УИД 10RS0003-01-2023-000935-04 Дело № 2а-399/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемь 13 декабря 2023 года
Кемский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кручиновой Е.М., при секретаре Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г.В.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенное нарушение,
установил:
Административный истец обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что 01.11.2022 ею было подано заявление в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. В нарушение предусмотренного п.1 ст.39.18 ЗК РФ срока извещение о предоставлении земельного участка для указанных в заявлении истца целей опубликовано только 09.08.2022. На основании вышеизложенного, ссылаясь на положения ЗК РФ, административный истец просил признать незаконным нарушение сроков оказания государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка; признать недействительными результаты размещения административным ответчиком извещения в ГИС ТОРГИ; обязать административного ответчика принять решение о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка в порядке пп.2 п.5 ст.39.18 ЗК РФ.
Представитель административного истца М.., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный истец Г.В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В представленном отзыве ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении заявленных требований просят отказать. Также указали, что, несмотря на нарушение сроков, заявление Г.В.В. Министерством было рассмотрено, ей был дан ответ. Кроме того, порядок предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта по заявлению лица, не относящегося к льготной категории граждан, без процедуры опубликования извещения о предоставлении земельного участка приведет к нарушению норм действующего законодательства. С заявлением об участии в аукционе административный истец не обращалась.
Представитель заинтересованного лица администрации Сортавальского муниципального района, заинтересованные лица М.Ю.Н., Н.А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С административным исковым заявлением Г.В.В. обратилась в Кемский городской суд Республики Карелия 19.10.2023, срок для подачи в суд административного искового заявления административным истцом не пропущен.
Статьей 3 Закона «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом исполнительной власти Республики Карелия уполномоченным Правительством Республики Карелия. Таким органом является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 № 827р-П создано государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» с основной целью деятельности: обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом установлено, что административный истец 20.10.2022 обратилась с заявлением в Министерство о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в кадастровом квартале №, площадью 7519 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанное заявление зарегистрировано Министерством 01.11.2022.
Согласно аналитическому заключению по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок, местоположение - <адрес>, категория земель – раздел №, территориальная зона – СХ-1 Зона лугов, пашен, загонов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Письмом Министерства от № административный истец была проинформирована о том, что извещение о предоставлении земельного участка опубликовано в газете «Вести Приладожья» 09.08.2023, размещено на сайте администрации Сортавальского муниципального района, на официальном сайте torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Министерства (gov.karelia.ru), что подтверждается скриншотами с официального сайта администрации Сортавальского муниципального района, официального сайта torgi.gov.ru. В извещении установлен 20-дневный срок со дня опубликования извещения для подачи заявлений иными лицами. Дата окончания срока приема заявок - 29.08.2023 до 17 часов 00 минут.
16.08.2023 от М.Ю.Н., 17.08.2023 от Н.А.А., то есть в установленный законом срок, поступили заявления о намерении участвовать в аукционе. Письмом от 18.08.2023 Министерство сообщило Г.В.В. о поступлении заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе, в связи с чем принято решение об отказе ей в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно п.1 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 названного кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного кодекса.
В силу п.4 ст.39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно пп.2 п.5 ст.39.18 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю, только если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» установлено, что в 2022 и 2023 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом особенностей, в частности, процедуры, предусмотренные п.1 ст.39.18 ЗК РФ, осуществляются в срок не более 14 календарных дней; процедуры, предусмотренные пп.2 п.5 ст.39.18 ЗК РФ, осуществляются в срок не более 20 календарных дней.
Согласно пп.2 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
По смыслу положений ст.39.18 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, может быть предоставлен гражданину в аренду для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов лишь в случае отсутствия намерений иных граждан приобрести право аренды на этот участок при условии проведения и соблюдения публичных процедур, гарантирующих информирование неопределенного круга лиц о предоставлении земельного участка.
Как следует из материалов дела, Министерством был нарушен 30-дневный срок публикации извещения о предоставлении земельных участков, истекавший 01.12.2022, поскольку указанное извещение в отношении спорного земельного участка было опубликовано лишь 09.08.2023.
В силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд должен выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2), а также требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подпункты "а", "б" и "в" пункта 3), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона при принятии решения органом государственной власти, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как следует из содержания вышеприведенных норм законодательства, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона. Пропуск установленного п.1 ст.39.18 ЗК РФ тридцатидневного срока не влечет за собой удовлетворение требований истца о возложении на ответчика обязанности заключить договор аренды, так как положения ч.1 п.7 ст.39.18 ЗК РФ носят императивный характер, поэтому в случае поступления заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе, отказ в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, является верным.
Учитывая, что Г.В.В. испрашивался земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, Министерством 09.08.2023 было опубликовано извещение о предоставлении земельного участка в газете «Вести Приладожья» 09.08.2023, размещено на сайте администрации Сортавальского муниципального района, на сайтах torgi.gov.ru, gov.karelia.ru. Поскольку, в данном случае истец не является единственным претендентом на предоставление в арену земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, так как М.Ю.Н., Н.А.А. в установленный в извещении срок обратились с заявлениями об участии в аукционе, соответственно, Г.В.В. не вправе рассчитывать на предоставление в арену земельного участка без проведения аукциона.
Таким образом, нарушение Министерством срок публикации извещения о предоставлении земельных участков не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не привело к нарушению прав и законных интересов административного истца, не лишило ее возможности предоставления ей в аренду земельного участка. Кроме того, нарушение данного срока не может являться основанием для признания размещения в ГИС ТОРГИ извещения о предоставлении земельного участка недействительным, а также для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения процедуры опубликования извещения и выявления граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку права административного истца не нарушены, в связи с чем совокупность установленных п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Г.В.В. (паспорт №) отказать.
В течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме стороны вправе обжаловать решение в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.М. Кручинова
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2023