29RS0018-01-2022-004741-07
Дело № 2а-4020/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2022 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С. при секретаре Волове Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску ФИО1 к федеральному казенному учреждению СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании бездействия, присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области» о признании бездействия, выраженного в необеспечении его горячей водой при нахождении в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, присуждении в его пользу компенсации за допущенное нарушение в размере 150000 руб.
В обоснование административного иска указывает, что при содержании его в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области отсутствовало горячее водоснабжение, что нарушало его права.
В ходе рассмотрения дела требования уточнил, просил также признать незаконным бездействие, выразившееся в нарушении нормы санитарной площади в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Архангельской области.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области ФИО2 в судебном заседании с требованиями не согласилась. Пояснила, что горячее водоснабжение в камерах ФКУ СИЗО-1 не предусмотрено, горячая вода для стирки и гигиенических целей выдается в вечернее время по потребности. Нарушение нормы санитарной площади носило кратковременный характер и было вызвано необходимостью принимать в СИЗО всех поступающих лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу указания ч. 1, 3-5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
На основании положений ч. 1, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области с 23.03.2022 по 01.04.2022, с 10.04.2022 по 02.05.2022, с 11.05.2022 по 12.06.2022 в камере №, с 21.06.2022 по 28.07.2022 – в камере №. Таким образом, срок на обращение в суд им пропущен.
Однако суд учитывает то обстоятельство, что по настоящее время истец находится в учреждениях ФСИН России, в связи с чем его доступ к квалифицированной юридической помощи ограничен, и признает причины пропуска срока на обращение в суд уважительными, а срок – подлежащим восстановлению.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от №5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее также – Федеральный закон № 103-ФЗ) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Так, в силу указания ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
На основании положений ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Внутренний распорядок работы следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы определялся Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 (далее также - Правила №189), действовавшими до 17.07.2022, а с 17.07.2022 - Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 04.07.2022 №110 (далее также - Правила №110).
На основании требований п. 42-43 Правил № 189 камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Аналогичные положения содержатся в п. 28 ПВР №110.
В соответствии с п. 43 ПВР №189 и п. 31 ПВР №110 при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 14 Постановления Пленума от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснил, что судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Материалами дела установлено, что ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО – 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области с 23.03.2022 по 01.04.2022, с 10.04.2022 по 02.05.2022, с 11.05.2022 по 12.06.2022 в камере №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в камере №.
Приговором Нарьян-Марского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №ФИО1 осужден за совершение преступлений, предусмотренных ст. 158.1, ч. 3 ст. 30, ст. 158.1, ч. 3 ст. 30, ст. 158.1, ст. 158.1 УК РФ к 10 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Приговором Нарьян-Марского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №ФИО1 осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 ст. 158.1, ч. 3 ст. 30 ст. 158.1 УК РФ к 6 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Приговором Нарьян-Марского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №ФИО1 осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ст. 158.1 УК РФ к 4 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
ДД.ММ.ГГГГ убыл в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 имел статус осужденного. До этого момента он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области в качестве обвиняемого.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 содержался в камере №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в камере №.
