УИД 47RS0005-01-2020-001473-27
Административное дело № 2а-4029/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Выборг 10 сентября 2021 года
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Веселовой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» о признании реестровой ошибки, исправлении технической ошибки в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании реестровой ошибки, исправлении технической ошибки в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником части здания торгового центра общей площадью 1124,80 кв.м, (часть здания торгового центра, состоящая из цокольного этажа № 7, № 9а, 46 1-го этажа, террасы, № 14, 20 2-го этажа, № 24-33 3-го этажа, № 34-43 4-го этажа, № 44, 45 мансарды), расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения недвижимого имущества от 26 сентября 2011 года.
Кадастровый номер объекта до 04 декабря 2019 года -№, после 04 декабря 2019 года - №.
В сентябре 2019 года при получении выписок из Единого государственного реестра недвижимости на принадлежащие истцу помещения выяснилось, что для указанных помещений установлен статус объекта как «здание».
Для исправления ошибки (изменение статуса на «нежилые помещения» вместо «здание») истцом направлены заявления в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Россреестра», ГБУ ЛО «Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки». Истец просил: 1. Дать разъяснения по вопросу отнесения помещений к категории «Здание». 2. Обосновать оценку кадастровой стоимости принадлежащих помещений. 3. Направить государственному регистратору в порядке информационного взаимодействия документы для исправления реестровой ошибки.
18 октября 2019 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области письмом № 17607 указало, что сведения о рассматриваемом объекте площадью 1124,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № внесены в ЕГРН с видом «здание» на основании представленной на государственную регистрацию прав Выписки из технического паспорта на часть здания торгового центра с мансардой от 08 декабря 2005 года, составленной Филиалом ГУ «Леноблинвентаризация» Выборгское БТИ и предложило истцу подготовить технический план на объект недвижимости «помещение» и поставить его на кадастровый учет.
22 ноября 2019 года аналогичные сведения об объекте с кадастровым номером № были подтверждены ФГБУ «ФКП Росреестра» письмом (исх. № 26400).
Кадастровым инженером был изготовлен технический план для исправления ошибки и направлен в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области через МФЦ г. Выборга.
11 ноября 2019 года через МФЦ был получен ответ № 47-0-1-100/3001/2019-8448, с указанием, что объект данного типа с кадастровым номером № не найден в базе данных среди актуальных сведений.
05 декабря 2019 года письмом № 20395 ответчик уведомил истца, что рассматриваемый объект недвижимости был учтен с видом «Здание» ошибочно. При этом (согласно указанному уведомлению и выписке из ЕГРП): объект недвижимости стал называться «нежилое помещение» с 04 декабря 2019 года. Иной даты, содержащей информацию, с какого числа признана ошибка ни выписка, ни уведомление не содержит; изменен кадастровый номер объекта на №; изменен номер кадастрового квартала объекта с № на №; уменьшена площадь объекта с 1124,8 кв.м, на 1101, кв.м; с изменением кадастрового номера и исправлением ошибки истцу стали принадлежать: цоколь; 1-4 этажи, мансарда, то сеть все 6-ти этажное здание, которое теперь поименовано в ЕГРН как «нежилое помещение»; увеличена кадастровая стоимость объекта исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости – 9 024,33 руб./ кв.м. установленной для нежилых помещений в кадастровом квартале №.
07 декабря 2019 года истец обратился через МФЦ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением об исправлении технических ошибок в сведениях ЕГРН в части указания площади объекта, перечня помещений, перерасчете кадастровой стоимости и приведении ее в соответствие с Постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2013 года № 257 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области» с момента государственной регистрации перехода права собственности по договору дарения, то сеть с 10 октября 2011 года.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 10 декабря 2019 № 47/19-108527 в исправлении технических ошибок было отказано.
Вопрос о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2013 года № 257 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области» с момента государственной регистрации перехода права собственности по договору дарения, то есть с 10 октября 2011 года ответчиком рассмотрен не был.
11 февраля 2020 года истец подал через МФЦ г. Выборга заявление о приведении в соответствие с Публичной кадастровой картой Выборгского района Ленинградской области номера кадастрового квартала, в котором расположен объект истца.
Решением от 13 февраля 2020 года № 47/20-12884 в исправлении отказано в удовлетворении заявления, с указанием, что помещения истца расположены в объекте с кадастровым кварталом №.
