ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4032/2016 от 28.12.2016 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-4032/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28декабря2016года г.Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ж.В. Афанасьевой,

при секретаре Е.С. Прохоровской,

с участием:

представителя административного истца старшего помощника прокурора М.А. Борисовой,

представителя административного ответчика Т.С. Мальцевой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства о концессионных соглашениях,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд с административным исковым заявлением, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях в деятельности администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.

Так, соответствующий перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, администрацией муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района не утвержден, на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интерне не размещен.

Вместе с тем в собственности муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района имеется ряд объектов, в отношении которых такие соглашения могут быть заключены: автомобильные дороги или участки автомобильных дорог; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения; централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений; объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.

Просят суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района, выразившееся в не утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также не размещении его на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» по адресу:http://lenina056.ru/.

Обязать администрацию муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района устранить нарушения Федерального закона Российской федерации от 2.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» путем утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также его размещения на официальном сайте администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района.

В судебном заседании представитель административного истца Борисова М.А. поддержала требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика – ФИО2, действующая на основании доверенности требования прокурора Оренбургского района не признала, указав, что соответствующие сведения не были размещены в сети интернет, поскольку в 2016 году не планировалось заключение концессионных соглашения, и они не были заключены администрацией, а в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» органы местного самоуправления каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов лишь тех, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и разместить его на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный нормативно – правовой акт не содержит обязанности по обязательному ежегодному планированию заключения муниципальным образованием концессионных соглашений. Поскольку Администрация муниципального образования не планировала заключение концессионных соглашений в 2016 году, обязанности размещать соответствующий перечень у ответчика не имелось. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает обязанности муниципального образования по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о том, что муниципальное образование не планирует заключение концессионных соглашений в текущем году. Просила отказать в удовлетворении требований прокурора Оренбургского района.

Суд, выслушав лиц представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Согласно положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются:

автомобильные дороги или участки автомобильных дорог

объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии

системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем,

объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из содержания данной нормы права и в целом Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» следует, что органы местного самоуправления при наличии имущества, которое может являться объектом концессионного соглашения обязаны планировать заключение концессионных соглашений и каждый год до 1 февраля текущего календарного года утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а после его утверждения указанный перечень подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что в нарушении требований законодательства о концессионных соглашениях на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» - http://lenina056.ru/ не размещен соответствующий перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Однако, как следует из реестра муниципальной собственности администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, представленного истцу в ходе проверки, а также выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, в собственности муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района имеется ряд объектов, в отношении которых такие соглашения могут быть заключены: автомобильные дороги или участки автомобильных дорог; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения; объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений; объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.

При этом доказательств, подтверждающих, что в отношении указанного имущества заключены договоры аренды либо концессионные соглашения, либо оно на основании иных гражданско - правовых договоров выбыло из фактического владения административного ответчика, не представлено.

Таким образом, подлежат отклонению доводы представителя ответчика о том, что соответствующие сведения не были размещены в сети интернет, поскольку в 2016 году не планировалось заключение концессионных соглашений и они не были заключены администрацией, а указанный нормативно – правовой акт не содержит обязанности по обязательному ежегодному планированию заключения муниципальным образованием концессионных соглашений, как основанные на неверном толковании норма материального права.

Суд также не принимает доводы представителя ответчика о том, что на часть недвижимого имущества, а именно внутрипоселковые дороги на февраль 2016 года не было зарегистрировано право собственности муниципального образования, следовательно, администрация не могла заключать в отношении указанного имущества концессионные соглашения, поскольку в соответствии с решением Совета депутатов МО Ленинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ у административного ответчика возникло право муниципальной собственности на внутрипоселковые дороги протяженностью 18160 кв.м., и отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования в данном случае не влияет на правомочия муниципального образования по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом.

Поскольку судом установлено нарушения администрацией муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района законодательства о концессионных соглашениях, требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства о концессионных соглашениях, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, выразившееся в не утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также не размещении его на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» по адресу: http://lenina056.ru/.

Обязать администрацию муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушения Федерального закона Российской федерации от 2.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» путем утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также его размещения на официальном сайте администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ж.В. Афанасьева

В окончательной форме решение изготовлено 30.12.2016 года.