ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-400/2016 от 09.11.2016 Лунинского районного суда (Пензенская область)

Дело а-400\2016

Мотивированное

Р е ш е н и е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>

Лунинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО7., с участием представителя административного ответчика Администрации ФИО1<адрес> по доверенности ФИО4, административного ответчика главы администрации ФИО1<адрес>ФИО5, при секретаре ФИО3 рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ООО «Стройинвест» о признании незаконным бездействия администрации ФИО1<адрес> по внесению изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки территории Ломовского сельского поселения ФИО1<адрес> в части изменения категории земель земельных участков с кадастровыми номерами: 58:16:0850201:378, 58:16:0850201:360; понуждении главу администрации ФИО1<адрес> внести до ДД.ММ.ГГГГ изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки территории Ломовского сельского поселения ФИО1<адрес> в части изменения категории земель земельных участков с кадастровыми номерами: 58:16:0850201:378, 58:16:0850201:360,

у с т а н о в и л:

ООО «Стройинвест» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации ФИО1<адрес> по внесению изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки территории Ломовского сельского поселения ФИО1<адрес> в части изменения категории земель земельных участков с кадастровыми номерами: 58:16:0850201:378, 58:16:0850201:360; понуждении главу администрации ФИО1<адрес> внести до ДД.ММ.ГГГГ изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки территории Ломовского сельского поселения ФИО1<адрес> в части изменения категории земель земельных участков с кадастровыми номерами: 58:16:0850201:378, 58:16:0850201:360.

В обоснование иска административный истец указывает на то, что ему на праве собственности принадлежат указанные земельные участки, на которых в 1,5 км. южнее с. ФИО1<адрес> общество на основании лицензии имеет право пользования недрами на добычу строительного песка. Приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ право пользования недрами, предоставленное лицензией до оформления земельного отвода на участке разработки месторождения строительного песка ООО «Стройинвест» приостановлено. Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стройинвест» предписано оформить земельный отвод на участке разработки месторождения строительного песка «ФИО1», расположенном в 1,5 км. южнее с. ФИО1<адрес> в соответствии с действующим законодательством до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, необходимо до ДД.ММ.ГГГГ перевести указанные земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. А для этого вначале следует внести соответствующие изменения в генеральный план и в правила землепользования и застройки территории Ломовского сельского поселения <адрес>. Для внесения этих изменений директор общества ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию ФИО1<адрес>. Однако администрация ФИО1<адрес> до настоящего времени не сделала никаких действий по внесению соответствующих изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки территории Ломовского сельского поселения <адрес>. Бездействие администрации района не позволяет обществу реализовать свое право по переводу земельных участков с указанными кадастровыми номерами из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и это может привести к досрочному прекращению лицензии.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о дате, времени, месте рассмотрения дела. Не просил об отложении рассмотрения дела и не представил доказательств уважительности неявки в суд.

Представитель административного ответчика Администрации ФИО1<адрес> по доверенности ФИО4 иск не признал и пояснил, что считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку нарушения прав административного истца не допущено, доводы о бездействии администрации ФИО1<адрес> полагает безосновательными. Заявление ООО «Стройинвест» поступило в администрацию района на имя главы администрации ФИО1<адрес>. В данном заявлении общество просило в целях изменения категории земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности внести соответствующие изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки. Данное заявление главой администрации было передано на рассмотрение в земельную комиссию, которая на своем заседании ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о передаче заявления для рассмотрения в отдел архитектуры –главному архитектору района, который занимается вопросом подготовки проекта генерального плана. Внесение изменений в генеральный план первично по отношению к внесению изменений в правила землепользования. Такие изменения производятся в соответствии с порядком, предусмотренным ГК РФ. Необходимость внести изменения в генеральный план территории Ломовского сельсовета возникла и в связи с изменением классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, утвержденными приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, поступило еще одно заявление от другого лица о внесении изменений в генеральный план территории Ломовского сельсовета в части изменения категории земель на земли населенного пункта. Заявление административного истца рассмотрено и в удовлетворении разрешения указанного вопроса ему не отказано, о чем истец уведомлен и это не оспаривает. <адрес> принято решение о подготовке изменений в генеральный план. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. До утверждения изменений в генеральный план не могут быть внесены изменения в правила землепользования и застройки согласно требований закона.