Как следует из представленных справок о содержании истца в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Архангельской области, с 23.03.2022 по 29.03.2022 в камере №19 площадью 40 кв.м. содержалось 11 человек (площадь на одного человека составляла 3,64 кв.м.); с 30.03.2022 по 01.04.2022 в камере №19 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); 10.04.2022 в камере №19 содержалось 13 человек (площадь на одного человека составляла 3,08 кв.м.); с 11.04.2022 по 13.04.2022 в камере №19 содержалось 14 человек (площадь на одного человека составляла 2,86 кв.м.); с 14.04.2022 по 19.04.2022 в камере №19 содержалось 13 человек (площадь на одного человека составляла 3,08 кв.м.); с 20.04.2022 по 21.04.2022 в камере №19 содержалось 14 человек (площадь на одного человека составляла 2,86 кв.м.); с 22.04.2022 по 24.04.2022 в камере №19 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,08 кв.м.); 25.04.2022 в камере №19 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); с 26.04.2022 по 28.04.2022 в камере №19 содержалось 11 человек (площадь на одного человека составляла 3,64 кв.м.); 29.04.2022 в камере №19 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); с 30.04.2022 по 01.05.2022 в камере №19 содержалось 11 человек (площадь на одного человека составляла 3,64 кв.м.); 02.05.2022 в камере №19 содержалось 10 человек (площадь на одного человека составляла 4 кв.м.); с 11.05.2022 по 16.05.2022 в камере №19 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); с 17.05.2022 по 19.05.2022 в камере №19 содержалось 11 человек (площадь на одного человека составляла 3,64 кв.м.); 20.05.2022 в камере №19 содержалось 10 человек (площадь на одного человека составляла 4 кв.м.); с 21.05.2022 по 22.05.2022 в камере №19 содержалось 13 человек (площадь на одного человека составляла 3,08 кв.м.); с 23.05.2022 по 25.05.2022 в камере №19 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); с 26.05.2022 по 29.05.2022 в камере №19 содержалось 13 человек (площадь на одного человека составляла 3,08 кв.м.); 30.05.2022 в камере №19 содержалось 13 человек (площадь на одного человека составляла 3,08 кв.м.); с 31.05.2022 по 01.06.2022 в камере №19 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); с 02.06.2022 по 10.06.2022 в камере №19 содержалось 13 человек (площадь на одного человека составляла 3,08 кв.м.); с 11.06.2022 по 12.06.2022 в камере №19 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 2,86 кв.м.); 21.06.2022 в камере №19 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); 22.06.2022 в камере №30 площадью 40 кв.м. содержалось 10 человек (площадь на одного человека составляла 4 кв.м.); 23.06.2022 в камере №30 содержалось 11 человек (площадь на одного человека составляла 3,64 кв.м.); с 24.06.2022 по 27.06.2022 в камере №30 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); с 28.06.2022 по 30.06.2022 в камере №30 содержалось 11 человек (площадь на одного человека составляла 3,64 кв.м.); с 01.07.2022 по 02.07.2022 в камере №30 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); с 03.07.2022 по 05.07.2022 в камере №30 содержалось 10 человек (площадь на одного человека составляла 4 кв.м.); 06.07.2022 в камере №30 содержалось 16 человек (площадь на одного человека составляла 2,50 кв.м.); 07.07.2022 в камере №30 содержалось 14 человек (площадь на одного человека составляла 2,86 кв.м.); с 08.07.2022 по 09.07.2022 в камере №30 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); 10.07.2022 в камере №30 содержалось 13 человек (площадь на одного человека составляла 3,08 кв.м.); 11.07.2022 в камере №30 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); с 12.07.2022 по 19.07.2022 в камере №30 содержалось 14 человек (площадь на одного человека составляла 2,86 кв.м.); 20.07.2022 в камере №30 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.); с 21.07.2022 по 27.07.2022 в камере №30 содержалось 14 человек (площадь на одного человека составляла 2,86 кв.м.); 28.07.2022 в камере №30 содержалось 12 человек (площадь на одного человека составляла 3,33 кв.м.).
Таким образом, в период с 23.03.2022 по 29.05.2022 при содержании истца в камере №19 допускалось нарушение нормы санитарной площади в размере 4 кв.м. на одного человека.
Как следует из материалов дела, площадь в камере на одного человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 дня) в камере № ФКУ СИЗО-1 в отношении истца не соответствовала установленным нормам (составляла менее 3 кв.м. на человека).
При этом каждому из содержавшихся в этих помещениях лиц было обеспечено личное пространство, все лица были обеспечены отдельным спальным местом, расположенным на расстоянии, обеспечивающем свободный проход между ними. Лицам, содержащимся в ФКУ СИЗО-1, предоставлялась ежедневная прогулка.
Превышение наполняемости камеры №, в которой содержался административный истец, в другие дни носило несущественный характер, административному истцу была обеспечена возможность совершать прогулки продолжительностью не менее одного часа ежедневно. При этом все подозреваемые и обвиняемые были обеспечены отдельным спальным местом.
Жалоб от истца на нарушение нормы площади администрации СИЗО не поступало.
На конкретные нарушения прав, возникновение каких-либо последствий для здоровья, неоднократные обращения по данному вопросу к администрации учреждения, жалобы на недостаток места, невозможность осуществления каких-либо действий административный истец не ссылается, что с учетом вышеприведенных положений ст. 227.1 КАС РФ об одновременном рассмотрении требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным гл. 22 КАС РФ, не свидетельствует о безусловном возникновении у административного истца права на получение соответствующей компенсации в заявленном им размере.
Довод истца о том, что в отдельные периоды ему приходилось спать по очереди с другими сокамерниками ввиду недостаточности спальных мест и переполненности камер подлежит отклонению, поскольку из материалов дела и пояснений истца следует, что отдельным спальным местом он был обеспечен.
