ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4009/17 от 22.03.2017 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-4009/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

[ 00.00.0000 ] г. Нижний Новгород

Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи: Буруновой С.В.,

при ведении протокола секретарем: Атопшевой Е.И.,

с участием: представителя административного истца – старшего помощника прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода ФИО1, представителя административного ответчика и заинтересованного лица – администрации г. Нижнего Новгорода и администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации г. Нижнего Новгорода по восстановлению схемы электроснабжения,

У С Т А Н О В И Л :

административный истец прокурор Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Нижнего Новгорода по организации уличного освещения. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Нижегородского района г. Нижнего Новгорода совместно со специалистом Волжско-Окского управления Ростехнадзора проведена проверка по вопросу нарушения требований безопасности при эксплуатации силовой кабельной линии временного электроснабжения многоквартирного жилого дома [ № ] по [ адрес ]. В результате проверки установлено, что в нарушение пунктов [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] Правил устройства электроустановок, утв. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ], электрический кабель, проложенный вдоль дома [ № ] по [ адрес ], соприкасается с газопроводом и расстояние от кабеля до окон жилого дома – менее 0,5 м. В силу действующего законодательства Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий. Администрацией г. Нижнего Новгорода меры в рамках предоставленных полномочий не предпринимаются. Непринятие администрацией г. Нижнего Новгорода мер по восстановлению схемы электроснабжения свидетельствует о несоблюдении требований действующего законодательства о местном самоуправлении. Вышеуказанные нарушения могут привести к аварийной ситуации, связанной с отключением жилого дома от системы электроснабжения и опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что ущемляет права неопределенного круга лиц на безопасные и комфортные условия проживания. На этом основании прокурор Нижегородского района г. Нижнего Новгорода просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации г. Нижнего Новгорода по восстановлению постоянной схемы электроснабжения жилого дома [ № ] по [ адрес ]

- возложить на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность восстановить постоянную схему электроснабжения жилого дома [ № ] по [ адрес ]

Административный ответчик администрация г. Нижнего Новгорода и заинтересованное лицо администрация Нижегородского района г. Нижнего Новгорода возражали против удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода ФИО1 поддержала заявленные требования, пояснив, что до настоящего времени постоянная схема электроснабжения администрацией г. Нижнего Новгорода не восстановлена.

В судебном заседании представитель административного ответчика и заинтересованного лица – администрации г. Нижнего Новгорода и администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая, что в настоящее время постоянная схема электроснабжения не восстановлена по причине дефицита средств в бюджете.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, считаются надлежащим образом извещенными, учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления и его должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, вдоль жилого дома [ № ] по [ адрес ] проложена временная кабельная линия.

В соответствии с п. 4 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 50 названного закона установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Статьей 51 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Указанные выше нормы закреплены так же в Уставе города Нижнего Новгорода, согласно п. 14 ч. 7 которого к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится обеспечение исполнения вопросов местного значения; в области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, предоставления услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг организация электро- и газоснабжении, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона «Об электроэнергетике» выполнение технологических требований к техническим устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энергетической системы России обеспечивают собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В силу п.2.3.88 Правил устройства электроустановок (6 издание), утв. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 июля 2002 года № 204, при параллельной прокладке расстояние в свету от кабельных линий напряжения до 35 кВ до газопроводов и низкого, среднего и высокого давления должно быть не менее 1 м.

Пунктом 2.1.75 Правил устройства электроустановок (6 издание), утв. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 июля 2002 года № 204, установлено, что незащищенные изолированные провода наружной электропроводки должны быть расположены или ограждены таким образом, чтобы они были недоступны для прикосновения с мест, где возможно частое пребывание людей (например, балкон, крыльцо); от указанных мест эти провода, проложенные открыто по стенам, должны находиться над окном на расстоянии не менее 0,5 м.

В нарушение вышеуказанных норм Правил устройства электроустановок (6 издание), утв. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ], электрический кабель, расположенный вдоль дома [ № ] по [ адрес ] соприкасается с газопроводом, расстояние от кабеля до окон жилого дома – менее 0,5 м., что подтверждается актом проверки от [ 00.00.0000 ] и представленным в материалы дела фотоматериалом.

[ 00.00.0000 ] администрацией Нижегородского района г. Н. Новгорода направлено письмо в Администрацию г. Н. Новгород с просьбой выделить денежные средства на выполнение работ по восстановлению основного кабеля, снабжающего электроэнергией жилой дом [ № ] по [ адрес ]

Однако до настоящего времени, т.е. спустя более девяти месяцев с момента обращения администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода в Администрацию г. Н. Новгород с просьбой выделить денежные средства на выполнение работ по восстановлению основного кабеля, снабжающего электроэнергией жилой дом [ № ] по [ адрес ], постоянная схема электроснабжения со стороны администрации г. Нижнего Новгорода не организована, что не отрицалось участвующими в административном деле лицами в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, учитывая, что невыполнение администрацией г. Нижнего Новгорода императивных требований в области благоустройства является нарушением действующего законодательства Российской Федерации и может создать реальную угрозу жизни и здоровью жителей муниципального образования, суд находит возможным признать незаконным бездействие администрации г. Нижнего Новгорода по восстановлению постоянной схемы электроснабжения дома [ № ] по [ адрес ] и возложить на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность восстановлению постоянной схемы электроснабжения дома [ № ] по [ адрес ], в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Нижнего Новгорода по восстановлению постоянной схемы электроснабжения жилого дома [ № ] по [ адрес ].

Возложить на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность восстановить постоянную схему электроснабжения жилого дома [ № ] по [ адрес ] в соответствии с Правилами устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ], в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность сообщить об исполнении решения суда по административному делу в Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород и прокурору Нижегородского района г. Нижнего Новгорода в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.В. Бурунова