Дело №2а-4004/2020 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 сентября 2020 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: судьи Бахаревой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирюхиной Е.А., с участием старшего помощника прокурора Анастасина О.А., административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании незаконными действий Ульяновской городской избирательной комиссии по организации в период выборов в депутаты Ульяновской Городской Думы голосования по выбору места установки памятного знака, У С Т А Н О В И Л: административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование требований указал, что в г. Ульяновске идут выборы в Ульяновскую Городскую Думу. Одновременно на избирательных участках голосуют и за то, куда поставить памятник. Урны для параллельного голосования не должна располагаться на избирательном участке. Когда избиратель в Ульяновске приходит сегодня на избирательный участок он, как правило, сначала видит урну для голосования за памятник. При этом, часто урна для голосования за место установки памятника находится до попадания в помещение избирательного участка. Что там происходит ни члены комиссии, ни полиция не видят. На его округе это участки в Фармколледже, МУП «Правый берег», в школах 6 и 40, в Железнодорожном техникуме. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. Есть участки, где урны для голосования за стелу находятся в одном помещении с урнами с голосованием в Гордуму — это Дворец пионеров и УЛГУ.На участке в МУП «Правый берег» он встретил рядом с урной за памятник наблюдателя от провластного кандидата. Он был там один на один с избирателями. В этом есть реальная угроза агитации на избирательном участке. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. Это нарушает принцип совмещения выборов с чем-либо еще. Так на федеральном уровне запрещено совмещение даже референдума с выборами. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации. И горизбирком знает об этом, поэтому и пишет, что qr выборы - это инициатива города и проводится в муниципальных помещениях. Вот только ни один избирательный участок не находится в муниципальном здании. Да и нет никаких отдельных помещений. Как он писал выше, урна для qr голосования за стелу стоит отдельно - она стоит в коридоре по ходу к избирательным участкам. Выборы перегружают голосованием за памятник. Проголосовать за памятник могут только избранные. Только те, у кого есть специальные буклеты с индивидуальными номерами и qr кодами могут решить судьбу стелы. По его сведениям, с такими буклетами приходят только бюджетники, пока чаще всего встречались сотрудники образовательных учреждений. Считает, что таким образом бюджетников принуждают идти на выборы. Потом, если выяснится, что проголосовало меньше того количества, чем получили буклеты и (или) было отдано меньше голосов за нужного кандидата, чем было буклетов и считано qr кодов могут быть приняты кадровые решения. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Голосование за памятник организовано городской избирательной комиссией по инициативе общественной палаты города, то есть все той же комиссией. Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования и доводы административного искового заявления поддержал. Также добавил, что граждане, изъявившие желание принять участие в выборах, не могут не пройти мимо волонтеров, располагающихся по пути следования в помещение избирательного участка. При этом, что происходит, ни члены комиссии избирательной комиссии, ни сотрудники полиции не видят. Имеются помещения, где волонтеры от общественной палаты вообще находятся в одном помещении с избирательной комиссией. Буклеты с индивидуальными номерами и qr кодами были розданы только определенной группе лиц с целью последующего установления лиц, принявших участие в выборах. В случае удовлетворения исковых требований просил суд привести решение к немедленному исполнению. Представитель административного ответчика в судебном заседании административный иск не признал и пояснил, что Ульяновская городская избирательная комиссия голосования по выбору места установки памятного знака не организовывала и не проводила. Своим письмом от 03.09.2020 она уведомила лишь территориальные избирательные комиссии о проводимой акции общественной палатой МО «Город Ульяновск» с целью недопущения нахождения ее участников в пределах помещений участковых избирательных комиссий. Какие-либо посторонние лица, на территории помещения участковой комиссии не находились. В подтверждение своих доводов о наличии нарушений со стороны Ульяновской городской избирательной комиссии надлежащих доказательств административным истцом не представлено. Выслушав участников судебного заседания, заслушав прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему. Согласно ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В соответствии со ст.4 КАС РФ заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В силу ст.ст.14, 62 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Решением Ульяновской Городской Думы № 71 от 23.06.2020 «О назначении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва» в соответствии с пунктами 1, 3, 7 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частями 1, 2, 5 ст. 5 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 № 109-30 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», руководствуясь ст.14 Устава муниципального образования «город Ульяновск» на 13.09.2020 назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва. Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии № 96/365-4 от 25.06.2020 на Ульяновскую городскую избирательную комиссию возложены предусмотренные Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ульяновской области от 01.08.2007 № 109-30 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва. ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 на основании постановления Ульяновской городской избирательной комиссии №110/499-4 от 25.07.2020. Вместе с тем, административный истец полагает, что со стороны административного ответчика допущены нарушения, а именно Ульяновская городская избирательная комиссия допустила организацию в период выборов в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва голосование по выбору места установки памятного знака. Однако, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административного искового заявления в связи со следующим. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ N 67-ФЗ) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. При этом в силу п.п. 9 ст. 2 ФЗ N 67-ФЗ под выборами понимается форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Из чего следует, что предметом регулирования данного Федерального закона является определение основных гарантий реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах. Как следует из материалов дела, пояснений сторон, в период со 02.09.2020 по 13.09.2020 общественной палатой муниципального образования «город Ульяновск» проводится голосование по выбору общественной территории МО «Город Ульяновск» для установки памятной стелы в честь присвоения г.Ульяновск почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести». Проводимое мероприятие по смыслу п.п. 9 ст. 2 ФЗ N 67-ФЗ выборами не является, следовательно, оснований для признания такого совмещения недопустимым, не имеется. Кроме того, административным истцом не представлено доказательств того, что голосование по выбору общественной территории МО «Город Ульяновск» для установки памятной стелы в честь присвоения г.Ульяновск почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» проводится именно административным ответчиком. Письмо Ульяновской городской избирательной комиссии от 03.09.2020 №01-18\1078 таковым не является. Напротив, указанным письмом территориальные избирательные комиссии уведомлены, что места проведения общественной палатой МО «Город Ульяновск» голосования должны находиться за пределами помещений участковых избирательных комиссий. Согласно ст. 61 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации (ч.1). В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей (ч.2). Согласно п. 10 и п.11 указанной статьи 10, в помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. При оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (п.13). По смыслу указанных положений помещение для голосования может состоять из нескольких, одним из которых является зал для голосования. Как следует из представленных суду фотоматериалов, территория места расположения избирательной комиссии является отдельным пространством от места нахождения урн, установленных для голосования по выбору места установки памятной стелы. При оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (п.13). Иные доводы административного истца о том, что имеются реальная угроза проведения агитации на избирательном участке, влияние на проводимое голосовании путем раздачи буклетов с индивидуальными номерами и qr –кодами, как и об отсутствии беспрепятственного доступа к помещению избирательной комиссий избирателей, являются лишь утверждениями самого административного истца. Доказательств в подтверждение нарушений положений Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» им не представлено. Поскольку со стороны административного ответчика отсутствует нарушение прав административного истца со стороны административного ответчика, суд принимает решение об отказе ФИО1 в удовлетворении административного иска. Руководствуясь ст. ст. 175 -180 КАС РФ суд, Р Е Ш И Л: в удовлетворении административного иска ФИО1 к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании незаконными действий Ульяновской городской избирательной комиссии по организации в период выборов в депутаты Ульяновской Городской Думы голосования по выбору места установки памятного знака, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение пяти дней со дня вынесения. Судья Н.Н.Бахарева |