ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-400/2017 от 22.06.2017 Петровского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-400/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Светлоград 22 июня 2017 года

Петровский районный суд Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Черниговской И.А.

при секретаре Горбенко Д.А.

с участием помощника прокурора Петровского района Орловой Д.Н.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования города Светлограда Петровского района Ставропольского края – Фоминой В.Н., действующей на основании доверенности --- от ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело №2а-400/2017 по административному иску прокурора Петровского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Светлограда об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Петровского района Пустовойт Л.В. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в Петровский районный суд Ставропольского края с впоследствии уточненным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования города Светлограда об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, мотивировав следующими доводами.

Прокуратурой района в рамках рассмотрения обращения ФИО4 проведена проверка соблюдения администрацией г. Светлоград Петровского района законодательства о безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

На основании ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно п.п. 4.5.1.1 - 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, (далее - ГОСТ Р 52766-2007) тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Так, в ходе ранее проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на участке ул. ..., расположенном между ул. ... и ул. ... отсутствуют тротуары, пешеходное движение осуществляется по проезжей части.

Однако, несмотря на интенсивность движения транспортных средств и пешеходов на данном участке автомобильной дороги местного значения, администрацией г. Светлоград в нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, ст.ст. 2, 12 Закона № 196-ФЗ, п.п. 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, не приняты меры по обустройству тротуаров на участке ... от перекрестка с ... до перекрестка с ....

В связи с выявленными нарушениями главе администрации г. Светлоград внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией г. Светлограда в адрес собственника автодороги «Светлоград - Летняя Ставка - Кучерла» и ОМВД России по Петровскому району направлены обращения по вопросу организации безопасности» дорожного движения и согласования размещения дорожных знаков для организации одностороннего движения на участке ... (от ... до ...) со стороны примыканий к региональной автомобильной дороге.

В полученном администрацией г. Светлоград от министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края ответе сообщено, что будет разработан проект организации дорожного движения на данный участок автомобильной дороги, проходящий по ... и ..., которым будут предусмотрены необходимые для введения одностороннего движения по ... дорожные знаки.

В ходе настоящей проверки установлено, что в соответствии с обращением администрации г. Светлоград министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края в проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования регионального значения «Светлоград - Летняя Ставка - Кучерла», разработанный в августе 2016 года, внесены дорожные знаки 5.5 «Дорога с односторонним движением» и 3.1 «Въезд запрещен» на примыканиях в ... с ... и ....

В адрес администрации г. Светлоград поступили схемы организации дорожного движения, в которые внесены дорожные знаки 5.5 «Дорога с односторонним движением» и 3.1 «Въезд запрещен» на примыканиях в ... с ... и ....

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, являющимися собственниками автомобильных дорог.

Согласно п. 13 Основных положений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Вместе с тем, установлено, что до настоящего времени администрацией ... не организованы мероприятия по разработке проекта организации одностороннего движения по ... (от ... до ...) со стороны примыканий к региональной автомобильной дороге, что препятствует проведению работ по установлению дорожных знаков на данном участке автодороги в соответствии с разработанной министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края схемой организации дорожного движения.

Отсутствие пешеходных тротуаров, связанное с неорганизацией администраций г. Светлоград безопасного одностороннего дорожного движения на указанном участке автомобильной дороги, представляет опасность для жизни и здоровья вынужденных передвигаться по проезжей части улицы пешеходов, в том числе несовершеннолетних детей, идущих в расположенные в центре города дошкольные образовательные учреждения.

Выявленные нарушения недопустимы, поскольку являются предпосылками для совершения участниками дорожного движения дорожно-транспортных происшествий и ставят под угрозу безопасность граждан, и свидетельствуют о том, что должностными лицами администрации г. Светлоград не обеспечивается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Закона № 196-ФЗ - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поэтому прокурор района, в соответствии со ст.ст. 39, 209 КАС РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Светлоград Петровского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по организации одностороннего дорожного движения по ... (от ... до ...) со стороны примыканий к региональной автомобильной дороге «Светлоград - Летняя Ставка – Кучерла». Обязать администрацию муниципального образования г.Светлоград Петровского района Ставропольского края в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, обязав при этом администрацию г. Светлоград Петровского района Ставропольского организовать мероприятия по разработке проекта организации одностороннего движения по ... (от ... до ...) со стороны примыканий к региональной автомобильной дороге «Светлоград - Летняя Ставка - Кучерла».

