ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-400/2023 от 29.12.2023 Черноярского районного суда (Астраханская область)

2а-400/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2023 года с. Черный Яр Астраханской области

Черноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,

при секретаре Зайцевой Э.Э.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Черноярского района Астраханской области Верблюдова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черноярского района Астраханской области к администрации муниципального образования «Сельское поселение Черноярский сельсовет Черноярского муниципального района Астраханской области» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к переводу муниципальных социально значимых услуг в электронный формат,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Черноярского района Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сельское поселение Черноярский сельсовет Черноярского муниципального района Астраханской области» (далее – администрация МО «Сельское поселение Черноярский сельсовет») о признании незаконным бездействия по непринятию мер по переводу муниципальных социально значимых услуг в электронный формат. В обоснование своих требований прокурор указал, что в соответствии со ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность их получения в электронном формате. Органы местного самоуправления, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечить возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме. Постановлением Правительства Астраханской области от 03.09.2014 №352-П утверждена государственная программа «Информационное общество Астраханской области», реализация которой направлена на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления Астраханской области, увеличение доли массовых социально значимых муниципальных услуг в электронном виде, предоставляемых с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг. В целях реализации данного регионального проекта распоряжением министерства государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области от 26.07.2021 №22-р утвержден перечень массовых социально значимых услуг Астраханской области, подлежащих переводу в электронный формат. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 12.10.2020 №Пр-1648 перевод в электронный формат всех массовых социально значимых муниципальных услуг необходимо было осуществить до 1 января 2023 года. Однако, в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг установлено, что в нарушение указанных выше требований Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрацией МО «Сельское поселение Черноярский сельсовет» не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронном формате, оказываемые данным органом местного самоуправления социально значимые муниципальные услуги «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений», «Присвоение адреса объекта адресации, изменение и аннулирование такого адреса», «Направление уведомления о плановом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства», «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства», «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» в электронный формат до настоящего времени не переведены. Указанное бездействие создает препятствия к достижению целевых показателей в рамках исполнения национального проекта «Цифровая экономика», к нарушению основного принципа предоставления муниципальных услуг и ущемлению прав граждан и предпринимателей на доступность их получения.

В связи с этим, прокурор просит признать указанное бездействие администрации МО «Сельское поселение Черноярский сельсовет» незаконным и обязать административного ответчика принять меры к переводу перечисленных выше муниципальных социально значимых услуг в электронный формат.

В судебном заседании помощник прокурора Черноярского района Астраханской области Верблюдов В.Н. поддержал административные исковые требования прокурора в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве административные исковые требования признал. При этом указал, что в рамках развития электронного оборота документов в целях повышения качества и удобства получения и оказания муниципальных услуг администрацией МО «Сельское поселение Черноярский сельсовет» проводится работа по переводу муниципальных услуг в электронный вид. На данный момент приводятся в соответствие с требованиями действующего законодательства все административные регламенты социально-значимых муниципальных услуг, что является необходимым для дальнейшего их перевода в электронный вид. Долгое время услуги не могли быть переведены в электронный формат из-за технической поломки устройства, обеспечивающего защищенное соединение, а в бюджете на 2023 год отсутствовало финансирование мероприятий, направленных на развитие данной отрасли. В связи с этим муниципальные контракты на закупку оборудования не заключались, муниципальные программы не разрабатывались. В случае удовлетворения иска, учитывая объем и характер работ, подлежащих выполнению, административный ответчик просил суд предоставить срок для устранения нарушений - два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и письменный отзыв административного ответчика, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковым заявлением о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, указанные нормы закона дают прокурору право на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 1 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон №210-ФЗ) определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона №210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (части 1 и 7 статьи 11 Закона №210-ФЗ).

В силу пункта 6 статьи 2 Закона №210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона №210-ФЗ, одним из основных принципов организации предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Из пункта 3 статьи 5 Закона №210-ФЗ следует, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления должен был осуществляться поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (пункт 1 части 4 статьи 29 Закона №210-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде (приложение №1), и определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде (приложение №2).

Первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до 1 декабря 2010 года. Второй этап предусматривает размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до 1 января 2011 года. Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предельный срок реализации этапа до июля 2012 года. Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до 1 января 2013. Пятый этап с предельным сроком реализации до 1 января 2014 предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 №236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

При этом, указанными Требованиями предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 2).

В соответствие с поручением Президента Российской Федерации от 12.10.2020 №Пр-1648 внедрение на уровне муниципальных образований типовых регламентов предоставления муниципальных массового социально значимых услуг в электронном форме, в том числе с использованием инфраструктуры Единого портала государственных и муниципальных услуг, должно быть обеспечено в срок до 1 января 2023 года.

