РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
07.09.2017 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 к департаменту по взаимодействию с правоохранительными органами и общественными объединениями администрации г.Сочи о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к департаменту по взаимодействию с правоохранительными органами и общественными объединениями администрации г.Сочи, в котором просит признать незаконными действия по отказу ФИО1 в проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с 15-00 часов до 17-00 часов на площадке у цветочной клумбы в районе ЦУМа (<адрес>) Центрального внутригородского района г.Сочи, ДД.ММ.ГГГГ с 16-00 часов по 18-00 часов на площадке у отделения "Почта России" (в районе <адрес>) Центрального внутригородского района г.Сочи, ДД.ММ.ГГГГ с 18-00 часов по 20-00 часов на площадке у кинотеатра "Юбилейный" (<адрес>) Центрального внутригородского района г.Сочи.
В обоснование требований указывает, что он, руководствуясь ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомил администрацию г.Сочи о том, что он ДД.ММ.ГГГГ с 15-00 часов до 17-00 часов, с 16-00 часов, до 18-00 часов, и с 18-00 часов до 20-00 часов публичных мероприятий в форме пикетирования на площадке у кинотеатра "Юбилейный" (<адрес>), на площадке у отделения "Почта России" (в районе <адрес>) и на площадке у цветочной клумбы в районе ЦУМа (<адрес>) Центрального внутригородского района г.Сочи, с предполагаемым количеством участников до 20 человек.
Целью указанного публичного мероприятия он заявил информирование граждан о деятельности Сочинского городского отделения КПРФ в городе, а так же свободное выражение и формирование общественного мнения в поддержку Указа Президента РФ "О национальном плане противодействия коррупции 2016-2017 гг." от 01.04.2016 г. № 147, против коррупции сочинских чиновников, неудовлетворительной социальной политики в г.Сочи, высоких тарифов ЖКХ.
По указанному уведомлению администрацией г.Сочи был дан ответ, в котором орган муниципальной власти указал, что он, как организатор публичных мероприятий не может выполнять обязанности, предусмотренные ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичных мероприятий единолично, будучи уполномоченным организатором публичных мероприятий, при проведении указанных публичных мероприятий в трех разных местах на территории муниципального образования город Сочи и что мне одному не представляется возможным исполнять организаторски-распорядительные функции при проведении всех этих мероприятий.
При этом ему было предложено привести уведомления о проведении указанных публичных мероприятий в соответствие с требованиями законодательства РФ, регулирующего порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Считает, что отказ администрации г.Сочи в согласовании с ним мест проведения публичных мероприятий является необоснованным и незаконным, так как противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права как гражданина.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий, регулируются главой 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта РФ проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно ст.31 Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.02.2013 г. № 4-П, данное право, гарантированное Конституцией РФ, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
При отказе ему в проведении каждого конкретного публичного мероприятия ФИО3 не указала на специальные нормы права, ограничивающие его как гражданина в проведении публичных мероприятий. В свою очередь ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", не содержит запрета на проведение публичных мероприятий, а лишь регламентирует обязанности организатора публичного мероприятия при проведении этого мероприятия.
Административным ответчиком представлен отзыв на иск, согласно которого считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
В обоснование возражений указывает, что в соответствии со ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Так, в администрацию г.Сочи ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступили уведомления о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования 13.08.2017 г.
Согласно уведомлениям проведение публичных мероприятий планировались в трех разных местах (площадь у кинотеатра "Юбилейный", площадка у отделения "Почта России", площадка в районе ЦУМа) с 15:00 до 17:00, с 16:00 до 18:00, с 18:00 до 20:00 часов.
При этом в уведомлениях в качестве организатора мероприятий указано одно лицо - ФИО1
Статьей 5 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ предусмотрены обязанности организатора публичного мероприятия.
Так, к обязанностям организатора относятся обеспечение соблюдения условий проведения публичного мероприятия, обеспечение в пределах своей компетенции общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия и т.д.
Таким образом, организатор публичного мероприятия выполняет распорядительные функции.
С учетом времени и мест, указанных в уведомлениях, одно и то же лицо не может являться организатором трех публичных мероприятий.
При таких обстоятельствах данные публичные мероприятия были бы проведены с грубым нарушением действующего законодательства, в частности с нарушениями Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Кроме того, ответы администрации г.Сочи на указанные уведомления нельзя расценивать как отказы в проведении публичных мероприятий.