В судебном заседании помощник прокурора Петровского района Орлова Д.Н. поддержала административные исковые требования, и просила удовлетворить их в полном объеме с учетом представленного уточнения.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования города Светлограда Петровского района Ставропольского края Фомина В.Н. против требований иска обязать администрацию муниципального образования ... в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, обязав при этом администрацию г. Светлоград Петровского района Ставропольского организовать мероприятия по разработке проекта организации одностороннего движения по ... (от ... до ...) со стороны примыканий к региональной автомобильной дороге «Светлоград - Летняя Ставка - Кучерла» - не возражала. Относительно требований прокурора признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Светлоград Петровского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по организации одностороннего дорожного движения по ... (от ... до ...) со стороны примыканий к региональной автомобильной дороге «Светлоград - Летняя Ставка – Кучерла», возражала, поскольку согласно представленных ответов работа администрацией по принятию указанных мер ведется постоянно, бездействия не допущено.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ, в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление прокурора об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как установлено судом, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 13 и 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 07.02.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, подлежащим разрешению органами местного самоуправления данного муниципального образования, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности дорожного движения" также предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности дорожного движения" под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

При этом осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа, в том числе на объектах улично-дорожной сети, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа (пункт 4 статьи 6 данного Федерального закона).

Как видно из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой района проверки по заявлению ФИО4 выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в том числе п.п. 4.5.1.1 - 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, при эксплуатации автомобильной дороги с твердым покрытием по ..., между ... и ..., находящейся в собственности муниципального образования города Светлограда Петровского района Ставропольского края, выразившиеся в том, что данная автомобильная дорога не оборудована тротуарами, пешеходное движение осуществляется по проезжей части, в адрес администрации города Светлограда прокуратурой района внесено представление --- от *** об устранении нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения (л.д.7-8).

В ответ на указанное представление, административным ответчиком прокурору Петровского района дан ответ --- от ***, согласно которого администрацией города, в целях рассмотрения вопроса в части обустройства пешеходного тротуара на ..., от ... до ... в адрес собственника а/д «Светлоград - Летняя Ставка -Кучерла» и ОМВД России по Петровскому району направлены обращения по вопросу организации дорожного движения и согласования размещения дорожных знаков для организации одностороннего движения на указанном участке ... со стороны примыканий к региональной автомобильной дороге. По результатам рассмотрения представления должностное лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог и улично-дорожной сети в г. Светлограде привлечено к дисциплинарной ответственности (л.д.9). Распоряжением администрации города Светлограда ----р от *** за нарушение требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения начальнику отдела коммунального хозяйства, муниципального имущества, транспорта и связи администрации города Светлограда ФИО7 объявлено замечание (л.д.10).

При этом согласно обращения --- от *** «О предварительном согласовании размещения технических средств организации дорожного движения» в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края следует, что администрация города Светлограда просила согласовать размещение необходимых для организации одностороннего движения дорожных знаков со стороны а/д «Светлоград – Летняя Ставка – Кучерла», внесение изменений в действующий проект организации дорожного движения в границах примыканий указанной дороги в районе пересечения с ... за счет средств администрации г. Светлограда (л.д.13).

Из сообщения Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края --- от *** следует, что министерство не возражало против установки дорожных знаков, необходимых для введения одностороннего движения по ..., в пределах примыканий к а/д «Светлоград – Летняя Ставка – Кучерла» при условии их установки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. Проект организации дорожного движения на региональную дорогу «Светлоград – Летняя Ставка – Кучерла», проходящей по ... и ..., разрабатывается, необходимые для введения одностороннего движения по ... дорожные знаки будут внесены (л.д.12).

Согласно сообщения администрации города Светлограда --- от ***, направленного в прокуратуру Петровского района по вопросу организации тротуара на вышеуказанном участке дороги, следует, что было направлено обращение в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта СК, которым сообщено, что разрабатывается проект организации дорожного движения на данный участок дороги. При выполнении всех мероприятий по организации безопасного движения на данном участке дороги, администрацией г. Светлограда будут запланированы работы по строительству тротуара по ... (ориентировочные сроки выполнения работ 2017 г.) (л.д.11).

