ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4016/19 от 03.09.2019 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

УИД 61RS0022-01-2019-005611-23

№ 2а-4016/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«3» сентября 2019 г. г. Таганрог Ростовской области

Таганрогский городской суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Фатыховой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Сорокиной О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ушивайло Елены Николаевны к Администрации г. Таганрога о признании незаконным уведомления от <дата> о несоответствии указанных в уведомлении планируемых строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения объекта на земельном участке,

заинтересованное лицо - Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, Завьялова Татьяна Николаевна, Завьялов Ярослав Романович,

у с т а н о в и л:

Ушивайло Е.Н. обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Таганрога о признании незаконным уведомления от <дата> о несоответствии указанных в уведомлении планируемых строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения объекта на земельном участке.

В обоснование требований указано, что <дата> Ушивайло Е.Н. в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога направлено уведомление об изменении параметров планируемого строительств объекта индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес> дачное некоммерческое товарищество «Золотая осень», участок , кадастровый номер земельного участка

На ее электронный адрес 03.07.19г. пришло уведомление от <дата>. о несоответствии заявленных ею параметров строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

С уведомлением от <дата> частично не согласна, считает его необоснованным, противоречащим ч. 11 ст.51.1 ГрК РФ и незаконно возлагающим на нее не предусмотренные действующим законодательством обязанности.

Заявленные ею параметры строительства не проверялись на предмет их соответствия действующим нормам, поскольку уведомление от 28.06.19г. не содержит ни одного из оснований об их несоответствии. При этом в схеме ее уведомления от 24.06.19г. отражены разрешенная высота объекта все допустимые ПЗЗ отступы от левой, правой и фасадной границ, отступ от тыловой границы участка более 30 метров, кроме того в метре от запланированного ею дома на этом же участке ранее размещен дом с кадастровым номером , из которого ей выделена в натуре 1/2 доля решением суда от 07.10.13г.

Требование согласия совладельцев для нее не требуется, так как решением Таганрогского городского суда от <дата> по делу долевое участием в строениях домовладения по адресу <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Золотая осень», участок , было прекращено, каждому совладельцу был выделен в пользование земельный участок. Строительство планируется на выделенной ей части участка, периметр которого закреплен судебным решением.

Участок стоит на кадастровом учете без собственных координат межевых границ, их отсутствие компенсировано не только судебным решением от <дата>, определением от <дата> по делу , но и наличием юридической границы по фасаду, которая является общей с промежеванным земельным участком ДНТ «Золотая осень», наличием юридической границы справа, которая является общей с промежеванным земельным участком и размещением точно по левой меже магистрального газопровода, о точном месторасположении которого Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации г.Таганрога должно быть достоверно известно и указано административным истцом в заявлении.

Также, административный ответчик, некомпетентно требует от нее согласования с уполномоченным представителем аэродрома Таганрог (Южный). Полагает, что этот вывод противоречит Воздушному Кодексу РФ, поскольку его 46-ая статья, требующая ранее согласования строительства с уполномоченным представителем аэродрома, утратила силу.

Вывод административного ответчика о нахождении ее 1/2 доли участка в зоне превышения уровня шума и полосе воздушных подходов аэродрома Таганрог-Центральный не проверялся и противоречит Приказу Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 «Об утверждении нормативных методических документов, регулирующих функционирование и эксплуатацию аэродромов экспериментальной авиации» (вместе с «Нормами годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации (НГЭА ЭА)», «Руководством по эксплуатационному содержанию аэродромов экспериментальной авиации (РЭСА ЭА)») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.04.2010 N 16822). Согласно п.27 Приказа, «полоса воздушных подходов - часть воздушного пространства в установленных границах, примыкающая к торцу ВПП и расположенная в направлении ее оси, в котором воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку (пункт 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации). Ее в 1/2 доле участок расположен на достаточном расстоянии, чтобы не слышать шум самолетов и сбоку от ВПП Таганрог-Центральный. Это отражено по карте города.

