ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-400/2021 от 02.02.2021 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-400/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 февраля 2021 года г.Серпухов, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Зарапиной А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации городского округа Серпухов Московской области к ОМВД России по Жуковскому району Калужской области, Следственному отделу ОМВД России по Жуковскому району Калужской области, заместителю начальника Следственного отдела ОМВД России по Жуковскому району Калужской области о признании незаконным представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений или других нарушений закона

У с т а н о в и л :

Администрация городского округа Серпухов Московской области обратилась в суд с иском и просит признать незаконным представление заместителя начальника Следственного отдела ОМВД России по Жуковскому району Калужской области ФИО1 от 28.08.2020 № 52/8609 на имя Главы администрации городского округа Серпухов Московской области о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений или других нарушений закона.

Свои требования истец мотивирует тем, что 04 декабря 2020 года в Администрацию городского округа Серпухов Московской области поступило представление заместителя начальника Следственного отдела ОМВД России по Жуковскому району Калужской области ФИО1 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона, выраженное в письме от 28.08.2020 №52/8609.

Из указанного представления следует, что Следственным отделом ОМВД России по Жуковскому району Калужской области расследовалось уголовное дело <номер> по обвинению Р., <дата> рождения, проживающего по <адрес>, в совершении двух преступлений, предусмотренных пунктом «г» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Заместитель начальника ОМВД России по Жуковскому району Калужской области в обосновании своего представления ссылается на статью 12 Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», согласно которой на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию координационных органов в сфере профилактики правонарушений, обеспечению взаимодействия лиц, участвующих в профилактике правонарушений на территории муниципального образования, осуществлению профилактики правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1,7- 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В представлении указано, что с целью предотвращения совершения указанной категории преступлений необходимо организовать разъяснительную работу с населением с целью разъяснения норм и правил уголовного законодательства, а также устранения правовой неграмотности населения в данном вопросе. Необходимо проводить работу по оказанию адресной помощи гражданам, проживающим на территории поселения, находившимся в трудной жизненной ситуации, с целью их адаптации к современным условиям жизни.

Для принятия мер, направленных на устранение указанных недостатков, органу местного самоуправления - Администрации городского округа Серпухов Московской области предоставлен месячный срок.

Администрация городского округа Серпухов Московской области не согласна с представлением, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 19.02.2019 №735 утверждены Положения о межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области и о признании утратившим силу Постановлений Главы города Серпухов от 13.02.2014 №245, от 10.02.2015 №53, от 20.07.2015 №574.

18.11.2020 Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области №4264-11 внесены изменения в вышеуказанное Постановление от 19.02.2019 №735.

25.06.2020 утверждена «Дорожная карта» об организации работы по снижению уровня рецидивной преступности на территории городского округа Серпухов Московской области.

В соответствии с протоколом №2/2020 заседания Межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области от 28.09.2020 ход работы проекта «Снижение уровня рецидивной преступности на 10%» признан удовлетворительными.

В соответствии с представлением на административного истца возложена обязанность по организации разъяснительной работы с населением.

Из части 1,2 статьи 19 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» следует, что разъяснительная работа с населением осуществляется в форме профилактической беседы.

Исходя их положений части 2 статьи 17 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», действующее законодательство не возлагает полномочия по организации разъяснительной работы с населением именно на орган местного управления, учитывая, что разъяснительная работа, которая проводится в форме профилактической беседы, предусмотрена пунктом 2 части 1 статьи 17 указанного Закона, вместе с тем орган местного самоуправления выполняет профилактику правонарушений, предусмотренных только пунктами 1, 7-10 части 1 статьи 17 указанного Закона.

Кроме того, в силу части 4 статьи 7 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, постановления следователя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Представитель Администрации городского округа Серпухов Московской области указывает, что оспариваемое представление заместителя начальника Следственного отдела ОМВД России по Жуковскому району Калужской области, вопреки требованиям части 4 статьи 7 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, не соответствует предъявляемым к нему требованиям и не содержит указания на конкретные нарушения требований закона лицом, в адрес которого оно внесено, а также указания на конкретные обстоятельства, которые, по мнению административного ответчика, способствовали совершению Р. преступления.

