ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4005/17 от 01.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-4005/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 декабря 2017 года г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Миллер С.А.

при секретаре Семионовой Я.С.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Пензы о признании незаконным решения,

установил:

ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г.Пензы с административным иском к администрации г. Пензы о признании незаконным решения, указав, что Дата подал в администрацию г. Пензы уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме пикетирования с целью информирования населения о деятельности ФИО4 изъятыДата с 12 часов до 17 часов по адресу: Адрес .

В письме от Дата . Номер администрация г. Пензы предложила изменить место проведения публичного мероприятия в связи с тем, что в соответствии с постановлением администрации г. Пензы от Дата . Номер организована ярмарка «Осенний калейдоскоп», в рамках которой работает аттракцион «Веселый паровозик», движение которого осуществляется по маршруту от Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского (Адрес ) до жилого Адрес , что не позволяет обеспечить безопасность участников пикетирования в пешеходной части Адрес . Ширина тротуара у Адрес составляет 4 м и проведение пикетирования создает помехи движению пешеходов.

Ответ администрации г. Пензы не является мотивированным, так как передвижение транспортного средства в рамках аттракциона «Веселый паровозик» осуществляется непосредственно по пешеходной зоне до Адрес , в то время как публичное мероприятие планируется провести по адресу: Адрес , в соответствии с приложенной к уведомлению схемой.

Ссылка администрации г. Пензы на ширину тротуара необоснованна, поскольку в ч. 3 ст. 2 Закона Пензенской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведениях публичного мероприятия на территории Пензенской области» № 2301-ЗПО от 30.11.2012г. уже определены места, в которых проведение публичных мероприятий может создать помехи движению пешеходов. Определять дополнительные места администрация г. Пензы не вправе.

Полагал, что администрация г. Пензы уклонилась от согласования публичного мероприятия в заявленном месте, тем самым нарушая его право на проведение публичных мероприятий, установленное ст. 31 Конституции РФ, Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г.

Просил признать незаконным ответ администрации г. Пензы от Дата . Номер .

В судебное заседание ФИО1 не явился, о судебном заседании извещен.

Представитель административного истца ФИО2 административный иск поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что пикет в составе не более пяти человек планировалось расположить вдоль Адрес в Адрес на тротуаре, ширина которого в 4,3 м исходя из нормы заполняемости 3 кв. м на одного человека позволяла это сделать без помех для движения пешеходов. Пикетирование планировалось без какой-либо конструкции, участники пикета держали бы в руках плакаты, о размерах которых он пояснить не может. Администрацией г. Пензы было предложено альтернативное место для пикетирования – сквер Славы, которое не устраивает организатора публичного мероприятия, поскольку является менее проходимым местом по сравнению с Адрес . Цель публичного мероприятия, которое намеревался провести ФИО1, - информирование как можно большего количества граждан о деятельности ФИО4 изъяты. Ранее ФИО1 неоднократно пытался согласовать с администрацией г. Пензы сквер Славы как место проведения публичного мероприятия, но администрация г. Пензы это место не согласовывала, а в настоящее время ФИО1 желает провести публичное мероприятие именно на Адрес . Также администрацией г. Пензы было изменено время публичного мероприятия – на период с 16 часов до 21 часа. Однако в 16 часов сейчас на улице уже темно. Полает, что администрация г. Пензы предложила альтернативное место для проведения публичного мероприятия с той целью, чтобы ФИО1 не мог провести публичное мероприятие в том месте, в котором хочет.

Представитель администрации г. Пензы ФИО3 в судебном заседании выразила несогласие с административным иском по доводам, изложенным в письме администрации г. Пензы от Дата . Номер , дополнив, что аттракцион «Веселый паровозик» следует от Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского фактически до Адрес в г. Пензе, где осуществляет поворот налево в сторону площади. На тротуаре вдоль Адрес в г. Пензе растут деревья, вокруг которых оборудованы клумбы, согласно градостроительному плану расстояние от Адрес до деревьев, растущих на тротуаре, составляет 4,3 м, по нормам предельной заполняемости территорий в местах проведения публичных мероприятий на территории г. Пензы, утвержденным постановлением администрации г. Пензы от Дата . Номер , на тротуарах, площадках, у административных и торговых центров, театров и рынков норма предельной заполняемости составляет не более 0,3 человека на 1 кв. м. Полагает, что письмо администрации г. Пензы от Дата . Номер содержит обоснование невозможности проведения публичного мероприятия в заявленном ФИО1 месте и не является отказом в проведении публичного мероприятия.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Дата . ФИО1 подал в администрацию г. Пензы уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме пикетирования с целью информирования населения о деятельности ФИО4 изъятыДата . с 12 часов до 17 часов по адресу: Адрес .

В письме от Дата . Номер администрацией г. Пензы ФИО1 предложено провести заявленное публичное мероприятие Дата . с 16 часов до 21 часа с количеством участников до 5 человек в центре сквера Славы (скульптурная композиция «Камни солнца и любви»).

Администрация г. Пензы в данном письме указала на то, что в соответствии с постановлением администрации г. Пензы от Дата . Номер на Адрес (от пересечения Адрес площади) организована сезонная ярмарка «Осенний калейдоскоп», в рамках которой ежедневно работает аттракцион «Веселый паровозик», движение которого осуществляется по маршруту от Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского (Адрес ) до жилого Адрес , что не позволяет обеспечить безопасность участников пикетирования на пешеходной части Адрес тротуара у Адрес составляет 4 м и проведение пикетирования создаст помехи движению пешеходов.