Истец считает указанные действия (бездействия) ответчика незаконными и необоснованными.
Согласно свидетельству о регистрации права предыдущего собственника помещений площадь помещений (часть здания торгового центра состоящая из цокольного этажа № 7, № 9а, 46 1-го этажа, террасы, № 14, 20 2-го этажа, № 24-33 3-го этажа, № 34-43 4-го этажа, № 44, 45 мансарды) составляет 1124,8 кв.м.
Указанные помещения были переданы в дар истцу площадью 1124,8 кв.м. Право собственности на указанные помещения зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области площадь объекта как «ранее учтенного» подтверждалась письмом от 18 октября 2019 года со ссылкой на технический паспорт на часть здания торгового центра с мансардой от 08 декабря 2005 года.
Однако, в письме № 20395 от 05 декабря 2019 года ответчик ссылается на технический паспорт от 11 ноября 2008 года и актуализирует сведения по площади на основании паспорта сведения в ЕГРП.
Административный истец не владеет информацией о проведенной инвентаризации в 2008 году и полагает, что Филиалом ГУП «Леноблинвентаризация» Выборгское БТИ допущена ошибка в расчетах при проведении инвентаризации 11 ноября 2008 года. Указанные обстоятельства можно подтвердить следующими доказательствами:
Согласно разрешению на выполнение строительно-монтажных работ № 0193-04 от 11 августа 2004 года, выданному инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора РФ, акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссии от 13 мая 2005 года площадь здания, в котором располагаются нежилые помещения административного истца составляет 2 654,8 кв.м.
В результате соглашения о реальном разделе здания и прекращения долевой собственности от 09 декабря 2005 года часть здания площадью 552,1 кв.м перешли к ФИО2.
В результате договора купли-продажи от 14 сентября 2006 года часть помещений здания площадью 426,2 кв.м и 17,7 кв.м перешли в долевую собственность к ФИО3 и ФИО4.
В результате договора купли-продажи от 20 марта 2007 года часть помещений здания площадью 23,9 кв.м, перешли в долевую собственность к ФИО3 и ФИО4.
В результате договора купли-продажи от 25 июня 2007 года часть помещений здания площадью 510,1 кв.м, перешли в долевую собственность к ФИО3 и ФИО4.
Таким образом, при расчете: 2 654,8 кв.м - 552,1 кв. м - 426,2 кв.м. - 17,7 кв.м - 23,9 кв.м - 510, 1 кв.м = 1124,8 кв.м, что подтверждается выпиской из технического паспорта от 08 декабря 2005 года. Ответчик в своем письме от 18 октября 2019 года № 17607 также подтверждает площадь помещений – 1 124, 8 кв.м со ссылкой на технический паспорт от 08 декабря 2005 года.
Истец не согласен, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объекте, принадлежащем ФИО1 как «нежилые помещения» только с 04 декабря 2019 года, так как ошибка по объекту как «здание» была допущена при постановке его на кадастровый учет, то есть 20 февраля 2014 года.
Кроме того, с исправлением технической ошибки по объекту «здание» на «нежилое помещение» внесены сведения по номеру кадастрового квартала №.
Нежилые помещения, принадлежащие истцу расположены в здании по адресу: <...>. Согласно публичной кадастровой карте здание расположено в границах кадастрового квартала № на земельном участке, который так же располагается в границах кадастрового квартала №, что подтверждается выпиской из ЕГРН на земельный участок. Указанный кадастровый квартал под номером № был правильно отражен так же по объекту, принадлежащему истцу, в выписках ЕГРН до внесения изменений в связи с технической ошибкой.
12 февраля 2020 года ФИО1 обратился через МФЦ г. Выборга в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением об исправлении технической ошибки в части приведения кадастрового квартала в соответствие со сведениями публичной кадастровой карты.
Решением Управления Росреестра по Ленинградской области (Выборгский отдел) от 13 февраля 2020 года № 47/20-12884 в исправлении технической ошибки было отказано.
Указанные ошибки (по типу объект как «здание»; недостоверные сведения в виде искажения данных о кадастровом квартале) повлияли на кадастровую стоимость помещений, принадлежащих истцу и влекут увеличение налоговых обязательств истца.
