ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4011/19 от 15.08.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-4011/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2019 года г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ефанова В.А.

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению по образованию и науке администрации г. Сочи Краснодарского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по предоставлению мест в муниципальном дошкольном образовательной организации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просит суд

признать незаконным и дискриминационным бездействие Управления образования и науки администрации города Сочи в отношении несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выразившееся в отказе предоставления места в МДОО с учетом территориальной проживания, доступности от фактического места проживания; возложить на Управление образования и науки администрации города Сочи обязанность предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальную дошкольную образовательную организацию для полнодневного 12-часового пребывания на территории города Сочи с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.

В административном иске указано, что ФИО1, является матерью несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Административный истец с дочерью зарегистрированы и проживают по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, <адрес>.

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в отделе дошкольного образования Центрального района управления образования и науки администрации города Сочи для направления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение по месту жительства.

На настоящий момент административному истцу не поступало предложений об устройстве несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группу полного дня детского сада, в связи с чем к желаемой дате зачисления ее дочь в группу полного дня в детском саду не направлена по неизвестной причине.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» несовершеннолетние граждане должны обеспечиваться местами в образовательных учреждениях по месту их жительства.

В судебное заседание административный истец настаивала на удовлетворении требований, поддержала доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что у ребенка административного истца нет основания для предоставления места в саду вне очереди. В настоящее время в г. Сочи большое количество детей, мест в детских садах не хватает, физически нельзя предоставить место.

Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в судебном заседании, суд пришел к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела ФИО2 является дочерью ФИО1, что следует из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Место жительства административного истца: г. Сочи, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по образованию и науке администрации г. Сочи было отказано в предоставлении муниципальной услуги, в вид отсутствия свободных мест в МОО.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГФИО2 поставлена на учет в отделе дошкольного образования по Центральному району г. Сочи.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Управление по образованию и науке администрации г. Сочи ФИО1 было отказано в получении путевки на полный рабочий день в муниципальную дошкольную организацию.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Аналогичное положение закреплено в ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании".

Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет для зачисления детей в образовательные организации (учреждения), реализующие основные образовательные программы дошкольного образования (детские сады) в муниципальном образовании город-курорт Сочи" (далее - Административный регламент) определяет сроки и последовательность действий в ходе предоставления муниципальной услуги родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, имеющим право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (Постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N 2633 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет для зачисления детей в образовательные организации (учреждения), реализующие основные образовательные программы дошкольного образования (детские сады) в муниципальном образовании город-курорт Сочи").

Получателями муниципальной услуги являются родители (законные представители) детей дошкольного возраста (далее - Заявители).

В силу данного порядка администрация г. Сочи осуществляет комплектование муниципальных образовательных учреждений г. Сочи.

С учетом изложенного, непредоставление места в детском дошкольном учреждении, свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.

Как следует из материалов дела, ребенок административного истца имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.

Между тем, административным ответчиком обязанность по обеспечению ребенка административного истца местом в детском дошкольном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.

Довод представителя административного ответчика, что требования противоречат порядку приема детей в дошкольные образовательные учреждения, предполагающему прием детей в порядке очередности поступления заявлений от родителей, с учетом права определенной категории лиц на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении, является необоснованным и не является основанием для отказа в иске, поскольку администрация г. Сочи обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности - расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, при рассмотрении административного иска в порядке ст. 218 КАС РФ суд осуществляет судебный контроль, путем признания действий, бездействий, решений незаконными, при этом суд не может признавать действия, бездействия, решения дискриминирующими права административного истца.

Кроме этого, основной задачей при рассмотрении административных исков в порядке ст. 218 КАС РФ, восстановление прав граждан, поэтому суд полагает возможным удовлетворить требования в части, а именно признать незаконным отказ Управления образования и науки администрации г. Сочи в предоставлении ФИО1, для ее несовершеннолетнего ребенка места в МДОО с учетом территориальной доступности от фактического места проживания; восстановить нарушенные права административного истица, а именно в течении месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда Управлению по образованию и науке администрации г. Сочи Краснодарского края рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1, для ее несовершеннолетнего ребенка места в МДОО с учетом территориальной доступности от фактического места проживания, для полнодневного 12-часового пребывания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к Управлению по образованию и науке администрации г. Сочи Краснодарского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по предоставлению мест в муниципальном дошкольном образовательной организации, удовлетворить в части.

Признать незаконным отказ Управления образования и науки администрации г. Сочи в предоставлении ФИО1, для ее несовершеннолетнего ребенка места в МДОО с учетом территориальной доступности от фактического места проживания.

Восстановить нарушенные права административного истица, а именно в течении месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда Управлению по образованию и науке администрации г. Сочи Краснодарского края рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1, для ее несовершеннолетнего ребенка места в МДОО с учетом территориальной доступности от фактического места проживания, для полнодневного 12-часового пребывания.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, в Краснодарский краевой суд через, Центральный районный суд города Сочи.

Мотивированное решение изготовлено 16.08.2019.

Председательствующий судья