Дело № 2а–3/279/2020 (УИД: 43RS0034-03-2020-000324-94)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Нагорск
Кировской области 15 декабря 2020 года
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Кобелевой Н.Г., при секретаре Вахрушевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нагорского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Нагорское городское поселение» Нагорского района Кировской области в лице администрации Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Нагорского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что прокуратурой Нагорского района Кировской области проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в ходе которой установлено, что муниципальным образованием «Нагорское городское поселение» Нагорского района Кировской области в лице администрации Нагорского городского поселения допускается бездействие по неисполнению требований лесного законодательства в отношении категории городских защитных лесов. Так, на территории Нагорского городского поселения Кировской области имеются городские леса на площади 26 га. Права на данные участки не оформлены, в ЕГРН не зарегистрированы, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет данная категория лесов не поставлена, лесохозяйственный регламент лесничества органами местного самоуправления не разработан и не утвержден, лесной реестр администрацией административного ответчика не ведется. Вышеуказанные нарушения лесного законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую обстановку. Просит суд признать незаконным бездействие муниципального образования «Нагорское городское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области» по неисполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских защитных, в части установления границ земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение», разработки и утверждения в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение». Обязать муниципальное образование «Нагорское городское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области» установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение»; поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение»; разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение».
В судебном заседании 10.11.2020 г. прокурор Нагорского района Кировской области Ковязина А.Е. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить административные исковые требования.
В судебных заседаниях 03.12.2020 г., 15.12.2020 г. заместитель прокурора Нагорского района Кировской области Вызый И.И. иск поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Просил установить срок для устранения нарушений лесного законодательства не позднее декабря 2021 года.
В судебном заседании представитель административного ответчика – глава Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области Ларионов С.Ю. с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что административный истец относит леса, расположенные в границах городского поселения исходя из информации, полученной при проведении прокурорской проверки по сведениям статистического отчета «Сведения о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» по состоянию на 01.01.2020 г., где в строке отчета 7.3 площадь 26 га на территории городского поселения отнесена к землям рекреационного назначения. Вместе с тем, в строке отчета 7.3.1 значение «городские леса» отсутствует. По состоянию на 2011 г. в состав территории поселения входила значительная часть территории, расположенной в кадастровом квартале 43:19:310119, ограниченной улицей Боровая, пер.Калинина и р.Вятка, на котором располагается участок леса. В 2013 г. в связи с утверждением Генерального плана Нагорского городского поселения, произошли изменения границ пгт. Нагорск, участок территории, занятый лесным участком, был исключен из территории пгт. Нагорск. В настоящее время проводится работа по изменению черты населенного пункта пгт. Нагорск и внесению изменений в границы муниципального образования Нагорское городское поселение. Кадастровые работы будут окончены в 2021 г. Земли, на которых якобы расположены городские леса, относятся к категории рекреационного назначения и имеющаяся там растительность не является городским лесом. В Едином государственном реестре прав сведений о лесных участках в муниципальной собственности Нагорского городского поселения не имеется. Отсутствие городских лесов на территории Нагорского городского поселения подтверждается также Лесным планом Кировской области на 2019-2028 г.г., утвержденным Указом Губернатора Кировской области 29.12.2018 г. Кроме того, при проектировании лесничеств, как основных территориальных единиц управления, использования, охраны и воспроизводства лесов, с учетом установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.10.2011 г. № 447 минимального размера площади лесных кварталов 25 га (0,5 км х 0,5 км), в спорных лесах сформировать квартальную сеть не представляется возможным. В связи с чем, наличие на территории пгт. Нагорск городских лесов не подтверждается соответствующими документами, свидетельствует об их фактическом отсутствии и делает невозможным исполнение заявленных прокурором административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица - Министерства лесного хозяйства Кировской области Кашин В.Ю. (по доверенности) суду пояснил, что возникший спор не затрагивает права и обязанности Министерства лесного хозяйства, часть спорного лесного участка находится в федеральной собственности (Шевырталовское сельское участковое лесничество Нагорского лесничества) и с 24.06.2011 г. передана в аренду ООО «Северлес».
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по Кировской области Люшвина О.С. (по доверенности) в судебном заседании пояснила, что статистический отчет «Сведения о наличии земель и распределение их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» на территории Нагорского района формируется на основе данных, ранее учтенных в документах государственного земельного кадастра, в том числе до 2000 г., в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов топографических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований. На данный момент в строке 7.3.1 «городские леса» информация отсутствует, на основании внесенных сведений согласно учтенных в документах государственного земельного кадастра, действовавшего до 2000 г. С тех пор от компетентных органов государственный власти и местного самоуправления никаких изменений по площади и разрешенному виду использования земельных участков по строке 7.3.1 не поступало.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2020 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) установлено, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ч. 1). Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса (часть 2). При этом пунктом 5 части 2 статьи 111 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
Согласно ч. 1 ст. 120 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Частью 1 статьи 116 ЛК РФ установлено, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктах.
Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (ч. 1). Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1).
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, отнесены к вопросам местного значения городского поселения (пункт 19 части 1 статьи 14). Пунктом 3 статьи 19 Закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских поселений, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Согласно п.п. 11, 13, 23, 27 ч. 5 ст. 34 Устава муниципального образования «Нагорское городского поселения» к полномочиям администрации Нагорского городского поселения относятся, в том числе осуществление в границах городского поселения таких мероприятий как участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение первичных мер пожарной безопасности; организация благоустройства территории поселения, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно ч. 1 ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Это земли: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В силу положений ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 марта 2018 г. № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».
Указанной инструкцией устанавливаются правила проведения лесоустройства в границах лесных участков и лесничеств, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
В соответствии с ч. 3 ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 г. № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (ч. 1). В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (ч. 11).