Административный ответчик глава администрации ФИО1<адрес>ФИО5 иск не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ему было передано заявление ООО «Стройинвест» о внесении изменений в генеральный план и правила застройки и землепользования территории Ломовского сельсовета. В разрешении данного вопроса отказано не было, в этот же день это заявление передано на рассмотрение в земельную комиссию, которая передала это заявление на разрешение главному архитектору района для включения предложений заинтересованного лица в проект изменений в генеральный план. Об этом общество было поставлено в известность через представителя общества, который неоднократно был у него на приеме и беседовал также с главным архитектором района. В период рассмотрения заявления ООО «Стройинвест» отделом архитектуры администрации района поступило заявление от ФИО6 с просьбой учесть изменения категории и вида его трех земельных участков, расположенных на территории Ломовского сельсовета. Решено было объединить эти заявления в части подготовки внесения изменений в генеральный план территории Ломовского сельсовета, что ведет к снижению расходов бюджетных средств. Кроме того необходимо внести изменения в генеральный план с учетом нового классификатора вида разрешенного использования земель. Им вынесено постановление о подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план территории Ломовского сельсовета, утвержден план мероприятий по внесению изменений в генеральный план, утвержден порядок деятельности комиссии по подготовке предложений по внесению изменений в генеральный план. Требование истца о понуждении его, как главу администрации внести изменения в генеральный план и в правила землепользования и застройки территории в срок до ДД.ММ.ГГГГ не основано на законе, поскольку это не входит в его компетенцию.

Выслушав объяснения вышеуказанных лиц, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения поселения отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки поселений, утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории.

Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, поселений, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

В силу части 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (статья 36 названного Кодекса).

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопросы подготовки и утверждения документов территориального планирования поселений, установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Подготовка и утверждение генерального плана поселения, в том числе внесение изменений в такие планы регламентированы ст. 24 и ст. 9 ГК РФ.

Согласно ст. 24 ГК РФ заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения с предложениями о внесении изменений в генеральный план (п.16). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (п.2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектировании я, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (п.3.) Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 ГК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.8). Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГпп «Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения» к ходатайству прикладывается правовой акт, выданный органом местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подтверждающий отсутствие иных вариантов размещения соответствующих объектов.

В судебном заседании установлено, что ООО «Стройинвест» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 58:16:0850201:378 и 58:16:0850201:360, назначение которых - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. ДД.ММ.ГГГГ директор общества подал в администрацию ФИО1<адрес> на имя главы администрации ФИО1<адрес> заявление о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки территории Ломовского сельсовета в части внесения изменений категории этих участков с земли сельскохозяйственного назначения на земли промышленности. <адрес> данное заявление передано на рассмотрение в земельную комиссию, которая ДД.ММ.ГГГГ на заседании приняла решение о передаче на рассмотрение данного заявления в отдел архитектуры администрации, поскольку в заявлении ставится вопрос о внесении изменений в генеральный план территории Ломовского сельсовета и правила землепользования и застройки. На тот период отделом архитектуры администрации уже велась работа по вопросу необходимости внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений в связи с изменениями, внесенными в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, после поступления в отдел архитектуры заявления административного истца подготовлен проект постановления о подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план территории Ломовского сельсовета с учетом заявления ООО «Стройинвест».

То есть, в разрешении указанного заявления административному истцу отказано не было, о чем административный истец был поставлен в известность и данный факт представитель истца в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ подтвердил, указав на то, что истец не требует от административного ответчика дать ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ, а просит, чтобы судом был установлен ответчику срок внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки территории Ломовского сельсовета, поскольку такие изменения не вносятся ответчиком длительное время, что приведет к прекращению лицензии на добычу строительного песка, хотя не отрицает того факта, что подготовка проекта изменений в генеральный план поселения требует финансирования и изготовление таких проектов осуществляется специализированными организациями на конкурсной основе. Как пояснил представитель административного истца в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ внесение таких изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки территории Ломовского сельсовета необходимо для последующего обращения в Департамент государственного имущества в <адрес> с ходатайством о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, поскольку истцу эти земельные участки необходимы для добычи строительного песка, на которую уже было получена ранее лицензия и действие этой лицензии приостановлено.

Постановлением администрации ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д.87-99) утвержден состав комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки поселений ФИО1<адрес>, положение о порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки поселений ФИО1<адрес>, утвержден перечень документов, направляемых заявителями в комиссию.

ДД.ММ.ГГГГ собранием представителей ФИО1<адрес> принято решение о признании утратившим силу решения Собрания представителей ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий по вопросам местного значения Комитетом местного самоуправления Болотниковского, Большевьясского, Засурского, Иванырсинского, Ломовского, ФИО1, Родниковского, Степановского, Сытинского сельсоветов ФИО1<адрес>» в частности: утверждения генеральных планов поселения, утверждения правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории и т.д. ( л.д.73).

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации ФИО1<адрес> вынесено постановление -п о подготовке проекта изменений в генеральный план территории муниципального образования Ломовского сельсовета (л.д.71-72), которое было отменено в связи с принятием постановления администрации ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГа-п.

