ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4032/19 от 17.06.2019 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2019г. Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.В., при секретаре Кривошей Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Мосводоканал к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец в обоснование иска указал, что Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Т.Л. Топтыгина вынесла АО «Мосводоканал» предписание от ДД.ММ.ГГ (приложение 1) об обеспечении сброса сточных вод в <адрес> с соблюдением <...> решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГ.

Полагает, что предписание ТЛ. Топтыгиной является незаконным, поскольку решение о предоставлении водного объекта в пользование (п.п. <...>) от ДД.ММ.ГГ не устанавливает обязательные для исполнения нормативы сбросов загрязняющих веществ. Подобный подход основан на требованиях действующего законодательстве и подтвержден решением Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГ определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ

Указал, что пункт решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГ., на который в обоснование предписания сослалась Т.Л.Топтыгина, основан на п. <...> приложения 1 к типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГ.

Верховный Суд РФ в решении от ДД.ММ.ГГ по делу об оспаривании п. <...> приложения 1 к типовой форме разъяснил, что в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, законодательство в области охраны окружающей среды предусматривает разрешение на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, как самостоятельный акт, который удостоверяет возможность водопользователя осуществлять сбросы в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование не является документом устанавливающим нормативы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

Административный истец указал, что нормирование допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах осуществляется в разрешениях на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) - далее Разрешения, выдаваемых (на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») органами исполнительной власти осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, а не в решениях о предоставлении водных объектов в пользование (выдаваемых на основании Водного кодекса РФ).

Указал, что статья 22 Водного кодекса РФ, регулирующая содержание решения, а так же другие нормы водного законодательства не предусматривают установление в решении нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (порядок установления которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

На основании абз. 21, 24 ст. 1, п. 1 ст. 22, ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов являются нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной деятельности.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятии по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 3 и 4 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 7-ФЗ).

Указал, что установление нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов организациям водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 7-ФЗ предусмотрено в п. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 416-Ф «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно указанному пункту, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Таким образом, в силу абз. 21, 24 ст. 1, п. 1 ст. 22, ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ Ы7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22, 35 Водного кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 416-Ф «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» при сбросах должны соблюдаться допустимые концентрации сбросов загрязняющих веществ, установленные в Разрешениях, а не в Решениях.

Полагает, что Решения не являются документами, в которых устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе допустимые концентрации сбросов загрязняющих веществ.

Считает, что противоположная позиция противоречит п. 4 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которого допускаются сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (аналогичный подход следует из п. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ); приводит к возникновению двух взаимно несогласованных взаимоисключающих) нормативов допустимых концентраций сбросов веществ.

Указал, что АО «Водоканал» осуществляет сбросы загрязняющих веществ в пределах нормативов лимитов на сбросы, установленных в разрешении.

Предписание нарушает права и интересы АО «Мосводоканал», поскольку незаконно обязывает при осуществлении сбросов сточных вод обеспечить заведомо невыполнимые и не обязательные для исполнения требования по концентрациям сбросов сточных вод, не соответствующие установленным в Разрешении с лимитами на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты от ДД.ММ.ГГм.

Просил признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГ.

Представители административного истца и административного ответчика в суд не явились.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" контролирующие органы обязаны выдать предписание юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) об устранении нарушений, выявленных по результатам проведенной в его отношении проверки.

Решения и действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов при осуществлении федерального государственного экологического надзора могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предписание является актом реагирования должностных лиц Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу на выявленное в ходе проверки нарушение действующего законодательства. Управление Росприроднадзора обязано установить срок исполнения предписания, истечение которого позволяет ему провести проверку с целью установления, какие меры приняты соответствующим лицом в целях устранения допущенного нарушения.

При проведении административных процедур при исполнении государственной функции уполномоченные должностные лица Департамента Росприроднадзора по Цетральному федеральному округу определяют, в чем выражается нарушение (нарушения) нормы законов и иных нормативных правовых актов, обязательные требования которых были нарушены. К акту проверки прилагаются связанные с результатами проверки документы, в том числе, протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды; протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз; предписание об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Согласно части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов устанавливающих: полномочия органа, наделенного публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, порядок его принятия; основания для его принятия, а также соответствие содержания оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Судом установлено, что Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Т.Л. Топтыгина вынесла АО «Мосводоканал» предписание от ДД.ММ.ГГ об обеспечении сброса сточных вод в <адрес> с соблюдением п.п. <...> решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГ.

Срок исполнения предписания установлен до ДД.ММ.ГГг.

Данное предписание дано на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГ. /ВМ соблюдения природоохранных требований АО «Водоканал».

Доводы истца о том, что данное предписание от ДД.ММ.ГГг. нарушает интересы истца и не основано на требованиях закона, проверены судом и признаны необоснованными.

Оснований к удовлетворению иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск АО «Мосводоканал к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГг. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Люберецкий горсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.