При определении кадастровой стоимости ошибочно указанного объекта как «здание» первоначально был применен средний удельный показатель кадастровой стоимости для зданий в кадастровом квартале под номером № в размере 7616,44 руб./кв.м. Тогда как для нежилых помещений средний удельный показатель кадастровой стоимости для объектов в кадастровом квартале под номером № составляет 3739,43 руб./кв.м, в соответствии с таблицей 5.4. постановления Правительства Ленинградской области от 16 августа 2013 года № 257 (ред. от 22 января 2014 года) «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области».
При определении кадастровой стоимости помещений после исправления ошибки использованы недостоверные сведения в виде искажения данных о кадастровом квартале, в котором находится указанный объект, вследствие чего произошло применение неверного значения удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором расположен объект, исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости – 9 024,33 руб./ кв.м установленной для нежилых помещений в кадастровом квартале №.
Администартивный истец просит суд снять с кадастрового учета объект - «нежилые помещения» третьего этажа №№ 47-54, кадастровый номер №, площадью 85,7 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>; снять с кадастрового учета объект - «здание», кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, с 04 декабря 2019 года; привести кадастровую стоимость помещений, с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствие с постановления Правительства Ленинградской области от 16 августа 2013 года № 257 (ред. от 22 января 2014 года) «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области» по состоянию с даты определения кадастровой стоимости – 10 сентября 2015 года; признать технической ошибкой в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части указания кадастрового квартала согласно фактическому местоположению и изменить его с «№» на «№»; признать технической ошибкой в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части указания сведений о кадастровом квартале, изменив его с «№» «на №»; признать технической ошибкой в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части указания площади объекта, указав площадь нежилых помещений в соответствии с правоустанавливающими документами – 1 124,8 кв.м; привести кадастровую стоимость помещений, с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес> в соответствие с постановления Правительства Ленинградской области от 16 августа 2013 года № 257 (ред. от 22 января 2014 года) «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области» по состоянию на дату определения кадастровой оценки – 04 декабря 2019 года.
Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что цель подачи искового заявления заключается в том, что при обнаружении ошибки в выписке из Управления Росреестра в сентябре 2019 года было обнаружено, что нежилые помещения числятся как здание и применен средний показатель кадастровой стоимости как для здания, это показатель в разы больше чем для нежилых помещений. Истец обратилась в Управление Росреестра для исправления ошибки с указанием здания на помещение, был получен ответ, что в базе данных здания с таким кадастровым номером не обнаружено, была длительная переписка, обращения в Управление Росреестра, он направил ответ, что содержаться актуальные сведения на основании техпаспорта 2005 года на часть здания, рекомендовали обратиться к кадастровому инженеру, который разработает новый технический план с учетом изменений. Кадастровым инженером был подготовлен кадастровый план, и направлен в Управление Росреестра, был приложен технический паспорт 2007 года, был приложен новый план помещения, был указан кадастровый квартал, в котором находятся данные помещения и площадь в соответствии с правоустанавливающими документами и свидетельством о государственной регистрации права. Истцу было отказано во внесении изменений, после поступило сообщение, что вопрос о приведении в соответствие будет рассматриваться на комиссии, после пришло уведомление Управление Росреестра, что помещение действительно было поставлено ошибочно как здание, эти помещения поставлены на кадастровый учет как новые помещения 04 декабря 2019 года, но была изменена площадь, кадастровый квартал, кадастровая стоимость. Истец обратилась в Управление Росреестра для исправления площади в соответствие с правоустанавливающими документами, было отказано, потому что ссылка шла на технический паспорт 2008 года, по поводу кадастрового квартала ответа не поступило, в связи с этим и обратились с требованием, чтобы уменьшить бремя налогообложения, заплатить налоги, если бы здание вовремя было приведено в соответствие, налоги были бы погашены и никаких вопросов не возникало.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области ФИО6, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях, полагала, что истцом не соблюден досудебный порядок, не представлены доказательства заявленных исковых требований, истец не представил необходимые документы, подготовленные кадастровым инженером, хотя ему неоднократно указывалось на необходимость проведения кадастровых работ.
Ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице представителя ФИО7, требования не признала и пояснила, что реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав на основании документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Кроме того, реестровая ошибка исправляется на момент ее обнаружения, а не на прошлые периоды. Сведения о координатах спорного здания в установленной форме в орган кадастрового учета не предоставлялись. Просил отказать в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 – Долгий А.Н., в судебном заседании оставил вопрос на усмотрение суда.