Таким образом, Комитет по архитектуре и градостроительству необоснованно сослался в уведомлении от 28.06.19г. на недействующие положения Воздушного Кодекса, проигнорировал два судебных постановления и ст. 13 ГПК РФ, неправильно указал на размещение ее участка в зоне превышения уровня шума и воздушных подходов аэродрома Таганрог- Центральный, а также незаконно потребовал от нее согласований строительства с собственником второй 1/2 доли участка и с уполномоченным представителем аэродрома Таганрог (Южный).

На основании изложенного, просит признать незаконным уведомление от <дата> Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога в части уведомления заявителя о несоответствии параметров планируемого строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также в части недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по указанным в уведомлении следующим основаниям: непредставление заявителем согласования с уполномоченным представителем аэродрома Таганрог (Южный); размещение объекта индивидуального жилого строительства в зоне превышения шума и воздушных подходов; отсутствие согласие совладельца на осуществление заявителем строительства; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Обязать административного ответчика повторно рассмотреть уведомления Ушивайло Е.Н. от 04.06.19г. и 24.06.19г. в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании административный истец Ушивайло Е.Н. не присутствует, о дате слушания дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется телефонограмма.

Представитель административного ответчика Администрации г. Таганрога в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Южное МТУ Росавиации), в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что согласно п. 4.27 Положения о Южном МТУ Росавиации Межрегиональное управление осуществляет согласование строительства и размещение объектов вне аэродрома (вертодрома), если их истинная высота превышает 50 метров. Планируемое строительство на земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> участок не подпадает в приаэродромную территорию аэродрома гражданской авиации. Обращения по вопросу согласования строительства данного объекта в Южное МТУ Росавиации не поступали.

Аэродром Таганрог (Южный) состоит в государственном реестре аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.

В соответствии с п.1 Методических рекомендаций относительно согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, утвержденных Федеральным агентством воздушного транспорта 07.02.2017, выдача согласования строительства (реконструкция, размещения) объектов в пределах приаэродромных территорий гражданских аэродромов Российской Федерации, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов (далее - согласование строительства) осуществляется, исходя из условия обеспечения безопасности полетов воздушных судов и отсутствия влияния предполагаемого объекта строительства (проектирования) на работу средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов. Просил принять решение на усмотрение суда.

Заинтересованные лица Заявьялова А.А., Завьялов Я.Р. в лице законного представителя Завьяловой А.А., в судебное заседание не явились, о дате слушания дела извещены надлежащим образом. В поступивших возражениях указано, что с предъявленными исковыми требованиями не согласны и просят в удовлетворении отказать так как административный ответчик в своем ответе четко указал о несоответствии заявленных параметров строительства предельным параметрам разрешенного строительства, в данной части он полностью мотивирован со ссылкой на ч.11 ст.51.1 ГрК РФ. Требование административного ответчика в части предоставления согласования с уполномоченным представителем аэродрома Таганрог (Южный) также обоснована поскольку участок находится в зоне индивидуального жилищного строительства на земельном участке в зоне Ж-8 - и находится в зоне превышения уровня шума и воздушных подходов. Участок состоит на кадастровом учете без координат межевых границ - что не позволяет установить отступы.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ушивайло Е.Н. на праве собственности принадлежит 1/2 доля земельного участка площадью 921 кв.м. с кадастровым номером , границы которого не установлены с требованиями земельного законодательства, земли населенных пунктов с разрешенным использованием «для ведения дачного хозяйства», расположенного по адресу <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Золотая осень», участок .

Сособственником данного земельного участка является Завьялов Я.Р., которому на праве собственности принадлежит также 1/2 доля земельного участка (л.д.134-137).

Решением Таганрогского городского суда от 7.10.2013г., вступившего в законную силу, прекращена общая долевая собственность в строения домовладения, расположенных по адресу <адрес> дачное некоммерческое товарищество «Золотая осень», участок . Определен порядок пользования земельным участком, долевая собственность на который не прекращена (л.д.10-25).

Сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости по рассматриваемому адресу в ЕГРН отсутствуют (л.д.138).

