ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4026/19 от 20.09.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-4026/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2019 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Корольковой А.А.,

с участием административных истцов Мальцевой А.А., Лагутенко В.В.

представителя административного ответчика администрации города Перми и заинтересованного лица департамента образования администрации города Перми Селищевой Е.И. действующей на основании доверенностей,

представителя заинтересованного лица муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Траектория» Миллер В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мальцевой А.А., Лагутенко В.В. к администрации города Перми о признании незаконными постановления, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

административные истцы Мальцева А.А., Лагутенко В.В. обратились в суд с административным иском, с учетом уточненных требований, к администрации города Перми о признании незаконным и отмене Постановления Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ-П «О реорганизации муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Перми и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Перми путем слияния муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Перми и муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Перми в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Траектория» г. Перми», возложении обязанности по восстановлению деятельности юридических лиц и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» и муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» в качестве самостоятельных субъектов, внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются родителями несовершеннолетних Лагутенко А.В. и Мальцевой М.В., обучающихся в МБОУ «СОШ № 48» г. Перми.

Оспариваемым постановлением учебное учреждение, в котором обучаются дети административных истцов, ликвидировано с нарушением норм Законов, предусмотренных для такой реорганизации, в частности, решение о реорганизации принято в отсутствие положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, предусмотренного п.11 ст. 22 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации».

На проект оспариваемого Постановления было получено отрицательное экспертное заключение Общественной экспертизы правового акта от Территориального общественного объединения ТОС «Заива», которое было представлено Главе администрации города Перми.

На основании ФЗ от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации»,принятие органом местного самоуправления решения о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющейся муниципальной собственностью, не допускается без предварительное экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей.

Против объединения высказалась общешкольная конференция родителей учащихся МБОУ «СОШ № 48», трудового коллектива, профсоюзного комитета.

В силу п. 12 ст. 22 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного поселения.

При осуществлении ликвидации нарушена процедура ликвидации и создания нового учебного учреждения.

Объединение МБОУ «СОШ № 48» и МАОУ № 49» в МАУО «Траектория» нарушает права детей, что выражается в уничтожении школы № 48, перезагруженности учебного процесса, ухудшения качества образования, потере исторического здания школы № 48.

Административный истец Мальцева А.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, дала пояснения аналогичные, изложенным в административном иске, а также письменных пояснениях, согласно которым административным ответчиком были нарушены положения Постановления о Порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений города Перми № 24 от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец Лагутенко В.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, дал пояснения аналогичные, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации города Перми и заинтересованного лица департамента образования администрации города Перми, в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие по доводам, изложенным в письменных отзывах, согласно которым процедура принятия оспариваемого постановления соблюдена в полном объеме, права несовершеннолетних оспариваемым постановлением не нарушаются.

Представитель заинтересованного лица муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Траектория» в судебном заседании с заявленными требованиями выразил несогласие, пояснил, что в настоящее время учебное заседание имеет лицензию, утверждены все необходимые учебные планы, программы, учебный процесс осуществляется в полном объеме.

Выслушав административных истцов, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в числе прочих, создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). (ч.6).

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. (ч.10).

Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. (ч.11)

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации. (ч.13).

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. (ч.14).

В соответствии с положениями ч. 1. ст. 60.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.

Приказом Министерства образования и науки Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, находящихся в ведении органов государственной власти или в ведении органов местного самоуправления Пермского края, о передаче в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов государственной и муниципальной собственности, а также о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся государственной собственностью Пермского края или муниципальной собственностью.

В соответствии с положениями п. 1.4 вышеуказанного Порядка, комиссия создается отраслевым органом государственной власти Пермского края или отраслевым органом местного самоуправления (далее - Отраслевой орган), в ведении которого находятся образовательные учреждения и учреждения, образующие социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, объекты социальной инфраструктуры для детей, в соответствии с настоящим Порядком.

Постановлением Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, создана комиссия по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, а также о передаче в аренду, реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, находящихся в муниципальной собственности,

В соответствии с п. 1.3 Постановления Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия при проведении оценки последствий принятия решения руководствуется Порядком проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций и организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, находящихся в ведении органов государственной власти или в ведении органов местного самоуправления Пермского края, а также о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся государственной собственностью Пермского края или муниципальной собственностью, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 2.7 Постановления Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ.7, комиссия:

рассматривает представленные заявителем документы на заседании Комиссии;

проводит экспертизу представленных материалов, подтвержденных необходимыми расчетами и обобщенными результатами анализа, на соответствие критериям оценки последствий принятия решения, указанным в разделе 3 Порядка проведения оценки последствий принятия решения;

представляет предложение руководителю заявителя о целесообразности или нецелесообразности проведения реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения и учреждения, образующего социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, передачи в аренду, реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей.При принятии решения в соответствии с компетенцией Комиссия принимает во внимание мнение органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления города Перми, организаций, заинтересованных в принятии решения, представителей обучающихся лиц и их родителей, работников муниципальных учреждений ( п. 2.9).

По итогам работы Комиссии оформляется заключение (положительное или отрицательное) по форме, утвержденной постановлением администрации города Перми, которое подписывается председателем Комиссии ( п.2.10).

Комиссия дает отрицательное заключение (о невозможности принятия решения) в случае, если по итогам проведенного анализа не достигнуто хотя бы одно из значений критериев, установленных в разделе 3 Порядка проведения оценки последствий принятия решения. (2.13).

