УИД 10RS0011-01-2022-007049-40
№2а-4013/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 мая 2022 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Касьяновой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петрозаводский государственный университет» к Государственной инспекции труда в Республике Карелия, старшему государственному инспектору труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быкову Алексею Сергеевичу о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (далее – ПетрГУ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Карелия о признании незаконным и отмене предписания старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быкова А.С. №№ от 8 ДД.ММ.ГГГГ., которым по результатам проведенной документарной проверки в отношении административного истца был сделан вывод о том, что в нарушение действующего законодательства работнику ПетрГУ ФИО8 работающей в должности оперативного дежурного, не установлен режим рабочего времени. Указывает, что трудовым договором между ПетрГУ и ФИО8 не предусмотрен определенный режим работы, соответственно, приоритет имеют правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные 25 апреля 2014 г. Пунктом 38 Правил установлено, что отдельным подразделениям и отдельным группам работников университета администрацией может устанавливаться другое время начала и окончания работы с соблюдением установленной Трудовым кодексом Российской Федерации продолжительности рабочей недели. В случаях, когда не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период соответствовала пункту 36 Правил (для женщин не более 36 часов в неделю), учетный период не может превышать одного года. С 1 апреля 2019 г. приказом от 29 декабря 2018 г. №1196 суммированный учет рабочего времени установлен лицам, работающим в должностях вахтер и оперативный дежурный. Приказом предусмотрено, что работники этих должностей осуществляют свою деятельность по скользящему графику, утвержденному непосредственным руководителем подразделения. График доводится до сведения работников не позднее, чем за один месяц до соответствующего месяца. Таким образом, ражим работы ФИО8 устанавливается графиком дежурств на соответствующий месяц.
Определением судьи от 16 мая 2022 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен старший государственный инспектор труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быков А.С., в качестве заинтересованного лица - ФИО8
В судебном заседании представитель административного истца ПетрГУ Фарутин А.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик старший государственный инспектор труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быков А.С. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Карелия, заинтересованное лицо ФИО8 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Суд учитывает выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ПетрГУ (работодатель) и ФИО8 (работник) был заключен трудовой договор, в соответствии которым работодатель предоставляет работнику работу по должности оперативный дежурный, а работник обязуется лично выполнять указанную работу в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 1.1), условия работы являются нормальными (пункт 1.4), договор заключается на неопределенный срок (пункт 1.5). В разделе 5 трудового договора указано, что работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени (пункт 5.1), режим работы (рабочие дни и выходные дни, время начала и окончания работы) определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующими у работодателя (пункт 5.2), особенности режима работы не установлены (пункт 5.3).
По результатам проведенной в отношении ПетрГУ на основании решения о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. №№ было установлено, что согласно трудовому договору, заключенному между ФИО8 и ПетрГУ, а также табелю № 88185 учета использования рабочего времени ФИО8 работает в качестве оперативного дежурного. Режим рабочего времени ФИО8 ни трудовым договором, ни правилами внутреннего трудового распорядка не установлен.
Учитывая вышеизложенное, старшим государственным инспектором труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быковым А.С. ректору ПетрГУ Воронину А.В. вынесено предписание №№ от ДД.ММ.ГГГГ которым возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно предписано в срок до 21 февраля 2022 г. в соответствии с требованиями части 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации установить режим рабочего времени оперативного дежурного ФИО8
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные полномочия федеральной инспекции труда, реализуемые ею в связи с возложенными на нее задачами, в частности, осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
В силу положений статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в частности, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Исходя из приведенных норм трудового законодательства Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функции по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
В соответствии с требованиями абзаца 6 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).
В силу части 3 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Согласно части 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
В приведенной статье законодатель допускает установление отдельным работникам в трудовом договоре режима рабочего времени, отличного от общих правил, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка организации.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. №2767-О, положения абзаца 6 части 2 статьи 57, части 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют возможность сторонам трудового договора установить для работника режим рабочего времени, отличающийся от общих правил, действующих у работодателя, закрепляют обязательность оформления такого условия трудового договора, направлены на обеспечение определенности правового положения работника и защиту его интересов и не предполагают возможности изменения работодателем в одностороннем порядке условий трудового договора (за исключением случаев, прямо установленных законом).
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены пять видов режима рабочего времени: ненормированный рабочий день (статья 101), работа в режиме гибкого рабочего времени (статья 102), сменная работа (статья 103), суммированный учет рабочего времени (статья 104), разделение рабочего дня на части (статья 105).
Статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца. В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
В силу статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации Правила внутреннего трудового распорядка - это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Пунктом 38 Правил внутреннего трудового распорядка ПетрГУ установлено, что отдельным подразделениям и отдельным группам работников университета администрацией может устанавливаться другое время начала и окончания работы с соблюдением установленной Трудовым кодексом Российской Федерации продолжительности рабочей недели. В случаях, когда не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период соответствовала пункту 36 Правил, учетный период не может превышать одного года. Какие-либо особенности режима рабочего времени для оперативного дежурного Правила внутреннего трудового распорядка ПетрГУ не содержат, как и не содержат перечня каких-либо приложений, являющихся неотъемлемой частью настоящих Правил.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу, суд приход к выводу, режим рабочего времени может быть установлен трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка.
При этом, ссылки административного истца на пункт 38 Правил внутреннего трудового распорядка ПетрГУ и приказ от 29 декабря 2018 г. № 1196 «О порядке введения суммирования учета рабочего времени» не свидетельствуют о том, что таким образом ФИО8 был установлен режим рабочего времени, поскольку данный приказ не является правилами внутреннего трудового распорядка, ссылки на данный приказ заключенный с ФИО8 трудовой договор также не содержит. Более того, данный приказ не содержит всех составляющих режима рабочего времени в соответствии с частью 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, старший государственный инспектор труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быков А.С. пришел к правильному выводу в ходе проверки, что режим рабочего времени ФИО8 ни трудовым договором, ни правилами внутреннего трудового распорядка не установлен.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для признания незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Республике Карелия №№ от ДД.ММ.ГГГГ поскольку указанное предписание вынесено должностным лицом в пределах своих полномочий, при наличии фактических и правовых оснований для принятия оспариваемого предписания.
Таким образом, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поскольку совокупность установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме,
в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2022 г.