<дата> Ушивайло Е.Н. в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога направлено уведомление об изменении параметров планируемого строительств объекта индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Золотая осень», участок , кадастровый номер земельного участка

На ее электронный адрес <дата>. пришло уведомление от <дата>. о несоответствии заявленных ею параметров строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (л.д.27-28).

Основаниями отказа послужило непредставление согласование уполномоченного представителя аэродрома Таганрог (южный), так как объект капитального строительства планируется к размещению в границах зоны с особыми условиями территории; объект планируется в территориальной зоне Ж8 (зоне ведения садоводства и дачного хозяйства), что не соответствует видам разрешенного использования данной территории; отсутствует согласие совладельца земельного участка на осуществление земельного строительства; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В рамках рассматриваемого дела административным ответчиком был произведен запрос в Комитет по архитектуре и градостроительству г.Таганрога, согласно ответа на который земельный участок по адресу <адрес> дачное некоммерческое товарищество «Золотая осень», участок имеет следующие обременения и ограничения в использовании:

1. зона регулирования застройки с режимом 6Б;

2. приаэродромная территория аэродрома «Таганрог-Южный»;

3. зона превышения уровня шума;

4. приаэродромная территория аэродрома «Таганрог-Центральный»;

5. 2-й пояс зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (л.д.107-108).

Доводы административного истца о незаконности уведомления и необоснованности его оснований представляются неубедительными в виду следующего.

В силу п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников. Поскольку земельный участок находится в долевой собственности у Ушивайло Е.Н. и Завьялова Я.Р. необходимость получения согласия других собственников не зависит от того, в какой части участка будет производиться строительство.

В оспариваемом уведомлении указано о несоответствии заявленных параметров строительства предельным параметрам разрешенного строительства. Довод административного истца на то, что заявленные параметры не проверялись, не может быть принят судом, так как в соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома именно застройщик подает сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка.

Земельный участок состоит на кадастровом учете без координат межевых границ - что не позволяет установить отступы. Довод о точном месторасположении который достоверно известен Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога представляется малоубедительным.

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Собственники могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В выданном градостроительном плане земельного участка со ссылкой на правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 №, указано, что принадлежащий истцу земельный участок отнесен к зоне Ж-8 и имеется информация об отнесении земельного участка к территории аэродрома Таганрог.

Таким образом, исходя из положений ст. 51 ГрК РФ уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, принятом в соответствии с законом.

На основании п. 1 ст. 47 Воздушного кодекса приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» (далее - Постановление) решение об установлении приаэродромной территории принимается: в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации; в отношении аэродромов экспериментальной авиации - Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта.

Таким образом, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации. Аэродром Таганрог (Южный) состоит в государственном реестре аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

В соответствии с п.1 Методических рекомендаций относительно согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, утвержденных Федеральным агентством воздушного транспорта 07.02.2017, выдача согласования строительства (реконструкция, размещения) объектов в пределах приаэродромных территорий гражданских аэродромов Российской Федерации, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов (далее - согласование строительства) осуществляется, исходя из условия обеспечения безопасности полетов воздушных судов и отсутствия влияния предполагаемого объекта строительства (проектирования) на работу средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов.

Требование административного ответчика в части предоставления согласования с уполномоченным представителем аэродрома Таганрог (Южный) обоснована, поскольку участок находится в зоне индивидуального жилищного строительства на земельном участке в зоне Ж-8 - и находится в зоне превышения уровня шума и воздушных подходов.

Поскольку материалами дела с достоверностью подтверждается факт соблюдения ответчиком действующего законодательства, суд, учитывая приведенные нормы права, приходит к выводу о законности оспариваемого уведомления.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Ушивайло Елены Николаевны к Администрации г. Таганрога о признании незаконным уведомление Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога от <дата> в части уведомления заявителя о несоответствии параметров планируемого строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также в части недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по указанным в уведомлении - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд.

Председательствующий Фатыхова Е.М.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2019 года.