ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4001/2023 от 22.01.2024 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ДД.ММ.ГГГГ года, Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Коломенского городского суда Московской области Усановой А.А., при секретаре судебного заседания Даниловой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к ФИО9 об оспаривании отказа в предоставлении государственной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к ФИО10 о признании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от ДД.ММ.ГГГГ г. № Р незаконным, признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на <адрес> принять решение о предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», признать здание с кадастровым номером , общей площадью 93,7 кв.м., двухэтажный, назначение – нежилое, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, жилым.

Требования мотивирует тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: по адресу: <адрес>, КН , относящийся к категории земель населённых пунктов с видом разрешённого использования «Для садоводства». На указанном земельном участке был построен объект недвижимости с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>.м., двухэтажный, назначение – нежилое, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. В указанном нежилом здании имеется отопление, водоснабжение, канализация, подключено электричество. Указанный объект не нарушает права и интересы третьих лиц.

Истец дважды обращался к ответчику с заявлением о предоставлении услуги, решением об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано, в связи с чем она обратилась в суд с административным иском.

Административный истец, административный ответчик в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте слушания по делу.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства в материалах настоящего административного дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст. 15, 16 Жилищного кодекса РФ, Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ).

В соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 217-ФЗ садовым земельным участком является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

В соответствии с частью 3 статьи 23 приведенного Федерального закона садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок регламентирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1653).

Пунктом 55 Положения установлено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).

В пункте 56 Положения приведён перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, которые собственник садового дома или жилого дома представляет в орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Основания об отказе в признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом определены в пункте 61 Положения.

При этом решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом выдаётся или направляется указанным в заявлении способом заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (пункт 63 Положения).

Таким образом, законодатель, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, установил, что вопрос о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом подлежит разрешению органом местного самоуправления, а при несогласии с принятым данным органом решением - в судебном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, а именно, данное Постановление было дополнено разделом VI "Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом содержится в пункте 61 Постановления N 47,

В соответствии с пунктом 61 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях: а) непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "в" пункта 56 настоящего Положения;

б) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем;

в) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа;

г) непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц;

д) размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения;

е) использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом).

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: по адресу: <адрес>, КН , относящийся к категории земель населённых пунктов с видом разрешённого использования «Для садоводства».

На указанном земельном участке в ДД.ММ.ГГГГ г. был построен и поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., двухэтажный, назначение – нежилое, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН.

В силу частью 9 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами.

Истец дважды обращался к ответчику с заявлением о предоставлении услуги, решением об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от ДД.ММ.ГГГГ № Р а также от ДД.ММ.ГГГГ № Р административному истцу было отказано со ссылкой на несоответствие садового дома или жилого дома правилам землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, подпункта 10.2.2 Постановления ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ N 2662 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", подпункта «а» пункта 61 Положения, с разъяснением причин отказа в предоставлении муниципальной услуги: Несоответствие минимальных отступов от границ земельного участка (не менее 3,0 м).

В соответствии с п. 56 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 необходимо предоставить заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" содержит требования к зданиям: Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий (ст. 5).

Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений

Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались указанные требования.

1. Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий.

2. Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания человека в зданиях и сооружениях по следующим показателям:

1) качество воздуха в производственных, жилых и иных помещениях зданий и сооружений и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;

2) качество воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд;

3) инсоляция и солнцезащита помещений жилых, общественных и производственных зданий;

4) естественное и искусственное освещение помещений;

5) защита от шума в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;

6) микроклимат помещений;

7) регулирование влажности на поверхности и внутри строительных конструкций;

8) уровень вибрации в помещениях жилых и общественных зданий и уровень технологической вибрации в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;

9) уровень напряжённости электромагнитного поля в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений, а также на прилегающих территориях;

10) уровень ионизирующего излучения в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений, а также на прилегающих территориях.

Административным истцом предоставлены все указанные в законе документы.

Заключение специалиста по обследованию технического состояния объекта капитального строительства, выполненное <данные изъяты> соответствовало требованиям ст. 56 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, а также положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Законодательством определён необходимый пакет документов, а также перечень оснований для отказа в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом. Указанные в решении об отказе в предоставлении муниципальной услуги основания в данный перечень не входят.

Ссылка на п. 10.2.2 Административного регламента также не может являться основанием для предоставления муниципальной услуги, поскольку административный регламент не может противоречить требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N .

Постановлением ФИО12<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N утверждён административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".

В силу подпункта 10.2.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие документов, указанных в подразделе 8 настоящего Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации.

В подразделе 8 Административного регламента представлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, <адрес> для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно, в число которых входит в том числе Заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом). Требования к заключению по обследованию технического состояния объекта представлены в приложении 5 к настоящему Административному регламенту.

ФИО2 предоставлено заключение в соответствии вышеуказанными требованиями административного регламента.

Помимо этого, истцом представлены письма сособственников смежных земельных участков, которые не возражают против заявления ФИО3 о признании спорного садового дома жилым.

При указанных обстоятельствах, поскольку истцом предоставлены все документы, содержание требования законодательства, административного регламента, отказ является необоснованным.

Доводы административного ответчика о необходимости отказа в заявленных требованиях в связи с расположением спорного строения на земельном участке, предназначенном для садоводства, в основу оспариваемых решений положены не были, в связи с чем при рассмотрении требования об оспаривании решения административного ответчика не могут быть исследованы судом.

Принимая во внимание, изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца и признании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от ДД.ММ.ГГГГ № Р незаконным, признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от ДД.ММ.ГГГГ № Р.

Вместе с тем, в целях восстановления нарушенных прав административного истца суд не вправе обязывать административного ответчика принять решение о признании садового дома жилым, поскольку суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закреплённых Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст. ст. 10, 11 и 118 Конституции Российской Федерации).

Поскольку суд не может подменять собой органы, на которые возложена обязанность принять то или иное решение, однако с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает допустимым в целях восстановления нарушенных прав административного истца возложить обязанность на ответчика повторно рассмотреть заявление о предоставлении государственной услуги "Признание садового дома жилым домом м жилого дома садовым домом" в отношении строения с кадастровым номером

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к ФИО13 об оспаривании отказа в предоставлении государственной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение ФИО14<адрес> об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от ДД.ММ.ГГГГ № Р.

Признать незаконным и отменить решение ФИО15<адрес> об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от ДД.ММ.ГГГГ № Р.

Возложить на ФИО16<адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении муниципальной услуги "Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" в отношении строения с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., двухэтажный, назначение – нежилое, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>.

Исковые требования в части обязания ФИО17<адрес> принять решение о предоставлении муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», признать здание с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., двухэтажный, назначение – нежилое, расположенный по адресу: <адрес>», <адрес>, жилым, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья

Коломенского городского суда

Московской области подпись А.А. Усанова

Копия верна А.А. Усанова