Заинтересованные лица, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости – здание с кадастровым номером №, площадью 1124,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, наименование – часть здания торгового центра состоящая из цокольного этажа № 7, 1-го этажа № 9а, 46, терраса – площадью 6,6 кв.м, 2-го этажа №14, 20, 3-го этажа № 24-33, 4-го этажа № 34-43, мансарды № 44,45, назначение - нежилое здание, инвентарный номер - 7184, имеет статус кадастровых сведений «архивный», дата снятия с кадастрового учета 20 февраля 2020 года.
Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) (далее - Закон № 221-ФЗ) ранее учтенными объектами недвижимости являются: объекты недвижимости, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до 01 марта 2008 г.; объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу части 3 статьи 45 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Учитывая изложенное, в соответствии со статьей 45 Закона № 221-ФЗ 20.02.2014 сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № были внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке внутриведомственного взаимодействия из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с видом объекта недвижимости - «здание», площадью 1124,8 кв.м.
В ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости - здании с кадастровым номером № площадью 2527,0 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, наименование - торговый центр, назначение - нежилое здание, инвентарный номер - 7184,0, сведения о государственной регистрации прав отсутствуют.
В соответствии со статьей 43 Закон № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) до 01 января 2013 года государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (далее - ОТИ) в порядке, установленном на день вступления в силу Закона № 221-ФЗ (01 марта 2008 года) нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.
Объекты недвижимости, учтенные ОТИ до 01 января 2013 года, были внесены в государственный реестр недвижимости как ранее учтенные объекты недвижимости на основании технических паспортов, переданных ОТИ.
Технические паспорта были переданы ОТИ в распоряжение филиала в рамках исполнения работ по государственному контракту № 156Д от 08 ноября 2011 года «Об обеспечении условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, строений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (II этап)».
Учитывая изложенное, сведения об объекте недвижимости – здании с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с копией технического паспорта от 11 ноября 2008 года инв. № 7184, переданного в филиал из ОТИ.
В ЕГРН также содержатся сведения о следующих объектах недвижимости:
- здании, наименование - часть здания торгового центра с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, инвентарный номер №, условный номер №, площадь - 497,2 кв.м;
- помещении, наименование - встроенное нежилое помещение первого этажа № 11а с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, пом. 11а, инвентарный номер №, условный номер №, площадь - 23,9 кв.м;
- помещении, наименование - встроенные нежилые помещения l-гo этажа № 8, 10, 2-го этажа № 15-19, № 21-23 с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, инвентарный номер отсутствует, условный номер №, площадь - 510,1 кв.м;
- помещении, наименование – встроенные нежилые помещения 1-го этажа № 9, 11, 12, 13, терраса – площадью 17,7 кв.м.) с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, инвентарный номер отсутствует, условный номер №, площадь – 443,9 кв.м.
Сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, № были внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке внутриведомственного взаимодействия из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов инвентаризационного дела на здание № 7184 следует, что по заявкам ФИО8 было выполнено несколько выписок на нежилые помещения, в частности 03 октября 2007 года на часть здания площадью 107,5 кв.м, на часть здания площадью 85,7 кв.м. Как пояснил в судебном заседании представитель ФИО1 это было сделано в связи с тем, что ФИО8 был намерен передать данные помещения в аренду.
Впоследствии указанные сведения были переданы в Управление Росреестра по Ленинградской области, и на основании чего данные помещения были поставлены на кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимого имущества.
С заявлениями об аннулировании данных сведений административный истец в Выборгское ЮТИ не обращался.
В рамках рассмотрения обращения ФИО8 22 ноября 2019 года на совещании рабочей группы для организации и проведения повышения качества сопоставимости данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости Управления Росреестра по Ленинградской области и филиала (далее – совещание рабочей группы) проведен анализ сведений ЕГРН в отношении объекта недвижимости – здания с кадастровым номером № было принято решение о верификации сведений в срок до 02 декабря 2019 года в части вида объекта недвижимости с «нежилое здание» на «нежилое помещение», в части номеров на поэтажном плане с «цокольного этажа № 7, 1-го этажа № 9а, 46, терраса – площадью 6,6 кв.м, 2-го этажа № 14, 20, 3-го этажа № 24-33, 4-го этажа № 34-43, мансарды № 44,45» на «цокольного этажа №7, 1-го этажа № 9а, 46, терраса - площадью 7,7 кв.м, 2-го этажа № 14, 20, 3-го этажа № 24-33, 47-85,4-го этажа № 34-43, 86-115, мансарды № 44,45,116», площадь с 1124,8 кв.м на 1101,7 кв.м, в соответствии с техническим паспортом от 11 ноября 2008 года, имеющемся в реестровом деле.