Постановлением главы администрации ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГа-п утверждена комиссия по подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план территории Ломовского сельсовета ФИО1<адрес>, утвержден план мероприятий по внесению изменений в генеральный план территории Ломовского сельсовета, утвержден порядок деятельности комиссии по подготовке предложений по внесению изменений в генеральный план территории Ломовского сельсовета, признано утратившим силу постановление администрации ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «О подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план территории Ломовского сельсовета ФИО1<адрес>.

Данное постановление опубликовано в информационном бюллетене «Вестник ФИО1<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.173-175).

Решением собрания представителей ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение собрания представителей ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в ФИО1<адрес>» п.п. 8.1 и 8.2 о проектах генеральных планов, предложениях по внесению изменений в генеральные планы, проектах в правила землепользования и застройки, предложениях по внесению изменений в правила (л.д.107).

Решением собрания представителей ФИО1<адрес> внесены изменения в решение «О бюджете ФИО1<адрес> на 2016 год», в том числе и в части расходов на мероприятия по землеустройству и землепользованию, расходов по услугам для обеспечения муниципальных нужд (л.д.172).

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации ФИО1<адрес> направлены запросы в организации, которые занимаются работами по подготовке проектов генеральных планов территорий, о предоставлении коммерческих предложений стоимости услуг на выполнение услуг по внесению изменений в генеральный план поселения (л.д.109-111).

В соответствии со статьями 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральный план поселения является документом территориального планирования, данным документом установлены функциональные зоны, а именно, определены границы территорий и функциональное назначение.

Частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с частью 9 указанной статьи при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Изменение градостроительного регламента в силу пункта 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Таким образом, положения Правил землепользований и застройки должны соответствовать положениям генерального плана городского округа или поселения.

Поскольку согласно генеральному плану территории Ломовского сельсовета указанные земельные участки, принадлежащие административному истцу, отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, то внесение изменений в правила землепользования и застройки невозможны без внесения изменений в генеральный план.

Частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. При этом одним из оснований для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Согласно ст. 32 ГК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Глава местной администрации принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, а также процедура публичных слушаний урегулированы статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно частям 5 и 6 указанной нормы решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации; одновременно утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Глава муниципального образования при получении названного проекта принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Заявление административного истца органом местного самоуправления рассмотрено, по нему приняты вышеуказанные действия с учетом так же других оснований для внесения изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки, в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса РФ, то есть были приняты меры к началу осуществления процедуры по внесению изменений в генеральный план территории Ломовского сельсовета и правила землепользования и застройки этой территории.

Указание в нормах законодательства о возможности внесения изменений в утвержденные градостроительные регламенты не подразумевает осуществление процедуры по внесению таких изменений лишь по факту наличия заявления об этом заинтересованного лица. Иное бы вело к возможности одностороннего изменения градостроительных регламентов по усмотрению собственников отдельных земельных участков без соблюдения процедуры такого изменения, предусмотренной ГК РФ. Такие изменения могут быть внесены не иначе, как с соблюдением требований законодательства относительно порядка внесения изменений и соответствия этих изменений закону.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о наличии бездействия администрации ФИО1<адрес>, о не совершении никаких действий администрацией ФИО1<адрес> по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки территории Ломовского сельсовета по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельны и не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Судом установлено, что отсутствовало бездействие со стороны администрации ФИО1<адрес>, как и со стороны главы администрации ФИО1<адрес>.

Нормы Градостроительного Кодекса РФ и иных правовых актов не возлагают на главу администрации района обязанность принятия по обращению юридического лица действий по внесению в генеральный план поселения, в правила землепользования и застройки территории. Как указано выше, согласно норм Градостроительного Кодекса РФ генеральный план, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления после проведения установленной законом процедуры.

Кроме того, внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки территории поселения находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем, суд не вправе по существу разрешать данный вопрос вместо указанного органа.

Истцы при обращении в суд свободны в выборе способа защиты своего нарушенного право, однако избранный ими способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру и последствиям нарушения, обеспечивать восстановление нарушенных прав.

Суд пришел к выводу, что действия главы администрации ФИО1<адрес> совершены в пределах полномочий, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ по данному вопросу, отсутствовало бездействие со стороны администрации ФИО1<адрес>, права административного истца не были нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 175-178, 180, п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска ООО «Стройинвест»:

- о признании незаконным бездействия администрации ФИО1<адрес> по внесении изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки территории Ломовского сельского поселения ФИО1<адрес> в части изменения категории земель земельных участков с кадастровыми номерами: 58:16:0850201:378, 58:16:0850201:360;

- о понуждении главу администрации ФИО1<адрес> внести до ДД.ММ.ГГГГ изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки территории Ломовского сельского поселения ФИО1<адрес> в части изменения категории земель земельных участков с кадастровыми номерами: 58:16:0850201:378, 58:16:0850201:360, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лунинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья-