ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3/249/2021УИД от 25.11.2021 Слободской районного суда (Кировская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2а-3/249/2021 УИД: 43RS0034-03-2021-000344-50

25 ноября 2021 г. пгт. Нагорск Кировской области

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Кобелевой Н.Г., при секретаре Вахрушевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нагорского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к представительному органу Нагорского муниципального района - районная Дума о признании бездействия незаконным, признании решений Нагорской районной Думы незаконными,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Нагорского района Кировской области, действуя в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к представительному органу Нагорского муниципального района - районная Дума о признании незаконным бездействия, выразившееся в невыполнении обязанности по рассмотрению обращения Губернатора Кировской области от 03.08.2021, признании решений Нагорской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ.7, от ДД.ММ.ГГГГ незаконными. В обоснование требований указано, что прокуратурой Нагорского района Кировской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлены нарушения в деятельности Нагорской районной Думы. Управлением профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области выявлены нарушения законодательства Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», выразившиеся в том, что депутат Нагорской районной Думы ФИО3 в справках о доходах за 2020 г. не отразил доли участия в коммерческих организациях <данные изъяты>, не указал о наличии общей совместной собственности нежилого помещения, не указал о наличии в личной собственности 2 транспортных средств, скрыл доходы от вкладов в банках, сведения о наличии у ФИО4, ФИО5, а также открытых на свое имя счетах в ПАО Сбербанк, указал недостоверные сведения о кредитном договоре, банковском счете в ПАО Сбербанк на имя ФИО4 Аналогичные нарушения были выявлены при проверке справок о доходах за 2018 г. и 2019 г. В связи с этим 03.08.2021 г. Губернатор Кировской области на основании ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обратился к председателю Нагорской районной Думы Кировской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3, которое 27.08.2021 г. Нагорской районной Думой пятого созыва отклонено. Считает решение Нагорской районной Думы Кировской области .7 от 27.08.2021 г. «О рассмотрении заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 г. « О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области» незаконным, поскольку в нарушение п. 6 Порядка принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности (далее - Порядок) при рассмотрении обращения Губернатора Кировской области не была создана рабочая группа, не направлены предложения по применению мер ответственности на рассмотрение Думы; в нарушение п. 7 Порядка депутату ФИО3, в отношении которого на заседании Нагорской районной Думы рассматривался вопрос о применении мер ответственности, слово для выступления не представлено; в нарушение п. 8 Порядка, ст. 24 Регламента Нагорской районной Думы пятого созыва Нагорского района Кировской области, утвержденной Решением Нагорской районной Думы Кировской области от 03.10.2016 , для проведения тайного голосования в состав счетной комиссии была избрана заместитель председателя Думы депутат ФИО6, к тайному голосованию допущен депутат ФИО7, который не присутствовал на заседании при обсуждении решения Думы. Кроме того, при принятии решения об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области ФИО3 вопрос о применении иных мер ответственности, предусмотренных ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ч. 73-1 ст. 20 Закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области», не рассмотрен. В связи с чем на указанное решение Нагорской районной Думы прокурором Нагорского района Кировской области 27.09.2021 г. принесен протест, по результатам рассмотрения которого решением Нагорской районной Думы шестого созыва от 15.10.2021 г. требования прокурора отклонены. Просит суд признать незаконным бездействие Нагорской районной Думы, выразившееся в невыполнении обязанности по рассмотрению обращения Губернатора Кировской области от 03.08.2021 № 6396-01-02ДСП в соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядком принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, утвержденным решением Нагорской районной Думы от 13.03.2020 № 39.9. Признать незаконным решения Нагорской районной Думы от 27.08.2021 № 56.7 «О рассмотрении заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области», от 15.10.2021 № 2.10 «Об отмене решения Нагорской районной Думы № 56.7 от 27.08.2021 «О рассмотрении заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области».

В судебном заседании административный истец - прокурор Нагорского района Кировской области Ковязина А.Е. на административном иске настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила удовлетворить административные исковые требования. Дополнительно пояснила, что решение Нагорской районной Думы от 15.10.2021 г. является незаконным, поскольку представительным органом местного самоуправления отклонены законные требования прокурора об отмене решения Нагорской районной Думы пятого созыва от 27.08.2021 .7, протест прокурора по существу не рассмотрен, и отклонен без приведения мотивов.