02.05.2022 и 20.05.2022 норма санитарной площади в 4 кв.м. соблюдалась.
В период с 30.05.2022 по 28.07.2022 нарушений нормы санитарной площади в отношении истца не допускалось.
Таким образом, учитывая непродолжительный и несистематический характер допущенного нарушения в виде необеспечения установленной законом нормы санитарной площади на одного человека суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца.
Довод истца о нарушении в виде необеспечения камер № и 30 горячим водоснабжением подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с п. 43 ПВР №189 и п. 31 ПВР №110 при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Как следует из представленной справки ФКУ СИЗО-1, подача горячей воды в камеры СИЗО-1 не предусмотрена проектными решениями. На основании п.43. ПВР СИЗО, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдавалась и выдается, ежедневно в установленное время с учетом потребности, ограничения по объему выдаваемой кипяченой воды для питья и горячей воды для стирки и гигиенических целей отсутствуют. Холодное водоснабжение есть во всех камерах СИЗО-1, система холодного водоснабжения технически исправна.
П. 12 Приложения №1 к Распорядку дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, утвержденного приказом его начальника от 26.01.2022 №23, предусмотрено, что горячая вода для стирки и гигиенических целей, кипяченая вода содержащимся в камерах СИЗО, выдается в вечернее время с 20.00 час. до 21.30 час.
То же правило установлено п. 12 приложения №1 к Распорядку дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, утвержденного приказом его начальника от 20.07.2022 №236.
Факт выдачи горячей воды в установленные распорядком часы истец не оспаривал. Указал, что выдаваемой воды было недостаточно для удовлетворения его нужд.
Из пояснений ответчика следует, что всем лицам, содержащимся в камерах СИЗО-1, в вечернее врем горячая вода предоставления в неограниченном количестве по требованию.
Таким образом, довод истца о том, что горячая вода выдавалась в недостаточном количестве, судом отклоняется.
Также истец пояснил, что в камере имелся кипятильник, которым он имел возможность подогреть воду.
Кроме того, из справки ФКУ СИЗО-1 следует, что подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в том числе и ФИО1, проходили и проходят санитарную обработку в учреждении не реже одного раза в неделю, продолжительностью не менее 15 минут. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия, либо на следующий день.
В силу п. 50 ПВР №189, п. 39 ПВР №110 и в соответствии со статьей 26 Федерального закона №103-ФЗ администрация СИЗО может оказывать подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги (приложение N 3).
Порядок оказания платных услуг регламентирован ПВР №189. К их числу относится также стирка, ремонт принадлежащих подозреваемым и обвиняемым одежды и постельного белья.
В соответствии с п. 61, 62, 70 ПВР №110 подозреваемые и обвиняемые по своему желанию могут за счет собственных средств через администрацию СИЗО пользоваться дополнительными услугами, перечень которых определен в пункте 62 настоящих Правил.
К дополнительным услугам, оказываемым в СИЗО, по инициативе подозреваемых и обвиняемых, которые оплачиваются за счет их собственных средств, относятся также стирка, ремонт одежды и постельных принадлежностей.
Оплата дополнительных услуг осуществляется путем банковского перевода денежных средств с лицевого счета подозреваемого или обвиняемого в адрес соответствующего предприятия, учреждения, организации или специалиста (работника), оказавших дополнительную услугу.
Как следует из представленных ответчиком данных, денежные средства на лицевом счету ФИО1 имелись (всего на его счет поступило 13000 руб.), он пользовался платными услугами в период содержания в ФКУ СИЗО-1.
Таким образом, он не был лишен возможности пользоваться дополнительными услугами по стирке одежды.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Как указывалось выше, в соответствии со статьей 3 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод», никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 14 Постановления Пленума от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснил, что судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
При рассмотрении настоящего спора суд учитывает длительность допущенного нарушения по несоблюдению нормы санитарной площади менее 3 кв.м. на одного человека (5 дней), а также возможность осуществления истцом гигиенических процедур в банный день, который предоставляется один раз в неделю, право истца на пользование услугами прачечной и приходит к выводу о том, что оснований для взыскания в пользу истца компенсации не имеется.
При таких обстоятельствах требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Все остальные доводы сторон правового значения для разрешения данного дела не имеют и судом не принимаются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к федеральному казенному учреждению СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании бездействия, присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2022 года.
Судья И.С. Кирьянова