ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4021/19 от 29.01.2019 Уссурийского районного суда (Приморский край)

25RS0029-01-2019-006322-68

Дело № 2а-4021/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2019 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Внуковой О.Н., при секретаре Скавыш М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Панюшкина П. А. к Уссурийской городской прокуратуре о признании действий по осуществлению выездной проверки в отношении земельных участков в рамках прокурорской проверки незаконными

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что Уссурийской городской прокуратурой по рапорту помощника городского прокурора была проведена проверка соблюдения земельного законодательства при приобретении права на земельные участки с кадастровыми номерами XXXX и XXXX. Данная проверка проходила на земельных участках и в доме принадлежащих истцу. В результате данной проверки были поданы исковые заявления о признании договоров купли-продажи земельных участков недействительным.

Административный истец просил суд признать проведение данной проверки незаконным, с нарушением ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", поскольку для ее проведения отсутствовали основания, а рапорт помощника прокурора является реакцией на информацию о факте нарушения, но не отдельным основанием для ее проведения, в сводном плане проведения проверок деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления на 2019г. отсутствовала информация о проведении проверки администрации УГО, в частности соблюдения земельного законодательства, административному истцу не сообщалось какой характер имела проверка (плановый или неплановый). Кроме того, надзор за физическими лицами не является предметом надзора органов прокуратуры. Согласно ст. 71.1 Земельного кодекса проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований земельного законодательства РФ проводятся органом государственного земельного надзора, в связи с чем прокуратура не имела права проводить данную проверку. Проверка происходила на земельных участках и в доме, принадлежащих административному лицу, тем самым ответчик, не уведомив собственника, совершил проникновение на частную территорию, затем проник в частный дом, где внутри произвел фотосъемку. Акт проверки собственнику не выдавался, объяснения с него не брались.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, приведя доводы изложенные в иске.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что в соответствии с п. 1.11 решения коллегии прокуратуры Приморского края от 12.02.2019 «Об итогах работы органов прокуратуры Приморского края по укреплению законности и правопорядка в ДД.ММ.ГГ году и задачах по совершенствованию прокурорской практики на 2019 год» горрайпрокурорам Приморского края поручено систематически проводить надзорные мероприятия в сфере соблюдения земельного и градостроительного законодательства, особое внимание обращая на факты предоставления земельных участков без торгов по льготной стоимости.

Учитывая прямое поручение прокуратуры Приморского края, результаты анализа статистики, прокурорской практики в сфере земельных правоотношений, планом работы на 1 полугодие 2019 года Уссурийской городской прокуратурой в ДД.ММ.ГГ года, на основании решения от 22.04.2019 № 250 проводилась проверка исполнения администрацией УГО требований земельного законодательства при передаче права собственности на земельные участки, расположенные на территории Уссурийского городского округа, решение о проведении которой в соответствии с требованиями закона в установленный срок было доведено до сведения руководства администрации УГО. Указанная проверка являлась плановой, нормы ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, права и обязанности проверяющих и проверяемых, не подлежат применению в отношении прокурорских проверок, плановые прокурорские проверки не отражаются в ежегодном Сводном плане проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Помощником городского прокурора, были осуществлены выезды к земельным участкам, предоставленным администрацией УГО гражданам в собственность по льготной цене, в том числе к земельным участкам с кадастровыми номерами XXXX, XXXX, для установления законности предоставления указанных земельных участков.

По результатам осмотров земельных участков составлялись соответствующие акты, проверка в отношении административного истца не проводилась, а соответственно основания для предоставления ему решения о ее проведении отсутствовали. На момент осмотра земельные участки с кадастровыми номерами XXXX, XXXX не были огорожены, на одном из участков какие-либо строения отсутствовали, двери расположенного на втором участке строения были открыты, административный истец либо иные лица на участках отсутствовали. По результатам проверки Уссурийской городской прокуратурой в ОМВД России по г. Уссурийску направлены материалы проверки для решения вопроса о возбуждении уголовных, а также в Уссурийский районный суд направлено 5 исковых заявлений, в том числе 2 заявления о признании заключенных администрацией УГО договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами XXXX, XXXX незаконными применении последствий недействительности сделки

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Поводом для проверки исполнения законов, в силу п. 2 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором, в том числе полученная из поступающих в прокуратуру заявлений, жалоб и иных обращений, средств массовой информации, от контролирующих органов, из уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также из результатов анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики.