Верификация данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости проводится в целях организации работ по повышению качества (целостности, взаимоувязанности) данных в информационных ресурсах (базах данных) единой федеральной информационной системы недвижимости, исключения утраты сведений в процессе нормализации содержания информационных ресурсов, проверки данных на полноту и соответствие нормативным правовым актам и направлена на повышение достоверности информации, содержащейся в ЕГРН, а именно, выявление, анализ и исправление ошибок в сведениях об объектах недвижимости.
Филиалом и Управлением Росреестра по Ленинградской области проведены работы по верификации сведений ЕГРН:
- в ЕГРН внесены сведения об объекте недвижимости - помещении площадью 1101,7 кв.м, расположенном по адресу: <адрес> номера на поэтажном плане: цокольный этаж № 7, 1-го этажа № 9а, 46, терраса - площадью 7,7 кв.м, 2-го этажа № 14, 20, 3-го этажа № 24-33, 47-85,4-го этажа № 34-43, 86-115, мансарды № 44, 45, 116 с присвоением кадастрового номера №;
- в ЕГРН внесены сведения о расположении помещения, площадью 1101,7 кв.м, в здании с кадастровым номером №.
В рамках рассмотрения обращения ФИО8 04 февраля 2020 на совещании рабочей группы проведен анализ сведений ЕГРН в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № было принято решение о верификации сведений ЕГРН в части внесения сведений о помещениях, расположенных в здании с кадастровым номером №.
Филиалом и Управлением Росреестра по Ленинградской области проведены работы по верификации сведений ЕГРН:
- в ЕГРН внесены сведения о помещениях, расположенных в здании с кадастровым номером №, установлена связь между объектами;
- в ЕГРН приведены в соответствия сведения об объекте недвижимости - помещении площадью 1101,7 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, номера на поэтажном плане: цокольного этажа № 7, 1-го этажа № 9а, 46, терраса - площадью 6,6 кв.м, 2-го этажа № 14, 20, 3-го этажа № 24-33, 4-го этажа №34-43, мансарды №44,45;
- в ЕГРН внесены сведения об объекте недвижимости - помещении площадью 497,2 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, с присвоением кадастрового номера №;
- объектам недвижимости с кадастровыми номерами № и № присвоен статус «архивный».
Порядок исправления реестровой ошибки установлен ч. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ. Частью 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ прямо закреплено, что реестровая ошибка - это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся: в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая., вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы; в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом № 218-ФЗ (ч. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ).
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Реестровая ошибка исправляется на момент ее обнаружения, а не на предыдущие периоды.
Необходимо отметить, что внесение в государственный кадастр сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и постановка на государственный кадастровый учет это различные кадастровые процедуры.
Учитывая изложенное, требование административного истца о признании реестровой ошибки на дату постановки на кадастровый учет объекта недвижимости противоречит действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН.
Сведения об объекте недвижимости помещении с кадастровым номером № площадью 1101,7 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, номера на поэтажном плане: цокольный этаж № 7, 1-го этажа № 9а, 46, терраса - площадью 7,7 кв.м, 2-го этажа № 14, 20, 3-го этажа № 24-33, 47-85,4-го этажа № 34-43, 86-115, мансарды № 44,45,116 внесены в ЕГРН на основании технического паспорта от 11 ноября 2008 года инв. № 7184, переданного в филиал из ОТИ.
Учитывая, что сведения ЕГРН об объекте недвижимости помещении с кадастровым номером № соответствует, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых они вносились, сведения ЕГРН об указанном объекте недвижимости не содержат технических ошибок.
При этом, если административный истец считает, что в ЕГРН содержатся ошибки в части указания площади вышеуказанного объекта недвижимости, он может обратиться в орган регистрации прав с заявлением об учете изменений объекта недвижимости, представив необходимые в соответствии с действующим законодательством документы, в том числе технически план.
Административный истец не обращался в регистрирующий орган с представлением необходимого для исправления реестровой ошибки пакета документов.