Постановлением администрации г. Пензы «Об организации сезонной ярмарки «Осенний калейдоскоп» на территории г. Пензы и продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) на ней» от 26.09.2017г. № 1788 утверждены план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг), схемы размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, режим работы ярмарки: ежедневно с 8 часов до 21 часа.

Согласно договору о предоставлении места и права на участие в ярмарке «Осенний калейдоскоп» на территории г. Пензы от Дата . Номер , заключенному между МУП «Городской центр торговли и услуг» и ИП ФИО4 изъяты ИП ФИО4 изъяты. – участнику ярмарки предоставлено право временного использования за плату торгового места по маршруту от Адрес (от драматического театра до площади им. Ленина) под временную организацию и размещение оборудования на период работы ярмарки, утвержденной постановлением администрации Адрес от Дата . Номер с целью оказания услуг населению – детский аттракцион «Веселый паровозик».

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей ст. 31 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.05.2012г. № 12-П и Постановлении от 14.02.2013г. № 4-П, исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции РФ цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ч. 3 ст. 17, ч.ч. 1,2 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на свободу мирных собраний определено также в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Европейский Суд по правам человека в своей практике исходит из того, что в демократическом обществе свобода собраний является фундаментальным правом и наряду со свободой мысли, совести и религии составляет основу такого общества (постановления от 25.05.1993г. по делу «Коккинакис (Kokkinakis) против Греции», от 20.02.2003г. по делу «Джавит Ан (Djavit An) против Турции», от 23.10.2008г. по делу «Сергей Кузнецов против России» и др.); оно касается как закрытых, так и публичных собраний, а равно собраний в определенном месте и публичных шествий и может осуществляться отдельными их участниками и организаторами (постановление от 31.03.2005г. по делу «Адали (Adaly) против Турции»); государство, в свою очередь, должно воздерживаться от применения произвольных мер, могущих нарушить это право (постановление от 26.07.2007г. по делу «Баранкевич против России»).

Порядок организации и проведения публичных мероприятий установлены Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г.

Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г. под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г. проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации и добровольности участия в публичном мероприятии.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г. к организации публичного мероприятия относится оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г. уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В ч. ч. 1, 2.1 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г. предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ от 19.06.2004г. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно ч. ч. 1, 5 ст. 1, ст. 2 Закона Пензенской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пензенской области» № 2301-ЗПО от 30.11.2012г. уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в Правительство Пензенской области или орган местного самоуправления в срок, установленный ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Уведомление о проведении публичного мероприятия подается в орган местного самоуправления городского округа, городского поселения, сельского поселения в случаях, если предполагаемое публичное мероприятие будет проходить на территории соответствующего городского округа, городского поселения, сельского поселения, в том числе на проезжей части объекта транспортной инфраструктуры, находящегося на территории соответствующего городского округа, городского поселения, сельского поселения, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 3, 4 ч. 3 настоящей статьи, если количество участников предполагаемого публичного мероприятия составляет менее 500 человек.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Правительство Пензенской области определяет единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, в том числе, если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций в зданиях железнодорожных вокзалов и аэропортов и на расстоянии менее 30 метров от этих зданий.

Постановлением Правительства Пензенской области № 936-пП от 24.12.2912г. утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно политического характера мест на территории Пензенской области, которым к таким местам в г.Пензе отнесены площадка перед центральным входом в МБУ Парк культуры и отдыха «Олимпийский» (со стороны ул. Гагарина), площадка в центре сквера между строениями по ул. Октябрьской, 2 и ул. Октябрьской, 4.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от 02.04.2009г. № 484-О-П, понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

В Постановлении от 14.02.2013г № 4-П Конституционный Суд РФ указал, что при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний. Аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте, в особенности если оно находится в центре города и явно больше по размерам (постановление от 10.07.2012г. по делу «Берладир и другие против России»).

Суд признает установленным, что администрация г.Пензы вышеприведенные требования закона выполнила. Уведомление о проведении публичного мероприятия от Дата . рассмотрено администрацией г. Пензы в установленном законом порядке и срок, на него дан соответствующий ответ в письменной форме. Администрацией г.Пензы обосновано предложение об изменении места и времени проведения публичного мероприятия проведением иного мероприятия и обеспечением безопасности граждан исходя из норм предельной заполняемости территорий в местах проведения публичных мероприятий на территории г. Пензы на тротуарах, площадках у административных и торговых центров, театров и рынков. При этом организатору публичного мероприятия было предложено для согласования иное место проведения публичного мероприятия – центр сквера Славы (скульптурная композиция «Камни солнца и любви»), которое также как и место, испрашиваемое организатором публичного мероприятия, находится в центре г. Пензы.

Довод представителя административного истца о том, что предложенные администрацией г. Пензы для проведения публичного мероприятия место и время не отвечают целям публичного мероприятия, которое намеревался провести административный истец, а именно, информирование как можно большего количества граждан о деятельности ФИО4 изъяты, не может быть принят судом во внимание по вышеизложенным основаниям.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необоснованности настоящего административного иска.

Судом не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии действий администрации г.Пензы закону, а также о нарушении действиями администрации г.Пензы прав и законных интересов ФИО1 - организатора публичного мероприятия, который не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г.

Оспариваемое ФИО1 решение администрации г. Пензы, изложенное в письме от Дата . Номер не содержит запрета на проведение публичного мероприятия и не ограничивает право ФИО1, гарантированное ст. 31 Конституции РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск ФИО1 к администрации г. Пензы о признании незаконным решения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья С.А.Миллер