Наделяя прокуратуру полномочиями по проверке исполнения законов, положения п. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не конкретизируют перечень поводов для проведения такой проверки.

Таким образом в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (инцидентный характер), но и в инициативном порядке (самостоятельно).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О прокуратуре РФ" указания вышестоящих прокуроров обязательны для прокурора

В судебном заседании установлено, что в соответствии с п. 1.11 решения коллегии прокуратуры Приморского края от 12.02.2019 «Об итогах работы органов прокуратуры Приморского края по укреплению законности и правопорядка в ДД.ММ.ГГ году и задачах по совершенствованию прокурорской практики на 2019 год» городским, районным прокурорам Приморского края поручено систематически проводить надзорные мероприятия в сфере соблюдения земельного и градостроительного законодательства, особое внимание обращая на факты предоставления земельных участков без торгов по льготной стоимости.

Учитывая прямое указание прокуратуры Приморского края, результаты анализа статистики, прокурорской практики в сфере земельных правоотношений, с учетом плана работы Уссурийской городской прокуратуры на ДД.ММ.ГГ года было запланировано проведение городской прокуратурой проверки исполнения требований земельного и градостроительного законодательства при обороте земельных участков.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорская проверка проводится на основании решения о проведении проверки, которое принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

Уссурийской городской прокуратурой в ДД.ММ.ГГ года на основании решения и.о. заместителя Уссурийского городского прокурора от 22.04.2019 № 250 проводилась проверка исполнения администрацией УГО требований земельного законодательства при передаче права собственности на земельные участки, расположенные на территории УГО.

Решение о проведении проверки было доведено до сведения администрации УГО.

Проверка в отношении административного истца не проводилась, а соответственно основания для предоставления ему решения о ее проведении отсутствовали.

Указанная проверка являлась плановой, основания ее проведения прописаны в рапорте помощника городского прокурора от ДД.ММ.ГГ.

Нормы ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, права и обязанности проверяющих и проверяемых, не подлежат применению в отношении прокурорских проверок, в связи с чем плановые прокурорские проверки не отражаются в ежегодном Сводном плане проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

В ходе осуществления указанной проверки помощником городского прокурора были осуществлены выезды к земельным участкам, предоставленным администрацией УГО гражданам в собственность по льготной цене, в том числе к земельным участкам с кадастровыми номерами XXXX, XXXX, для установления законности предоставления указанных земельных участков.

На момент осмотра земельные участки с кадастровыми номерами XXXX, XXXX не были огорожены, на одном из участков какие-либо строения отсутствовали, двери расположенного на втором участке строения были открыты, административный истец либо иные лица на участках отсутствовали ( приложен фотоматериал).

По результатам осмотров земельных участков были составлены соответствующие акты.

По итогам проверки Уссурийской городской прокуратурой в ОМВД России по г. Уссурийску направлены материалы проверки для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, по которым возбуждены и расследуются 5 уголовных дел.

Кроме того, в Уссурийский районный суд направлено 5 исковых заявлений, в том числе 2 заявления о признании заключенных администрацией УГО договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами XXXX, XXXX незаконным и применении последствий недействительности сделки.

Таким образом, учитывая, что данная проверка проведена в рамках осуществления прокурорского надзора, проведена в полном соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», нарушений при ее проведении не установлено, суд полагает, что заявленные требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Панюшкина П. А. к Уссурийской городской прокуратуре о признании действий по осуществлению выездной проверки в отношении земельных участков в рамках прокурорской проверки незаконными - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено 27.09.2019г.

Председательствующий Внукова О.Н.