Представитель административного ответчика - Нагорской районной Думы Нагорского района Кировской области ФИО9 (по доверенности) в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, пояснил, что требование о признании незаконным бездействия Нагорской районной Думы, выразившееся в невыполнении обязанности по рассмотрению обращения Губернатора Кировской области от 03.08.2021 г. необоснованно, поскольку обращение Губернатора Кировской области было рассмотрено административным ответчиком по существу 27.08.2021 г. на заседании Нагорской районной Думы пятого созыва, что подтверждается протоколом заседания Думы от 27.08.2021 г. Считает, что в части признания решений Нагорской районной Думы незаконными не имеется оснований, поскольку решения приняты уполномоченным органом, в рамках имеющейся у районной Думы компетенции, предусмотренной действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица - <адрес>ФИО10 (по доверенности) в судебном заседании административные исковые требования прокурора поддержал, суду пояснил, что с учетом установленной совокупности фактов предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 г. депутатом ФИО3, неоднократно допускавшим аналогичные нарушения, непринятие Нагорской районной Думой Кировской области решения о досрочном прекращении полномочий не способствует реализации на территории Кировской области принципа законности, дисциплинированности и ответственности депутатов представительных органов, а также пресечению совершения выборными должностными лицами представительных органов муниципальных образования Кировской области нарушений требований антикоррупционного законодательства в дальнейшем.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 39, 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании действий органов местного самоуправления незаконными.

В силу п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие, в том числе, муниципальные должности, обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно нормам ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Согласно ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 73-1 ст. 20 Закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

В соответствии с ч. 73-2 ст. 20 Закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» решение о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями настоящей статьи после проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно приведенным законоположениям полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, замещающих муниципальные должности. К таким обязанностям относится и обязанность предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (своего супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная обязанность распространяется и на депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Следовательно, действующее законодательство устанавливает возможность контроля за депутатами представительных органов местного самоуправления независимо от того, осуществляют они свои полномочия на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.

В соответствии со ст. 20 Устава муниципального образования Нагорский муниципальный район Кировской области районная Дума - выборный представительный орган местного самоуправления района, обладающий правом представлять интересы населения района и принимать от его имени решения, действующие на территории района. Районная Дума избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и областными законами сроком на 5 лет. Районная Дума состоит из 20 депутатов, избираемых населением района на муниципальных выборах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Порядок деятельности районной Думы устанавливается Регламентом районной Думы, который принимается двумя третями голосов от установленной настоящим Уставом численности депутатов районной Думы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что основанием обращения прокурора в суд послужили результаты проведенной проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Нагорской районной Думы, в ходе которой было установлено, что депутатами Нагорской районной Думы, в том числе ФИО3, предоставлены справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 г. на себя и близких родственников с недостоверными сведениями, что свидетельствует о несоблюдении ограничений, установленных федеральным законодательством.

Факт предоставления депутатом ФИО3 неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018, 2019 и 2020 г.г. подтверждается выпиской из доклада Управления профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области, из которой следует, что депутат Нагорской районной Думы Кировской области ФИО3 в справках за 2020 г. не отразил доли участия в коммерческих организациях ООО «Альфа Лес» и ООО «Мытьец», не указал о наличии общей совместной собственности нежилого помещения, не указал о наличии в личной собственности 2 транспортных средства, скрыл доходы от вкладов в банках, сведения о наличии у ФИО4, ФИО5, а также открытых на свое имя счетах в ПАО Сбербанк, указал недостоверные сведения о кредитном договоре, банковском счете в ПАО Сбербанк на имя ФИО4 (л.д. 13-16).

03.08.2021 г. Губернатор Кировской области в связи с допущенным депутатом ФИО3 нарушением требований антикоррупционного законодательства, выразившимся в не предоставлении полных и достоверных сведений о доходах, учитывая существенное искажение сведений о доходах, направил председателю Нагорской районной Думы Кировской области ФИО1 обращение «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области ФИО3» (л.д. 11-12).

Рассмотрение обращения Губернатора Кировской области состоялось на заседании Нагорской районной Думы Кировской области пятого созыва 27.08.2021 г.

Решением Нагорской районной Думы от 27.08.2021 .7 по результатам рассмотрения заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области» в удовлетворении заявленных требований отказано с учетом того, что нарушения требований законодательства о противодействии коррупции депутатом совершено впервые, имеются смягчающие обстоятельства в виде безукоризненного соблюдения в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, также ввиду отсутствия доказанных нарушений интересов, а также ущерба избирателей и жителей Нагорского муниципального района (л.д. 10).