Между тем, из сообщения Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта СК --- от ***, следует, что проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования регионального значения «Светлоград - Летняя Ставка - Кучерла» разработан министерством в августе 2016 г. и передан в эксплуатирующую организацию - Петровский филиал ГУП СК «Ипатовское ДРСУ» - для работы ***. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проекты организации дорожного движения разрабатываются собственником автомобильной дороги (для дорог регионального значения Ставропольского края собственником выступает министерство) и не подлежат передаче третьим лицам, в данном случае администрации города Светлограда. В соответствии с обращением администрации города Светлограда от *** министерством внесены в данный проект дорожные знаки 5.5 «Дорога с односторонним движением» и 3.1 «Въезд запрещен» на примыканиях в ... с ... и .... В свою очередь, установка данных дорожных знаков, равно как и строительство тротуара, должны осуществляться собственником автомобильной дороги, на которой они расположены. В связи с тем, что автомобильная дорога по ... является муниципальной собственностью администрации города Светлограда, указанные мероприятия должны быть выполнены органом местного самоуправления. Администрация города Светлограда во втором полугодии 2016 г. за информацией о ходе разработки проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу «Светлоград - Летняя Ставка - Кучерла» в адрес министерства не обращалась (л.д.5).

Таким образом, указанный выше участок дороги не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", что не обеспечивает безопасность находящихся на нем неопределенного круга лиц и, соответственно, нарушает их права и законные интересы в сфере безопасности дорожного движения.

Проект организации дорожного движения разрабатывается и утверждается в установленном порядке на основании п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 ФЗ "О безопасности дорожного движения" и подп. 1 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402.

Необходимость разработки, согласования и утверждения проекта организации дорожного движения вытекает также из содержания п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2009 года N 928 "Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения" и других нормативных правовых актов.

Отсутствие установленных нормативными правовыми актами сроков разработки проекта организации дорожного движения не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них (включающих в себя и изготовление проекта организации дорожного движения).

Вместе с тем, до настоящего времени проект организации одностороннего дорожного движения по ... (от ... до ...) со стороны примыканий к региональной автомобильной дороге «Светлоград - Летняя Ставка - Кучерла» на территории города Светлограда Петровского района Ставропольского края не разработан, не согласован и не утвержден. Вопреки доводам административного ответчика, как следует из вышеуказанной переписки доказательств того, что администрацией города Светлограда предприняты реальные и эффективные меры по организации одностороннего движения на указанном участке дороги не представлено, в то время как отсутствие вышеуказанного проекта и не принятие действенных мер по его реализации в дальнейшем может привести к нарушению безопасности дорожного движения и угрозе жизни и здоровью граждан.

Таким образом, из представленных доказательств установлено неисполнение (ненадлежащее исполнение) администрацией города Светлограда возложенных на нее федеральным законодательством полномочий по содержанию и обустройству автомобильных дорог местного значения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения по данному участку дороги, поэтому административные исковые требования о возложении обязанности по устранению указанных выше нарушений законодательства на администрацию города Светлограда - в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, обязав при этом администрацию г. Светлоград Петровского района Ставропольского организовать мероприятия по разработке проекта организации одностороннего движения по ... (от ... до ...) со стороны примыканий к региональной автомобильной дороге «Светлоград - Летняя Ставка - Кучерла» - подлежат удовлетворению, как законные, обоснованные и нашедшие свое подтверждение в суде.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Уточненные исковые требования прокурора Петровского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Светлограда об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Светлоград Петровского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по организации одностороннего дорожного движения по ... (от ... до ...) со стороны примыканий к региональной автомобильной дороге «Светлоград - Летняя Ставка – Кучерла».

Обязать администрацию муниципального образования г.Светлоград Петровского района Ставропольского края в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, обязав при этом администрацию г. Светлоград Петровского района Ставропольского организовать мероприятия по разработке проекта организации одностороннего движения по ... (от ... до ...) со стороны примыканий к региональной автомобильной дороге «Светлоград - Летняя Ставка - Кучерла».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Петровский районный суд Ставропольского края в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения, т.е. с ***.

Судья И.А.Черниговская