ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4026/19 от 13.01.2019 Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

72RS0013-01-2019-004577-29

Дело № 2а-4026/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тюмень 23 сентября 2019 года

Калининский районный суд г. Тюмени в составе:

Председательствующего судьи Лобанова А.В.,

при секретаре Плесовских Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением средств аудиопротоколирования административное дело по административному иску Мензорова Олега Олеговича к ИФНС России по г.Тюмени №1, Управлению ФНС России по Тюменской области о признании решения незаконным, возврате суммы излишне уплаченного налога,

УСТАНОВИЛ:

Мензоров О.О. обратился в суд с административным иском о признании решения незаконным, возврате суммы излишне уплаченного налога. Исковые требования мотивированы тем, что 26.04.2011 года истцом предоставлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме №3 НДФЛ с заявленной суммой налога, подлежащей возврату из бюджета в размере 70 632 рубля за 2010 год. 26.07.2011 года после завершения камеральной проверки ответчиком подтверждена сумма налога к возврату из бюджета за 2010 год. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога предоставлено ответчику вместе с декларацией. 09.06.201 года истец снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> и зарегистрирован по адресу: <адрес>. В соответствии с письмом от 28.12.2017 года ответчик сообщил истцу, что он направил уведомление 15.06.2012 года. Однако, не указал на какой адрес. О факте переплаты истец узнал 12.10.2017 года через личный кабинет налогоплательщика, и повторно 16.10.2017 года направил заявление. Решением от 30.10.2017 года №17133 истцу отказано в осуществлении налога в связи с истечением 3 летнего срока. Об отказе истец узнал 01.04.2019 года. На основании изложенного истец просит признать решение административного ответчика об отказе в возврате излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц в размере 7 887 рублей незаконным, обязать ответчика произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на доход физических лиц в размере 7 887 рублей (л.д.3-5).

При подготовке дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление ФНС России по Тюменской области (л.д.2 оборот).

Административный истец Мензоров О.О. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представил в суд письменные возражения на отзыв ответчика (л.д.75-77).

Представитель административного ответчика ИФНС России по г.Тюмени № 1 Шардаков В.А. в судебном заседании с иском не согласился по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.22-24).

Представитель административного ответчика УФНС России по Тюменской области Сибирцева И.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.22-24).

Суд, заслушав объяснения лиц участвующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 26.04.2011 года Мензоровым О.О. в Инспекцию представлена налоговая декларация формы 3-НДФЛ за 2010 год с суммой налога к возврату из бюджета - 70 632, 00 руб. (л.д.29-39).

По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации, ) завершенной 26.07.2011 года сумма налога к возврату уменьшена на 62 745, 00 руб. (482 651,73 руб. *13%). К возврату из бюджета подтверждена сумма излишне уплаченного налога за 2010 год - 7 887, 00 руб. Решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 27.09.2011 года №1874 направлено Мензорову О.О.

В соответствии с и. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной, электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно пункту 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 года №98 срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный п.6 ст.78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.

На основании п.7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Возможность восстановления трехгодичного срока для возврата излишне уплаченных сумм налога законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Налогоплательщиком в электронной форме через личный кабинет представлено заявление о возврате НДФЛ за 2010 год.

30.10.2017 года налоговым органом принято решение № 17133 по заявлению налогоплательщика с отказом в возврате суммы излишне уплаченного НДФЛ за 2010 год в связи с истечением трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.

Информация о принятом налоговым органом решении № 17133 от 30.10.2017 указана инспекцией в ответе на интернет-обращение Мензорова О.О. (исх. № 11- 33/060056@ от 28.12.2017) 28.12.2017 в личном кабинете.

Таким образом, в связи с истечением срока, установленного п. 7 ст.78 НК РФ, по 4 представленному налогоплательщиком заявлении от 16.07.2017 на возврат денежных 1 средств в размере 7 887, 00 руб., налоговым органом правомерно вынесено решение от 30.10.2017 года № 17133 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога в связи с тем, что заявление на возврат подано по истечении 3-х лет.

В исковом заявлении налогоплательщик указывает, что заявление на возврат суммы излишне взысканного налога представлено в инспекцию вместе с декларацией 26.04.2011, в котором указаны реквизиты для перечисления.

Форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.

Согласно приказу Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2012 N ММВ-7- 10/88@ «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, её территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения» срок хранения переписки с физическими лицами по вопросам основной деятельности - 5 лет.

В связи с вышеизложенным, не представляется возможным установить факт подачи заявления о возврате налогоплательщиком в 2011 г. в налоговый орган, способ его подачи. В материалах дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих представление указанного заявления в налоговый орган.

Истец в административном исковом заявлении, указывает, что узнал о наличии переплаты по налогу на доходы физических лиц - 12.10.2017, следовательно в пределах срока с 12.10.2017 по 12.10.2020 истец на основании ст. ст. 196, 200 НК РФ имеет право на возврат сумм НДФЛ за 2010.