В соответствии с п. 6 Порядка принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, утвержденному решением Нагорской районной Думы Кировской области от 13.03.2020 № 39.9 (далее - Порядок) решением представительного органа муниципального образования создается рабочая группа, состоящая не менее чем из 5 человек, которая предварительно рассматривает заявление Губернатора Кировской области и формирует предложения по применению мер ответственности.

В соответствии с п. 7 Порядка должностному лицу, в отношении которого на заседании Нагорской районной Думы рассматривается вопрос о применении мер ответственности, предоставляется слово для выступления.

Согласно ст. 54 Регламента Нагорской районной Думы пятого созыва, утвержденной Решением Нагорской районной Думы Кировской области от 03.10.2016 для проведения тайного голосования и определения его результатов районная Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию в количестве 3 человек. В счетную комиссию не могут входить председатель районной Думы и заместитель председателя районной Думы.

Как следует из протокола заседания Нагорской районной Думы Кировской области пятого созыва от 27.08.2021 г. численность избранных депутатов – 20, на заседании присутствовали – 10, слушался, в том числе вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата <адрес>ной Думы ФИО3, принято решение о проведении тайного голосования, членами счетной комиссии выбраны ФИО6, ФИО11, ФИО12, вопрос о выступлении депутата ФИО3 в повестке дня заседания Думы не поставлен, возможность выразить свое мнение по данному вопросу депутату ФИО3 не дана (л.д. 23-26).

Из протокола тайного голосования следует, что девятью голосами «за» депутатами было принято отказать в удовлетворении требований (л.д. 9).

Допрошенная в качестве свидетеля Свидетель №1 суду показала, что рабочая группа, предварительно рассматривающая заявление Губернатора Кировской области не была создана, предложения по применению мер ответственности на рассмотрение Думы не представлялись, заявление Губернатора на заседании 27.08.2021 г. полностью не озвучивалось, были доложены только обстоятельства дела и требования, депутат ФИО7 пришел в зал заседания в момент голосования, получив повестку дня и изучив фабулу бюллетеня, проголосовал, слово для выступления по заявлению Губернатора депутату ФИО3 на заседании не предоставлялось.

Согласно решению Нагорской районной Думы Кировской области от 03.10.2016 ФИО6 избрана заместителем председателя <адрес>ной Думы (л.д. 81).

Таким образом, заседание Нагорской районной Думы от 27.08.2021 г. проведено с нарушениями процедуры рассмотрения обращения Губернатора Кировской области.

Ранее Решением Нагорской районной Думы Кировской области от 30.10.2020 № 47.2 «О применении к депутату Нагорской районной Думы мер ответственности за предоставление неполных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера» в отношении депутата ФИО3 применена мера ответственности – предупреждение (л.д. 17).

Из системного толкования приведенных выше норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами, что депутатом ФИО3 сделано не было.

Только своевременное и в полном объеме предоставление достоверной информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является одним из эффективных средств контроля за законностью осуществления своей профессиональной деятельности, а также законностью получения указанных доходов или имущества, что районной Думой не было учтено, и привело к игнорированию требований законодательства о противодействии коррупции и уклонению от реализации своих полномочий в этой сфере в связи с рассмотрением заявления Губернатора Кировской области о применении специальной ответственности депутата в виде досрочного прекращения его полномочий.

Учитывая, что сведения, предоставленные депутатом ФИО3 в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 г. являются неполными и недостоверными и данное нарушение имеет существенный характер, принимая во внимание, что каких-либо иных вариантов решения, в том числе не прекращения досрочно полномочий, положениями ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, касающимися статуса депутата выборного органа местного самоуправления, не предусмотрено, а также учитывая нарушения процедуры принятия решения о применении к депутату ФИО3 мер ответственности, суд полагает исковые требования прокурора в части признания незаконным решения Нагорской районной Думы .7 от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области» подлежат удовлетворению.

Поскольку в ходе судебного рассмотрения не установлено полного отсутствия или не совершения действий, прямо предусмотренных законом со стороны Нагорской районной Думы по рассмотрению обращения Губернатора Кировской области от 03.08.2021 г., суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в части признания незаконным бездействия административного ответчика в невыполнении обязанности по рассмотрению обращения Губернатора Кировской области от 03.08.2021 г.