Распоряжением министерства государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области от 26.07.2021 №22-р утвержден Перечень массовых социально значимых услуг Астраханской области, подлежащих переводу в электронный формат.

В приведенный Перечень включены, в том числе, следующие муниципальные услуги: под номером 7 - муниципальная услуга «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений» (орган, ответственный за регулирование сферы, в рамках которой оказывается услуга - Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области; поставщик услуги - орган местного самоуправления); под номером 18 - муниципальная услуга «Присвоение адреса объекта адресации, изменение и аннулирование такого адреса» (орган, ответственный за регулирование сферы, в рамках которой оказывается услуга - Минфин России, ФНС России; поставщик услуги - орган местного самоуправления); под номером 32 - муниципальная услуга «Направление уведомления о плановом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства» (орган, ответственный за регулирование сферы, в рамках которой оказывается услуга - Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области; поставщик услуги - орган местного самоуправления); под номером 35 - муниципальная услуга «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства» (орган, ответственный за регулирование сферы, в рамках которой оказывается услуга - Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области; поставщик услуги - орган местного самоуправления); под номером 46 - муниципальная услуга «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (орган, ответственный за регулирование сферы, в рамках которой оказывается услуга - Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области; поставщик услуги - орган местного самоуправления).

На официальном сайте администрации МО «Сельское поселение Черноярский сельсовет» размещена информация о предоставлении данным органом местного самоуправления 11 муниципальных услуг. При этом, как следует из ответов администрации МО «Сельское поселение Черноярский сельсовет» от 20.06.2023 и 01.12.2023 в электронном виде предоставляются только 3 муниципальные услуги: «Выдача справок жилищно-бытового характера», «Выдача выписки из похозяйственной книги», «Выдача архивных документов, подтверждающих право на владение землей».

Вместе с тем, на Едином портале государственных и муниципальных услуг и региональном портале государственных и муниципальных услуг отсутствует информация о предоставлении администрацией МО «Сельское поселение Черноярский сельсовет» в электронном виде следующих муниципальных услуг, включенных в вышеназванный Перечень массовых социально значимых услуг Астраханской области, подлежащих переводу в электронный формат: «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений», «Присвоение адреса объекта адресации, изменение и аннулирование такого адреса», «Направление уведомления о плановом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства», «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства», «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».

17 мая 2023 года в адрес администрации МО «Сельское поселение Черноярский сельсовет» прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, о защите прав субъектов предпринимательской деятельности и указано на необходимость устранить нарушения путем обеспечения предоставления муниципальных услуг в электронном виде, однако требования прокурора до настоящего времени не исполнены, поименованные выше муниципальные услуги в электронную форму не переведена и в электронной форме не оказываются.

Данное обстоятельство административным ответчиком в ходе судебного разбирательства оспорено не было.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным ответчиком не выполнены в полном объеме меры по обеспечению возможности предоставления в электронной форме муниципальных услуг. Отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и влечет нарушение прав граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе на доступность их получения.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора к администрации МО «Сельское поселение Черноярский сельсовет» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению таких прав и свобод.

Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом этого, суд полагает необходимым в целях защиты прав неопределенного круга лиц возложить на администрацию МО «Сельское поселение Черноярский сельсовет» обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия мер к переводу муниципальных социально значимых услуг «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений», «Присвоение адреса объекта адресации, изменение и аннулирование такого адреса», «Направление уведомления о плановом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства», «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства», «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» в электронный формат.

Учитывая объем и характер работ, подлежащих выполнению, общественную значимость и серьезность допущенных нарушений, суд полагает необходимым установить администрации МО «Сельское поселение Черноярский сельсовет» срок для устранения нарушений - два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Черноярского района Астраханской области к администрации муниципального образования «Сельское поселение Черноярский сельсовет Черноярского муниципального района Астраханской области» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к переводу муниципальных социально значимых услуг в электронный формат, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сельское поселение Черноярский сельсовет Черноярского муниципального района Астраханской области» по непринятию мер к переводу муниципальных социально значимых услуг «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений», «Присвоение адреса объекта адресации, изменение и аннулирование такого адреса», «Направление уведомления о плановом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства», «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства», «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» в электронный формат.

Возложить на администрацию муниципального образования «Сельское поселение Черноярский сельсовет Черноярского муниципального района Астраханской области» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к переводу муниципальных социально значимых услуг «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений», «Присвоение адреса объекта адресации, изменение и аннулирование такого адреса», «Направление уведомления о плановом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства», «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства», «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» в электронный формат.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Серебренникова

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2023