В соответствии с п.7 ст. 78 НК РФ установлен срок, в течение которого налогоплательщик имеет право подать заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога - в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В судебном заседании не установлено, что у налогоплательщика не имелось возможности своевременно, в рамках установленного п. 7 ст.78 НК РФ срока, предъявить налоговому органу обоснованные требования о возврате НЛФЛ за 2010 г. в 2011-2013 годах.

Кроме того, в соответствии с пп.1 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях, налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

В силу пп.10, п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Также налоговые органы обязаны осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

В рамках настоящего административного дела не установлено наличие у истца препятствий в течение периода 3-х лет с момента уплаты налога к получению от налогового органа информации о состоянии расчетов.

Таким образом, в связи с тем, что возврат излишне уплаченных сумм налогов и сборов может быть осуществлен налоговым органом по месту учета налогоплательщика только на основании письменного заявления налогоплательщика, поданного налогоплательщиком в пределах установленного п.7 ст.78 НК РФ срока, однако в заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога за 2010 г. в размере 7 887,00 руб., в установленный срок в налоговый орган не поступало - правовых оснований для возврата суммы НДФЛ, уплаченной налогоплательщиком за 2010 г. не имеется.

Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В письме от 28.12.2017 № 11-33/060056 указано, что Истцу было направлено уведомление об имеющейся переплате заказной корреспонденцией согласно п. 3 ст.78 НК РФ - 15.06.2012.

Вместе с тем, согласно п.З ст.78 НК РФ для установления факта излишней уплаты возможно проведение сверки расчетов, как по предложению налогового органа, так и по инициативе налогоплательщика.

Информацию о наличии переплаты истец мог получить через личный кабинет, либо обратившись в налоговый орган с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов о налогам, а также подав заявление на проведение совместного акта сверки расчетов по налогам в ссовтетивии с ч.З ст.78 НК РФ.

Таким образом, довод истца о том, что в силу п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом, ставшем известном налоговому орган факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не может означать изменения порядка исчисления срока исковой давности (постановление АС Западно-Сибирского круга от 01.06.2018 № А27-18872).

В силу п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или -» бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только, после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

Как следует из материалов дела, административный истец, не согласившись с решением ИФНС России по г. Тюмени №1 от 30.10.2017 №1733 в досудебном порядке обращался в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Тюменской области с жалобой, поступившей 17.01.2019 года.

Решением УФНС от 24.01.2019года №028 жалоба Мензорова О.О. на решение от 30.10.2017 года №1733 оставлена без рассмотрения на основании пп.2 п.1 ст.139. 3 НК РФ в связи с тем, что налогоплательщиком пропущен срок для подачи жалобы на решение ИФНС (л.д.25-26, 51-52).

В соответствии с п.66 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск налогоплательщиком установленных НК РФ сроков на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган свидетельствует о несоблюдении налогоплательщиком обязательного досудебного порядка обжалования соответствующих решений налоговых органов и означает невозможность их оспаривания в суде.

Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (внесены изменения в статью 138 НК РФ, регулирующей порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов.

Согласно правовой позиции постановления арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2018г. №Ф06-38351/2018 «решение вышестоящего налогового органа об оставлении жалобы без рассмотрения в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы заявителя, носит исключительно процедурный характер и не может быть признано в качестве решения по жалобе налогоплательщика, с принятием которого НК РФ и АПК РФ связывают соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования налогового спора».

Таким образом, соблюдением досудебного порядка налогоплательщиком является рассмотрение вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика по существу. В обратном случае имеются основания для оставления судом административного искового заявления без рассмотрения на основании п.1 ч.1 ст. 196 КАС РФ.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно п. 3 ст.138 НК РФ в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало 1 известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе.

В рамках дела установлено, что Решение Управления от 24.01.2019 № 028 с сопроводительным письмом от 24.01.2019 №11-16/01188@ направлено налогоплательщику 25.01.2019 заказной корреспонденцией по адресу места жительства налогоплательщика с почтовым идентификатором 80082132407106, что подтверждается списком № 127 внутренних почтовых отправлений (л.д.28, 53).

В соответствии с п. п. ст.31 НК РФ В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В соответствии со ст.93 КАС РФ в случае, если последний день процессуального 4 срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.

С учетом положений ст. ст. 219, 93 КАС РФ налогоплательщик вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением - не позднее 06.05.2019 года.

Мензоров О.О. обратился Калининский районный суд 28.06.2019 года, т.е. за пределами установленного законом срока.

Административным истцом не указано причин пропуска срока, для обращения в суд в период, начиная с 05.02.2019 по 06.05.2019.

Следовательно, предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд с административным исковым заявлением в части признания незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ в размере 7 887, 00 руб., от 30.10.2017 №17133 налогоплательщиком пропущен.

Таким образом, оценив установленные обстоятельства в совокупности, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле документов, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме. В иске надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 23, 608 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.88, 210, 219 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 14, 45, 46, 62, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Мензорова Олега Олеговича к ИФНС России по г.Тюмени №1, Управлению ФНС России по Тюменской области о признании решения незаконным, возврате суммы излишне уплаченного налога - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления к окончательной форме путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Председательствующий судья: А.В. Лобанов