Прокурором Нагорского района Кировской области в адрес Нагорской районной Думы принесен протест об отмене решения от 27.08.2021 .7 «О рассмотрении заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области» как незаконного, поскольку при принятии решения были игнорированы требования законодательства о противодействии коррупции, вопрос о применении иных мер ответственности к депутату ФИО3 не рассмотрен, была нарушена процедура рассмотрения указанного обращения Губернатора Кировской области (л.д. 35-36).

Рассмотрение протеста прокурора состоялось на заседании Нагорской районной Думы Кировской области шестого созыва 15.10.2021 г.

Решением Нагорской районной Думы Кировской области от 15.10.2021 .10 «Об отмене решения Нагорской районной Думы от 27.08.2021 .7 «О рассмотрении заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области» в удовлетворении протеста прокуратуры Нагорского района от 27.09.2021 г. отказано. Решение от 27.08.2021 .7 «О рассмотрении заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области» оставлено в силе (л.д. 38).

Рассматривая административные исковые требования прокурора в части признания незаконным решения Нагорской районной Думы от 15.10.2021 .10 «Об отмене решения Нагорской районной Думы от 27.08.2021 .7 «О рассмотрении заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области» суд приходит к следующему.

Несмотря на отсутствие специальных законодательных предписаний, непосредственно регулирующих порядок рассмотрения протеста прокурора на указанное решение, процедура, в рамках которой рассматривается данный вопрос, должна обеспечивать принятие обоснованного и законного решения.

Согласно протоколу заседания Нагорской районной Думы Кировской области шестого созыва от 15.10.2021 г. численность избранных депутатов – 20, на заседании присутствовали – 17, слушался, в том числе вопрос об отмене решения Нагорской районной Думы от 27.08.2021 .7 «О рассмотрении заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 г. «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области». По данному вопросу выступал заведующий правовым отделом ФИО9, который пояснил, что по обращению Губернатора Кировской области «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы» в связи с допущенными депутатом ФИО3 нарушениями требований антикоррупционного законодательства в части не предоставления полных и достоверных сведений о доходах, решением районной Думы от 27.08.2021 г. было принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. На заседании выступил депутат ФИО3, который призвал о необходимости более тщательно и внимательно заполнять справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Девятью голосами «против» депутатами было принято решение отказать в удовлетворении протеста прокурора (л.д. 39-40).

Из протокола заседания следует, что в ходе рассмотрения протеста прокурора не докладывались и не обсуждались результаты проведенной в отношении депутата ФИО3 проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, не давалась оценка полноте и достоверности представленных им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 г., не доводилось решение Нагорской районной Думы от 30.10.2020 № 47.2 о применении к депутату Нагорской районной Думы ФИО3 мер ответственности за предоставление неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в виде предупреждения, не указывалось на нарушение процедуры рассмотрения обращения Губернатора Кировской области «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы» на заседание Нагорской районной Думы от 27.08.2021 г.

Принимая во внимание, что рассмотрение административным ответчиком протеста прокурора об отмене решения Нагорской районной Думы пятого созыва от 27.08.2021 .7 имело формальный характер, протест был отклонен без приведения мотивов, суд считает требования прокурора о признании незаконным решения Нагорской районной Думы от 15.10.2021 .10 подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Нагорского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к представительному органу Нагорского муниципального района - районная Дума о признании бездействия незаконным, признании решений Нагорской районной Думы незаконными удовлетворить частично.

Признать незаконными решения Нагорской районной Думы от 27.08.2021 .7 «О рассмотрении заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 г. «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области», от 15.10.2021 .10 «Об отмене решения Нагорской районной Думы от 27.08.2021 .7 «О рассмотрении заявления Губернатора Кировской области от 03.08.2021 г. «О досрочном прекращении полномочий депутата Нагорской районной Думы Кировской области».

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Нагорской районной Думы, выразившееся в невыполнении обязанности по рассмотрению обращения Губернатора Кировской области от 03.08.2021 № 6396-01-02ДСП в соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядком принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, утвержденным решением Нагорской районной Думы от 13.03.2020 № 39.9, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы и (или) представления через Слободской районный суд Кировской области (пгт. Нагорск) в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Н.Г. Кобелева

Мотивированное решение изготовлено и подписано 02 декабря 2021 г.

Копия верна.

Судья Н.Г. Кобелева