Комиссия дает положительное заключение (о возможности принятия решения) в случае, если по итогам проведенного анализа достигнуты все значения критериев, установленных в разделе 3 Порядка проведения оценки последствий принятия решения. ( 2.14).

Постановлением Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений города Перми, утверждения уставов муниципальных учреждений города Перми и внесения в них изменений.

В судебном заседании установлено, что Мальцева А.А., Лагутенко В.В. являются родителями Мальцевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лагутенко А.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.24, 24 об.).

Несовершеннолетние Мальцева М.В. и Лагутенко А.В. обучались в МБОУ «СОШ № 48» г. Перми, в настоящее время в МАОУ «Траектория», что сторонами не оспаривалось.

В соответствии с пояснительной запиской к проекту оспариваемого постановления, департаментом образования предложено реорганизовать путем слияния МБОУ «СОШ № 48» и МАОУ № 49» в МАУО «Траектория».

Из финансового экономического обоснования слияния МБОУ «СОШ № 48» и МАОУ № 49» на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что экономика МОУ при объединении составит руб.

Решением заседания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, а также о передаче в аренду, реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, находящихся в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о целесообразности реорганизации путем слияния муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Перми и муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Перми (л.д.10-11).

Постановлением Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ-П «О реорганизации муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Перми и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Перми путем слияния муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Перми и муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Перми в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Траектория» г. Перми», реорганизованы муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Перми и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Перми путем слияния муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Перми и муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Перми в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Траектория» г. Перми.

Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению, созданному в процессе реорганизации, установлено наименование «Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Траектория» г. Перми».

Сохранены основные цели деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Перми и муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Перми путем утверждения устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Траектория» г. Перми, созданного в процессе реорганизации. (л.д.7-8).

Указанное постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» № 29, ДД.ММ.ГГГГ, в разделе Правовые акты.

Из листа записи из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Траектория» г. Перми ( л.д. 61-62).

В соответствии с приказом начальника департамента образования администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ на должность директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Траектория» г. Перми назначен Миллер В.А.

Приказом директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Траектория» г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ учащиеся МАОУ «СОШ № 49» г. Перми и МБОУ «СОШ № 48» г. Перми считать переведенными в МАОУ «Траектория» г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Траектория» г. Перми» выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Приказом директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Траектория» г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ утвержден годовой календарный учебный график на 2019-2010 учебный год.

Приказом директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Траектория» г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ утверждены: основная образовательная программа начального, основного, среднего общего образования; утвержден учебный план начального общего образования на 2019-2010 учебный год, рабочие программы для учащихся 10 классов (как базовые, так и профильные).

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку административными истцами в нарушение требований, предусмотренных положениями ст. 226 КАС РФ, не представлено суду бесспорных доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым Постановлением.

Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий администрации города Перми, с соблюдением норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, в том числе, с соблюдением ч.11 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, а также о передаче в аренду, реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, находящихся в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании положений ч. 1. ст. 60.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд также учитывает, что Закон не относит родителей учеников образовательного учреждения к числу лиц, наделенных правом оспаривания принятого администрацией города Перми решения о реорганизации МБОУ «СОШ № 48» и МАОУ № 49», в связи с чем доводы административных истцов, касающиеся установления обстоятельств, связанных с незаконностью оспариваемого постановления, не имеют правового значения, поскольку у административных истцов отсутствует право оценки данного постановления.

Доводы административных истцов о несоблюдении административным ответчиком требований, при принятии оспариваемого постановления, ч. 12 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», о том, что принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения, основаны на ошибочном толковании норм права, указанная норма не может быть применена в данном случае, поскольку в соответствии с положениями ст. 2 Устава города Перми, принятого Решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, город Пермь является муниципальным образованием - Пермским городским округом.

В соответствии с положениями п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом судом также учитывается, что оспариваемым Постановлением после реорганизации сохранены основные цели деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Перми и муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Перми.

Кроме того, после реорганизации МАОУ «Траектория» находится по тому же адресу, что подтверждено сторонами в судебном заседании и обучающиеся дети географически никуда не переводились.

Таким образом, прав и законных интересов, обучающихся, принятым Постановлением, не нарушено.

Ссылки административных истцов, что реорганизация проводилась без учета мнения родителей учащихся реорганизуемых школ, основанием для удовлетворения заявленных требований не являются, поскольку действующее законодательство, в том числе положения Федерального закона «Об образовании», не содержит положений, касающихся обязательного согласования с родителями учеников реорганизуемых школ процедуры реорганизации.

Доводы о том, что административные истцы, имеют свои опасения о судьбе школы, перезагруженности учебного процесса, ухудшения качества образования, потере исторического здания школы № 48, ничем не обоснованы, являются субъективным мнением административных истцов, достоверными доказательствами не подтверждены.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении требований административных истцов к администрации города Перми о признании незаконным и отмене Постановления Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ-П, возложении обязанностей, в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Мальцевой А.А. , Лагутенко В.В. в удовлетворении административного искового заявления к администрации города Перми о признании незаконным и отмене Постановления Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ-П «О реорганизации муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Перми и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Перми путем слияния муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» г. Перми и муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Перми в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Траектория» г. Перми», возложении обязанности по восстановлению деятельности юридических лиц и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48» и муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» в качестве самостоятельных субъектов, внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий подпись Н.В. Подгайная

Копия верна, судья

Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г. Перми № 2а-4026/2019.