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам (ч. 1). Земельные участки в составе рекреационных зон, помимо земельных участков, занятых городскими лесами, включают земельные участки, занятые скверами, парками, городскими садами, которые используются для отдыха граждан и туризма (ч. 9).
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно Реестру административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области, утвержденного Законом Кировской области от 04 декабря 2007 г. № 203-ЗО «О Реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области» на территории Нагорского района Кировской области имеется единственный городской населенный пункт - пгт. Нагорск.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области ежегодно составляется отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователем по муниципальным районам и в целом по субъекту по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
В соответствии с формой статистического наблюдения за земельными ресурсами № 22-2 «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям» на территории Нагорского района Кировской области на 01.01.2011 г. лесные участки располагаются на землях городских населенных пунктов на площади 26 га, на площади 4 га располагаются лесные насаждения, не входящие в лесной фонд (л.д. 102-105).
В соответствии с формой статистического наблюдения за земельными ресурсами № 22-5 «Сведения о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователем» на территории Нагорского района Кировской области на 01.01.2011 г. в состав земель городских населенных пунктов входят земли рекреационного назначения площадью 26 га (л.д. 106-109).
Указанные сведения не изменились с 2011 г., что подтверждается данными государственного статистического наблюдения на 01.01.2020 г. (л.д. 13-16).
Решением Нагорской поселковой Думы Нагорского района Кировской области от 06.06.2013 г. № 6/6 утвержден Генеральный план Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика – главы Нагорского городского поселения Ларионова С.Ю., при установлении «новой» границы поселка установлен факт наложения границ населенного пункта на участки лесного фонда, сведения о «новых» границах населенного пункта, отображенные в инвентаризационном плане, используются в качестве справочной информации.
Согласно инвентаризационному плану пгт. Нагорск в «старой» границе населенного пункта земли рекреационного назначения отмечены в кварталах 13, 16 и 19, в «новую» границу пгт. Нагорск квартал 19 не входит (л.д. 18).
Согласно плану лесонасаждений арендованного ООО «Северлес» участка Шевырталовского сельского лесничества Нагорского лесничества Кирвоской области (л.д 82-82), проекту освоения лесов по договору аренды № 17-50 от 24.06.2011 г. (л.д. 81), договору аренды № 17-50 от 24.06.2011 г., лесные кварталы с 1 по 20 как земли лесного фонда, находящиеся в федерльной собственности, переданы в аренду ООО «Северлес» (л.д. 85-93).
Административным ответчиком 12.04.2018 г. заключен муниципальный контракт с ООО «Землемер» на выполнение работ по изменению черты населенного пункта пгт. Нагорск и внесению изменений в границы муниципального образования Нагорское городское поселение, в ходе которых будет составлена карта-план муниципального образования Нагорское городское поселение (л.д. 57-63).
До настоящего времени границы муниципального образования Нагорское городское поселение не установлены.
Таким образом, судом установлено, что в границах муниципального образования Нагорское городское поселение имеются земельные участки на площади 26 га в 13, 16, 19 кварталах, покрытые лесными насаждениями в составе зон рекреационного назначения.
В 2011 г. прокуратурой Нагорского района Кировской области на имя главы администрации Нагорского городского поселения было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования в части принятых мер по учету, охране и воспроизводству лесных ресурсов.
Представление прокурора об устранении нарушений лесного законодательства администрацией Нагорского городского поселения не исполнено.
Таким образом, административный ответчик проявляет длительное бездействие по устранению нарушений лесного законодательства, границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение» не установлены, лесоустройство на землях городского поселения не проведено, лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение» не разработан и не утвержден в установленном законом порядке, на кадастровый учет спорный участок не поставлен, поскольку администрация Нагорского городского поселения фактически не располагает сведениями о границах городских лесов.
При этом невыполнение административным ответчиком обязанностей по выполнению возложенных на органы местного самоуправления Лесным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности, а также привлечение лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности, и является нарушением прав жителей Нагорского городского поселения и других граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Доводы представителя административного ответчика о том, что на территории Нагорского городского поселения городских лесов не имеется, судом отклоняются, поскольку доказательств наличия земельных участков площадью 26 га в составе рекреационных зон, занятых скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, которые используются и предназначены для отдыха граждан, туризма и занятий физической культурой и спортом, административным ответчиком не представлено. В Лесной план Кировской области на 2019-2028 г.г. леса, расположенные в границах Нагорского городского поселения, не включены, поскольку данных о таких лесах в государственном лесном реестре Кировской области не имеется. Обязанность проведения лесоустроительных работ, в том числе оформление права собственности в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, лежит на административном ответчике.
Оценивая в совокупности представленные в дело доказательства, суд считает, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке, необходимом для исполнения требований административного истца, суд исходит из того, что с учетом соблюдения установленных законом процедур и сроков проведения организационных мероприятий, оформления документов, необходимости финансирования данных мероприятий, предложенный прокурором срок является разумным и является достаточным для исполнения решения суда, и считает необходимым установить срок исполнения решения суда в срок до 31.12.2021 г.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем государственная пошлина с ответчика взыскана быть не может.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Нагорского района Кировской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Нагорское городское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области» по неисполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских защитных, в части установления границ земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение», разработки и утверждения в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение».
Обязать муниципальное образование «Нагорское городское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области» установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение»; поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение»; разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования «Нагорское городское поселение в срок до 31.12.2021 года.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области (пгт.Нагорск).
Председательствующий Н.Г. Кобелева
Мотивированное решение изготовлено и подписано 18 декабря 2020 года.