Данными письмами рекомендовано привести в соответствие с действующим законодательством уведомления о проведении пикетирований.
В данном случае права свободы и законные интересы административного истца не нарушены, письмом администрации г.Сочи от 08.08.2017 лишь было предложено административному истцу привести в соответствие с действующим законодательством уведомления о проведения публичных мероприятий.
Данное письмо фактически не является отказом ФИО1 в согласовании проведения пикетов.
В судебном заседании стороны ссылались на обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено ч.2 ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих требований, так и возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно Положения о департаменте по взаимодействию с правоохранительными органами и общественными объединениями администрации г.Сочи, утв. Постановлением администрации г.Сочи от 08.10.2015 № 51-ок, (п.1.1) Департамент по взаимодействию с правоохранительными органами и общественными объединениями администрации г.Сочи (далее - Департамент) является функциональным органом администрации г.Сочи; (п.1.2) основными целями деятельности Департамента являются взаимодействие администрации г.Сочи с правоохранительными органами, территориальными органами общественного самоуправления и иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории г.Сочи, обеспечение деятельности постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка при Главе г.Сочи и Антитеррористической комиссии в г.Сочи, содействие сохранению межнационального мира и межконфессионального согласия, обеспечению прав и свобод граждан, объединению всех общественно-политических сил и различных социальных групп и слоев населения для поддержания стабильной социально-политической обстановки в г.Сочи; (п.5.1). Руководство Департаментом осуществляет директор Департамента. Директор Департамента назначается на должность и освобождается от должности Главой г.Сочи.
Порядок реализации конституционного права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно п.1 ч.4 ст.5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.7 настоящего Федерального закона
Как следует из пояснений административного истца и материалов дела, ФИО1 обратился в администрацию г.Сочи и уведомил о том, что он 13.08.2017 г. с 15-00 часов до 17-00 часов, с 16-00 часов до 18-00 часов, и с 18-00 часов до 20-00 часов собирается провести публичные мероприятия в форме пикетирования на площадке у кинотеатра "Юбилейный" (<адрес>), на площадке у отделения "Почта России" (в районе <адрес>) и на площадке у цветочной клумбы в районе ЦУМа (<адрес>) Центрального внутригородского района г.Сочи, с предполагаемым количеством участников до 20 человек.
Целью указанных публичного мероприятий - информирование граждан о деятельности Сочинского городского отделения КПРФ в городе, а так же свободное выражение и формирование общественного мнения в поддержку Указа Президента РФ "О национальном плане противодействия коррупции 2016-2017 гг." от 01.04.2016 г. № 147, против коррупции сочинских чиновников, неудовлетворительной социальной политики в г.Сочи, высоких тарифов ЖКХ.
По указанным уведомлениям администрацией г.Сочи был дан ответ, в котором орган муниципальной власти указал, что ФИО1, как организатор публичных мероприятий не может выполнять обязанности, предусмотренные ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичных мероприятий единолично, будучи уполномоченным организатором публичных мероприятий, при проведении указанных публичных мероприятий в трех разных местах на территории муниципального образования город Сочи и что мне одному не представляется возможным исполнять организаторски-распорядительные функции при проведении всех этих мероприятий.
При этом ему было предложено привести уведомления о проведении указанных публичных мероприятий в соответствие с требованиями законодательства РФ, регулирующего порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством РФ.
Необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, что прямо закреплено в ряде других норм Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", его статьях 5 ч.4 п.4, п.5, п.7.1, ст.6 ч.3 п.2, ст.12 ч.1 п.5, ст.13 ч.1 п.3, ст.14 ч.1, ч.3 п.2, ст.18 ч.1, ч.3.
При этом названные требования законодательства к обеспечению общественного порядка и безопасности адресованы как к органам государственной власти, так и к организаторам и участникам публичного мероприятия.
В случае невозможности выполнения этих требований закона орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан в соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Время пикетирования заявлено в один день в разных местах с пересечением временных интервалов, либо их недостаточности для передвижения, что препятствует соблюдению, указанных в подпунктах ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ обязанностей организатором публичного мероприятия.
Таким образом, суд, с учетом всех приведенных выше доводов и обстоятельств по делу, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к департаменту по взаимодействию с правоохранительными органами и общественными объединениями администрации г.Сочи о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 08.09.2017 г.
Председательствующий