Между тем, из содержания части 2 статьи 158 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что в представлении следователь обязан привести обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, которые необходимо устранить, а также указать требования каких законов и в какой части нарушены.

Данные требования закона следователем не выполнены, представление является неисполнимым, поскольку вытекающие из него требования являются неопределенными и не устанавливают нарушений требований закона, которые подлежат устранению.

Представитель административного истца указывает, что представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), выраженное в письме от 28.08.2020 №52/8609, внесенное заместителем начальника Следственного отдела ОМВД России по Жуковскому району Калужской области ФИО1, является незаконным и необоснованным, поскольку оно не мотивировано и не основано на требованиях статьей 7, 158 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не прибыл, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административного ответчика Следственного отдела ОМВД России по Жуковскому району Калужской области, Отдела МВД Российской Федерации по Жуковскому району Калужской области, административный ответчик - Заместитель начальника Следственного отдела ОМВД России по Жуковскому району Калужской области ФИО1 в судебное заседание не прибыли, извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, уважительности причин не явки не представили.

Заинтересованное лицо Глава Администрации г.о. Серпухов Московской области ФИО2 в судебное заседание не прибыла, извещена надлежаще.

Руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, данным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иными нормативными правовыми актами.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Материалами дела установлено, что 04.12.2020 за вх. – 4/1157 в Администрацию городского округа Серпухов Московской области поступило представление заместителя начальника Следственного отдела ОМВД России по Жуковскому району Калужской области от 28.08.2020 № 52/8609 на имя Главы администрации городского округа Серпухов Московской области о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений или других нарушений закона, из которого следует, что Следственным отделом ОМВД России по Жуковскому району Калужской области расследовалось уголовное дело <номер> в отношении Р., <дата>р., проживающего в <адрес>, по п. «г» ч. 3 ст. 158. Согласно ст. 12 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию координационных органон в сфере профилактики правонарушений, обеспечение взаимодействия лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования, осуществление профилактики правонарушений в формах профилактического воздействия предусмотренных ст. 17 настоящего Закона. Также указано, что с целью предотвращения совершения указанной категории преступлений необходимо организовать разъяснительную работу с населением с целью разъяснения норм и правил уголовного законодательства, а также устранение правовой неграмотности населения в данном вопросе. Необходимо проводить работу по оказанию адресной помощи гражданам, проживающим на территории поселения, находящимся в трудной жизненной ситуации, с целью их адаптации к современным условиям жизни. Для принятия мер, направленных на устранение указанных недостатков, органу местного самоуправления предоставлен месячный срок (л.д. 12-13).

Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 19.02.2019 №735 утверждено Положение о межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области, признаны утратившим силу Постановления Главы города Серпухов от 13.02.2014 №245, от 10.02.2015 №53, от 20.07.2015 № 574 (л.д.14-15).

Из Положения о межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области следует, что основными задачами комиссии является:

- выработка решений и координация организационно-практических мероприятий в рамках государственной системы профилактики правонарушений, направленных на противодействие коррупции, активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, незаконной миграцией, ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и других мер, направленных на снижение уровня преступности на территории городского округа Серпухов Московской области;

- совершенствование нормативной правовой базы городского округа Серпухов Московской области в сфере профилактики правонарушений;

- анализ и принятие мер по устранению условий, способствующих правонарушениям, разработка предложений, направленных на снижение уровня преступности на территории городского округа Серпухов Московской области;

- создание условий для организаций и общественных объединений с целью привлечения их к работе по профилактике преступлений и иных правонарушений;

- повышение общего уровня правовой культуры граждан, обеспечение возможности ознакомления с действующими нормативными правовыми актами в сфере профилактики преступлений и иных правонарушений (п.2).

Основными функциями Комиссии являются:

- выработка комплексных мер по приоритетным направлениям профилактики преступлений и иных правонарушений, рекомендаций для их применения с учетом криминогенной ситуаций и территориальных особенностей городского округа Серпухов Московской области (п.3)

Комиссия для выполнения возложенных на нее задач осуществляет полномочия по оказанию содействия в деятельности органов местного самоуправления по профилактике преступлений и иных правонарушений; осуществляет комплексных анализ и подготовку информационно-аналитических и справочных материалов о состоянии организации работы по профилактике преступлений и иных правонарушений на территории городского округа Серпухов Московской области; осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии (п.4).

