
- распределительный газопровод по ул. Кирова, ул.50 лет Октября, ул. Лабинской, ул. Чапаева, ст-цы Зассовская подземный протяжённостью 13561,5 метров, надземный протяженностью 219,5 метров;
- распределительный газопровод по ул. Немыкина к ж.д. 32, ст-цы Зассовская надземный протяженностью 50 метров;
- распределительный газопровод по ул.50 лет Октября №43 ст-цы Зассовской подземный протяженностью 41,05 метров, надземный 93 метра;
- распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул.Калинина №5, 7, 12 подземной протяженностью 164,5 метра, надземный протяженностью 200,7 метров;
- распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул. М.Ковалева, ул.Некрасова, ул.Пугачева, ул.Лабинской, подземный протяженностью 2662 метра, надземный протяженностью 184 метра;
- распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул.Калинина, ул.Свободная, ул.Некрасова, ул.Спортивная, ул.50 лет Октября подземной протяженностью 1917 метров, надземный протяженностью 85,5 метров;
- газопроводы-вводы ст-цы Зассовская 320,2 метра надземный, 241,2 метра подземный; не взяты на учет в качестве объекта бесхозяйного имущества газопроводной сети.
Статус указанных сооружений как бесхозяйных, являющихся объектами, создающими повышенную опасность для населения и окружающей среды, требует принятия незамедлительных мер по передаче газопровода в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Требования законодательства по техническому обслуживанию газопровода на территории поселения администрацией Зассовского сельского поселения не исполняются, соответствующий договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления со специализированной организацией не заключен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика, выразившееся в вышеперечисленных нарушениях законодательства, нарушает права граждан и заинтересованных лиц, постоянно и временно проживающих на территории сельского поселения, на бесперебойное получение коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах административный иск прокурора подлежит удовлетворению частично, за исключением требований в отношении распределительного межпоселкового газопровода высокого давления от ст-цы Зассовской до ст-цы Каладжинской.
Руководствуясь статьями 174-180, 182, 227, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Зассовского сельского поселения Лабинского района, выразившееся в непринятии в собственность бесхозяйной части газораспределительных сетей Зассовского сельского поселения.
Обязать администрацию Зассовского сельского поселения поставить на кадастровый учет бесхозяйную часть газораспределительной сети и обратиться с заявлением в межмуниципальный отдел по Лабинскому и Курганинскоу районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю о постановке на учет, как бесхозяйного имущества, с последующим оформлением в собственность администрации Зассовского сельского поселения бесхозяйной части газораспре-делительной сети, а именно:
- распределительный газопровод по ул.Степной от ж.д. №8 до ж.д. №26 и ул. Коммунаров №4а, 8, 10, ст-цы Зассовская надземной протяженностью 1547 метров;
- распределительный газопровод по ул.Кирова, ул.50 лет Октября, ул. Лабинской, ул.Чапаева, ст-цы Зассовская подземный протяжённостью 13561,5 метров, надземный протяженностью 219,5 метров;
- распределительный газопровод по ул. Немыкина к ж.д. 32, ст-цы Зассов-ская надземный протяженностью 50 метров;
- распределительный газопровод по ул.50 лет Октября №43 ст-цы Зассовская подземный протяженностью 41,05 метров, надземный 93 метра;
- распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул.Калинина №5, 7, 12 подземной протяженностью 164,5 метра, надземный протяженностью 200,7 метров;
- распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул.М.Ковалева, ул.Некрасова, ул.Пугачева, ул.Лабинской, подземный протяженностью 2662 метра, надземный протяженностью 184 метра;
- распределительный газопровод, ст-цы Зассовская по ул.Калинина, ул.Свободная, ул.Некрасова, ул.Спортивная, ул.50 лет Октября подземной протяженностью 1917 метров, надземный протяженностью 85,5 метров;
- газопроводы - вводы ст-цы Зассовская 320,2 метра надземный, 241,2 метра подземный;
- распределительный газопровод по ул. Немыкина, 2 ст-цы Зассовская 72,5 метра надземный.
Обязать администрацию Зассовского сельского поселения Лабинского района после оформления права собственности бесхозяйной части газораспределительной сети обеспечить выполнение требований п.9 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. Приказом Ростехнадзора Российской Федерации №542 от 15.11.2013 года, а именно обеспечить заключение договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, уполномоченной осуществлять указанные виды работ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения
Судья: