ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4026/2022 от 22.09.2022 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

29RS0018-01-2022-004353-07 Дело № 2а-4026/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 сентября 2022 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С., при секретаре судебного заседания Волове Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, отделу надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области, временно исполняющему обязанности начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области о признании предостережения незаконным и его отмене,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области в лице отдела надзорной деятельности и профилактической работы о признании предостережения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

В обоснование требований указано, что истец имеет в собственности дом и земельный участок, расположенные по адресу: <...>. Указанные объекты используются ею только в летний период. ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно о проведении патрулирования территории с. Шеговары врио начальника ОНД и ПР Виноградовского и Шенкурского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Архангельской области, по результату которого было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности, поскольку своевременно не производится уборка мусора, сухой растительности и покос травы на земельном участке истца, которое направлено по адресу: <адрес><адрес>, хотя в нем указан адрес ее регистрации: <адрес>, что считает незаконным. Также в предостережении не указан период и график покоса травы и уборки сухой растительности, допустимое количество, размеры и вид растительности, ее фактическое состояние, а также вид мусора, подлежащего уборке; отсутствует ссылка на паспорт населенного пункта с указанием регулируемых параметров.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области ФИО2, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержала. Указала, что оспариваемым предостережением на нее возложена незаконная обязанность, об исполнении которой она должна отчитаться и за неисполнение которой может быть привлечена к административной ответственности. Пояснила, что к административной ответственности, указанной в предостережении, она не привлекалась. Предостережение ею исполнено, о чем она в установленный в предостережении срок представила письменные пояснения.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС по Архангельской области ФИО3 в судебном заседании с требованиями не согласился. Указал, что права истца оспариваемым предостережением не нарушены, поскольку оно носит профилактический характер. Кроме того, по результатам проверки по жалобе на действия должностного лица было выявлено, что нарушена процедура вынесения предостережения, в связи с чем предостережение считается недействующим. Отмена предостережения законом не предусмотрена. Правовых последствий указанное предостережение не несет.

Административный ответчик врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Срок на обращение с данным иском в суд (ДД.ММ.ГГГГ) не истек, учитывая дату вынесения оспариваемого представления (ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес><адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в ОНДиПР Виноградовского и Шенкурского районов от гражданина ФИО4 по телефону поступило устное сообщение о том, что на земельном участке возле жилого дома по адресу <адрес>, допускаются нарушения требований пожарной безопасности, а именно —- не производится уборка мусора и сухой травянистой растительности. ДД.ММ.ГГГГФИО2 произведена личная встреча с ФИО5, в ходе которой он пояснил, что проживает по адресу: <адрес> опасается, что непроведение уборки мусора и сухой травянистой растительности на соседнем придомовом участке может повлечь возникновение пожара с дальнейшим распространением огня на его дом.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения протокола селекторного совещания УНДиПР Главного управления от ДД.ММ.ГГГГФИО6 было организовано и осуществлено выездное обследование населённого пункта с. Шеговары, в ходе которого установлено» что земельный участок по адресу <адрес> не очищен от мусора и сухой травянистой растительности, на участке не произведён покос травы, что является нарушением п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства №1479 от 16.09.2020 (далее — ППР в РФ), По результатам выездного обследования составлен протокол осмотра и акт от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГФИО2. сделан запрос в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и МАО о принадлежности участка и дома по адресу <адрес>, Был получен ответ о собственнике, ДД.ММ.ГГГГФИО2. сделан запрос в ОМВД России по Шенкурскому району о месте регистрации ФИО1, на который был получен ответ, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований , которое было направлено по адресу регистрации ФИО1 и по адресу выявления нарушения (в связи с тем, что у ФИО2 отсутствовала информация о ее местонахождении в момент отправления почтового отправления). Экземпляр предостережения, направленного по адресу регистрации ФИО1, получен не был, почтовое отправление с ним возвращено за истечением срока хранения. Экземпляр предостережения, направленный по адресу совершения правонарушения, получен ФИО1 лично ДД.ММ.ГГГГ.

В резолютивной части предостережения от ДД.ММ.ГГГГФИО1 предлагалось принять меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, произвести уборку мусора, сухой растительности и покос травы на территории земельного участка жилого дома, расположенного по адресу: <адрес><адрес>; в срок 60 дней со дня направления предостережения направить уведомление о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в отдел надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Архангельской области. Также ФИО1 разъяснено право направить возражения.

Считая данное предостережение незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и охраняемые законом интересы, возлагающим на нее незаконную обязанность, ФИО1 подала возражения на него.

Как следует из заключения о результатах рассмотрения жалобы ФИО1 на действия должностного лица, в июле 2022 года ФИО2 на мобильный телефон поступил звонок от ФИО1 В разговоре она высказывалась о незаконности проведения в отношении нее проверки, об отсутствии уведомления о проведении проверки, о направлении предостережения не по адресу ее регистрации. В разговоре ФИО1, утверждала, что заявление о нарушениях написал ее сосед. Также пояснила, что в с. Шеговары постоянно не проживает, в связи с чем не имеет возможности своевременно убирать траву, просила разъяснить понятие «своевременно», а также высоту травы, при которой она не считается нарушением. Со слов ФИО2., в ходе разговора ФИО1 было разъяснено, что нарушение требований пожарной безопасности было выявлено в ходе патрулирования территории, каких-либо проверок в отношении нее не проводилось, оценка состояния земельного участка проводилась с территории общего пользования населенного пункта путем визуального осмотра.

Также указанным заключением установлены нарушения процедуры вынесения предостережения и его формы.

Разрешая требования истца, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под «пожарной безопасностью» понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, ответственность за нарушение правил противопожарного режима возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления (статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ).

П. 67 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» деятельность по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля ведется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля в силу положений ст. 16 Федерального закона №248-ФЗ являются также деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие); здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

Действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными.

Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, оценка исполнения решений контрольного (надзорного) органа осуществляются контрольным (надзорным) органом, его должностными лицами в пределах своей компетенции.

Решения контрольного (надзорного) органа, действия его должностных лиц должны быть объективными и должны подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию.

При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускаются необоснованное принятие решений контрольным (надзорным) органом и (или) совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа.

Статьями 29 и 37 Федерального закона № 248-ФЗ установлены обязанности инспектора, а также ограничения и запреты, связанные с исполнением его полномочий, однако требований к осуществлению профилактических мероприятий они не содержат.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона № 248-ФЗ контролируемое лицо при осуществлении государственного надзора имеет право в том числе присутствовать при проведении профилактического мероприятия, давать пояснения по вопросам его проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие надзорных органов с контролируемыми лицами; получать от надзорного органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами,

В соответствии со статьей 44 Федерального закона № 248-ФЗ надзорный орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.

Согласно статье 49 Федерального закона № 248-ФЗ в случае наличия у надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, надзорный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В соответствии с пунктом 8 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290 (далее - Положение о ФГПН) органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции в том числе осуществляют профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 12 Положения о ФГПН государственные инспекторы районов субъектов РФ имеют право в том числе осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.

В соответствии с пунктом 45 Положения о ФГПН органы государственного пожарного надзора осуществляют профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий: информирование; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит; обобщение правоприменительной практики.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 248-ФЗ, должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.

Оспариваемое предостережение содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какое конкретно бездействие контролируемого лица может привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.

Необходимость указания в предостережении периода и графика покоса травы и уборки сухой растительности, допустимое количество, размеры и вид растительности, ее фактическое состояние, а также вид мусора, подлежащего уборке; ссылка на паспорт населенного пункта с указанием регулируемых параметров законом не предусмотрена.

С текстом нормативно-правового акта истец вправе ознакомиться самостоятельно, поскольку он находится в открытом доступе.

Таким образом, по содержанию предостережение соответствует предъявляемым к нему требованиям.

В силу положений ст. 58 Федерального закона №248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает:

1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом контрольного (надзорного) органа проводится оценка их достоверности.

Согласно положениям ст. 60 Федерального закона №248-ФЗ по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа: при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия; при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Довод истца о том, что предостережение направлено по адресу расположения принадлежащего ей земельного участка, а не по адресу регистрации, не может служить основанием для признания предостережения незаконным, поскольку предостережение было ею получено. Кроме того, из заключения по результатам рассмотрения жалобы истца следует, что предостережение было направлено в том числе по адресу регистрации истца, получено ею не было.

Ссылка истца на то, что проверка ее земельного участка не могла проводиться, поскольку данная территория не включена в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других пожаров в 2022 году, подлежит отклонению, поскольку в данном случае осуществлялось патрулирование территории, не связанное с подготовкой к пожароопасному сезону, а вызвано обращением гражданина.

Кроме того, суд учитывает, что оспариваемое предостережение не нарушает прав и законных интересов административного истца, не создает препятствий к законному осуществлению ее прав, а также не налагает на истца какой-либо незаконной обязанности и не привлекает истца к ответственности, носит информационный характер, является исключительно профилактическим мероприятием.

Само по себе предостережение силой принудительного исполнения не обладает, поскольку фактически преследует цель предупредить лицо, которому оно выносилось, о недопустимости нарушения закона.

Кроме того, суд учитывает, что неблагоприятные последствия предостережения для административного истца не наступили, к какой-либо ответственности, в том числе, административной, ФИО1 не привлечена. Предостережение ею исполнено.

Довод истца о том, что за неисполнение предостережения она может быть привлечена к административной ответственности, судом отклоняется, поскольку предполагаемое право защите не подлежит, сведения о привлечении к административной ответственности за данное нарушение суду не предоставлены.

Как следует из пояснений ответчика и заключения по результату рассмотрения жалобы истца ГУ МЧС России по Архангельской области, в связи с установлением фата нарушения процедуры объявления предостережения, без составления мотивированного представления, с использованием ненадлежащей формы, оно является недействующим.

Таким образом, оспариваемое предостережение никакой незаконной обязанности на истца не возлагает, носит профилактический, информационный характер, прав истца не нарушает, в настоящее время является недействующим, отменено вышестоящим органом, прав и обязанностей для истца не порождает.

На основании изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют и судом не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, отделу надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области, временно исполняющему обязанности начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области о признании предостережения незаконным и его отмене оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2022 года.

Председательствующий И.С. Кирьянова