Из п. 5.1 Положения следует, что Комиссия образуется в составе председателя, заместителя председателя Комиссии, членов Комиссии и аппарата Комиссии, возглавляемого руководителем (л.д. 16-19).

18.11.2020 Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области №4264-11 внесены изменения в Постановление от 19.02.2019 №735, которым утвержден составы межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области, в том числе и аппарата (л.д. 22-24).

25.06.2020 заместителем председателя Правительства Московской области утверждена «Дорожная карта» об организации работы по снижению уровня рецидивной преступности на территории городского округа Серпухов Московской области (л.д. 25-29).

Как следует из протокола от 28.09.2020 №2/2020 заседания Межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений в городском округе Серпухов Московской области ход работы проекта «Снижение уровня рецидивной преступности на 10%» признан удовлетворительными (л.д. 36-40).

Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 24.07.2020 №2414 утверждена муниципальная программа «Безопасность и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения» на 2020-2024 годы, одним из основных мероприятий которой является снижение общего количества преступлений, совершенных на территории городского округа Серпухов (л.д. 59-141).

Исходя из части 1 статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Таким образом, из содержания части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в представлении дознаватель, руководитель следственного органа, следователь обязан привести обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и которые необходимо устранить, а также указать, требования каких законов и в какой части нарушены.

Обжалуемое представление в нарушение вышеуказанных правовых норм не содержит указания о том, какие конкретно положения закона были нарушены Администрацией городского округа Серпухов Московской, в чем именно заключается такое нарушение.

Также представление не содержит каких-либо сведений о том, каким образом деятельность Администрации городского округа Серпухов Московской привела к совершению Р. преступления.

Таким образом, руководителем следственного органа не выполнены приведенные требования правовых норм, и оспариваемое представление является неисполнимым, поскольку вытекающие из него требования не устанавливают нарушений требований закона, допущенных истцом, которые подлежат устранению, а также не содержат указаний на обстоятельства, которые способствовали совершению преступления.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что представление следователя в досудебном производстве является процессуальным решением, и как любое решение должностного лица государственного органа должно отвечать принципам законности, исполнимости и определенности, что нельзя сказать относительно оспариваемого представления, в котором не указано несоблюдение каких именно правовых норм должностными лицами административного истца облегчило, либо способствовало совершению Р. преступления.

Требование о принятии действенных мер, направленных на устранение указанных в представлении недостатков, также не соответствует принципам исполнимости и определенности решения должностного лица муниципального органа, поскольку, как указывалось выше, в представлении содержится лишь указание на расследование уголовного дела, без приведения обстоятельств совершенного преступления. В таких условиях, на должностных лиц Администрации городского округа Серпухов Московской области фактически возлагается обязанность принять не конкретизированные меры к недопущению совершения преступлений, но не к устранению конкретных причин и условий, способствовавших их совершению применительно к компетенции муниципального органа.

Поскольку представление следователя в досудебном судопроизводстве является процессуальным решением и носит обязательный характер для организаций и должностных лиц, которым оно адресуется, то является обязательным к исполнению, однако, в условиях отсутствия указания на причины и условия, способствовавшие совершению преступления и на конкретные меры для их устранения, которые обязано предпринять лицо, получившее предписание, безусловно нарушает права и законные интересы этого лица, поскольку неопределенность требований следователя препятствует их выполнению, а, соответственно, лицо, не исполнившее требование, определяется как нарушитель закона, к которому могут быть применены меры ответственности.

Учитывая вышеизложенное, поскольку в обжалуемом представлении не содержатся причины, условия способствовавшие совершению преступления, а также отсутствуют, указания на нарушения правовых норм должностными лицами Администрации городского округа Серпухов Московской области, принимая во внимание, что за не исполнения требований представления следователя могут быть применены меры ответственности, суд приходит к выводу о признании обжалуемого представления следователя незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Администрации городского округа Серпухов Московской области удовлетворить.

Признать незаконным представление заместителя начальника Следственного отдела ОМВД России по Жуковскому району Калужской области от 28.08.2020 № 52/8609 на имя Главы администрации городского округа Серпухов Московской области о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений или других нарушений закона.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 16 февраля 2021 года