Деление территорий по кадастровым кварталам осуществлялось в различные периоды на основании следующих нормативно-правовых актов:
- в период с 27 сентября 2000 года по 29 июня 2011 года на основании постановления Правительства РФ от 06 сентября 2000 года № 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» (далее - Постановление № 660);
- в период с 30 июня 2011 года по 31 декабря 2016 года на основании приказа Минэкономразвития РФ от 04 апреля 2011 года № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» (далее - Порядок № 144);
- с 01 января 2017 года по настоящее время на основании приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 года № 877 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ» (далее - Порядок № 877).
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
На момент осуществления кадастрового учета спорных объектов недвижимости, присвоение кадастровых номером органом кадастрового учета осуществлялось в соответствии с Порядком № 144.
В соответствии с пунктом 7 Порядка № 144, кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Порядком № 144, не изменяется.
В силу п. 8 Порядка № 877 кадастровые номера, присвоенные объектам недвижимости до вступления в силу Порядка № 877, сохраняются, если иное не предусмотрено данным Порядком.
В соответствии с пунктом 7 Порядка № 877 кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Порядком № 877, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления, а также в случаях, если кадастровый номер объекта недвижимости присвоен по правилам, установленным пунктом 4 Порядка № 877, или если кадастровый номер присвоен объекту недвижимости в кадастровом квартале, в котором такой объект недвижимости фактически не находится.
Таким образом, кадастровые номера, сохраняются и не подлежат изменению или исправлению, в том числе в случае, если кадастровый номер ошибочно присвоен в кадастровом квартале, не соответствующем фактическому местонахождению такого объекта недвижимости.
В ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек контура объекта недвижимости – здание с кадастровым номером №, в связи с чем, определить в каком квартале он (а соответственно и все расположенные в нем объекты недвижимости - помещения) фактически находится, не представляется возможным.
Вместе с тем, в случае обращения собственников объектов недвижимости, расположенных в здании с кадастровым номером № в орган регистрации прав с заявлением об учете изменений объекта недвижимости и необходимыми в соответствии с действующим законодательством документами, в том числе техническим планом, в ЕГРН будут внесены сведения о земельном участке, на котором расположено вышеуказанное здание и о кадастровом квартале, в котором оно фактически находится.
Объект недвижимости с кадастровым номером № был оценен филиалом в рамках полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (приказ Росреестра № П/210 от 12 мая 2015 года) в соответствии с «Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ № 514 от 24 сентября 2018 года (далее – Порядок).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № была установлена в соответствии с п. 2.8 (а) Порядка в размере 9942104,36 руб. (получена путем умножения значения общей площади 1101,7 кв.м, на удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости 9 024 руб. 33 коп./кв.м., утвержденный постановлением Правительства № 257 от 16 августа 2013 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области» (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области № 5 от 22 января 2014 года) (далее – постановление № 257) для помещений (нежилых), расположенных в кадастровом квартале №.
Дата определения кадастровой стоимости – 04 декабря 2019 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 04 декабря 2019 года. Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена в соответствии с постановлением № 257.
Учитывая, что помещение с кадастровым номером № поставлено на государственный кадастровый учет 04 декабря 2019 года, установить кадастровую стоимость данному объекту по состоянию на дату кадастровой оценки 10 сентября 2015 года не представляется возможным.
В случае если истец считает, что при проведении кадастровых работ допущена ошибка, в представленных документах, то в соответствии со ст. 61 Закона о регистрации, она квалифицируется как реестровая ошибка.
В соответствии со ст. 61 Закона о регистрации, предусмотрен порядок исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Согласно ч. 1 ст. 61 Закона о регистрации реестровая ошибка - воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 61 Закона о регистрации, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по.. решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, если у истца имеются основания полагать, что в документации, содержащейся в реестровом деле имеется реестровая ошибка, в том числе, если площадь объекта, внесенная в ЕГРН не соответствует фактической площади объекта, то такая ошибка может быть исправлена при обращении истца в регистрирующий орган с заявлением о кадастровом учете изменений, с приложением документов, подтверждающих изменение площади объекта, в том числе технического плана, подготовленного кадастровым инженером, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Административным истцом не представлено в материалы дела доказательств, что он обращался в регистрирующий орган с заявлением об исправлении реестровой ошибки с приложением необходимых документов. Кроме того, ходатайств о назначении по делу судебных экспертиз, позволяющих установить оспариваемые обстоятельства, суду также не заявлялось.
На основании изложенного суд считает исковые требование административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» о признании реестровой ошибки, исправлении технической ошибки в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости отказать.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2021 года.
Председательствующий подпись