ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4036/2021 от 19.10.2021 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2021

УИД: 51RS0001-01-2021-006473-93

№ 2а-4036/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2021г. г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Дородновой А.Е.,

с участием:

административного истца ФИО6,

представителя административного ответчика ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО6 об оспаривании действий должностных лиц Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управления Октябрьского административного округа города Мурманска, выразившихся не рассмотрении обращений по существу,

установил:

ФИО6 обратился в суд с административным иском об оспаривании действий должностных лиц Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управления Октябрьского административного округа города Мурманска, выразившихся не рассмотрении обращений от 13.06.2021, 25.06.2021, 26.06.2021, 19.07.2021 по существу.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что в период с 4 апреля 2021г. по 20 июля 2021г. истец обращался в адрес ответчика с многочисленными письменными заявлениями: о незамедлительном составлении в отношении ФИО1 протокола о совершении ею административным правонарушений, предусмотренных <данные изъяты> КоАП РФ, последующего привлечения ее к административной ответственности и постановкой на соответствующий учет, как лица, систематически и умышленно совершающего противоправные действия в отношении общих несовершеннолетних детей; о смене статуса ФИО1 при рассмотрении 20 апреля 2021г. дела об административном правонарушении со статуса «свидетель» на статус «правонарушитель», о предоставлении в адрес истца письменных ответов на все без исключения вопросы поставленные в обращениях в адрес ответчика, а также предоставления прочих разъяснений. Несмотря на то, что предметом обращений истца являлись исключительно защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних детей истца, нарушенных в результате противоправных и противозаконных действий (бездействий) ФИО1 Комитета по образованию администрации г.Мурманска в лице уполномоченных представителей органа опеки и педагогическо-руководящегося состава СОШ <данные изъяты>, а также незаконных действий представителей и руководства ОП-1 УМВД России по г.Мурманску, председателем комиссии ПДН и ЗП Октябрьского округа г.Мурманска в лице ФИО8, его заместителя ФИО2. до настоящего времени не совершены необходимые в сложившейся ситуации действия по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей, а также не представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменные ответы по следующим пунктам ранее поданных истцом обращений пункты 1,2,4,5,6,11,12,13,14,17 обращения от 13.06.2021, пункты 1,4,5 обращения от 25.06.2021, все без исключения пункты обращения от 26.06.2021, все пункты за исключением пунктов 16 и 1.2.3 обращения от 19.07.2021. С учетом изложенного, просит суд признать незаконными действия должностных лиц Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управления Октябрьского административного округа города Мурманска, выразившихся не рассмотрении обращений от 13.06.2021, 25.06.2021, 26.06.2021, 19.07.2021 по существу.

Административный истец ФИО6 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, приведенным в иске.

Представитель административного ответчика- администрации города Мурманска ФИО7 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что все обращения ФИО6 были рассмотрены по существу в установленный законом срок, уполномоченным должностным лицом, в строгом соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ, в связи с чем просила в иске отказать.

Административный ответчик – начальник управления Октябрьского административного округа, председатель КДН и ЗП управления Октябрьского административного округа г.Мурманска ФИО8 в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения таких обращений граждан регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ), частью 2 статьи 1 которого предусмотрено, что установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В силу пунктов 1,3,4 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Ответ на обращение направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (ч.4 ст. 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ).

Из материалов дела следует и не оспорено сторонами, что 18 июня 2021г. в КДН и ЗП управления Октябрьского административного округа г.Мурманска поступило обращение ФИО6 от 13 июня 2021г., в котором заявитель выражая несогласие с вынесенным в отношении него Комиссией постановлением от 20.04.2021 о привлечении к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ, просил: сообщить причины позднего направления копии протокола и информационного письма (пункт 1), сообщить причины, послужившие основанием для отказа в привлечении ФИО1 к административной ответственности по заявленным фактам и обстоятельствам (пункт 2), сообщить поименно занимаемые в органах государственной власти должности членов комиссии заседавших 20.04.2021 (пункт 3), сообщить поименно членов комиссии, которые на начало заседания комиссии 20.04.2021 не были в полной мере ознакомлены с ранее направленными заявлениями и приложениями к ним от 04.04..2021 и от 19.04.2021 с четким и однозначным указанием причин такого не ознакомления (пункт 4), сообщить о причинах бездействия председателя, членов комиссии, представителя прокуратуры по заявленному факту совершения ФИО1 при ее обращении за статусом малоимущей и материальной помощи в <данные изъяты> в июле 2019 года (пункт 5), сообщить ФИО члена комиссии фактически председательствующую на заседаниях от 06.04.2021 и 20.04.2021 рядом с ФИО2 (пункт 6), сообщить имелась ли по состоянию на 20.04.2021 техническая возможность ведения -аудио и/или видеопротоколирования хода заседания комиссии (пункт 7), направления копии текстового протокола заседания комиссии от 20.04.2021 (пункт 8), предоставить копию протокола голосования членов комиссии (пункт 9), предоставить копию и/или текст заключения помощника прокурора, участвовавшего на заседании комиссии от 20.04.2021 (пункт 10), указать причины бездействия представителя прокуратуры по установленному факту бездействия руководства СОШ <данные изъяты> по не уведомлению заявителя о достоверно предвидимой и предстоящей не аттестации несовершеннолетнего ФИО4 (пункт 11), представить копии действующих в период с 06.04.2021 по 20.04.2021 включительно регламентов о порядке рассмотрения КДН дел об административных правонарушениях и о порядке проведения заседаний комиссии (пункт 12), а также требовал: назначить повторное заседание комиссии по данному административному делу в кратчайшие сроки (пункт 13), повторно в безотлагательно-оперативном порядке совершить все действия по составлению в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном <данные изъяты> КоАП РФ (пункт 14), направить ответ на обращение в кратчайшие срок на электронную почту (пункт 150. Организовать личный прием заявителя и свидетеля ФИО3 (пункт 16), в ответе на обращения дать четкие, развернутые и аргументированные пояснения по каждому пункту обращения (пункт 17).

28 июня 2021г. в КДН и ЗП управления Октябрьского административного округа г.Мурманска поступило обращение ФИО6 от 25 июня 2021г., в котором заявитель в дополнение к обращению от 13 июня 2021г. просил пояснить причины и законные основания в отказе в принятии, приобщении и рассмотрения к материалам дела об административном правонарушении ходатайств заявителя от 06.04.2021 и 20.04.2021 (пункт 1), исправление описки в инициалах ФИО3 (пункт 2), направить в копию пояснений от 10 марта 2021г. (пункт 3), сообщить о наличии замечаний у членов комиссии заседавших 20.04.2021г. относительно документов, поступивших в адрес комиссии в рамках рассмотренного дела об административном правонарушении (пункт 4), сообщить причины и законные основания необоснованного и немотивированного отказа со стороны членов комиссии в части истребования материалов проверки по заявлениям ФИО1 из Отдела опеки и попечительства города <данные изъяты>, ОУР <данные изъяты>, ОДН ОП <данные изъяты> (пункт 5), ответ просил направить на электронную почту (пункт 6).

28 июня 2021г. в КДН и ЗП управления Октябрьского административного округа г.Мурманска поступило обращение ФИО6 от 26 июня 2021г., в котором заявитель в дополнение к обращению от 13 июня 2021г. просил сообщить какие функции возлагаются и какие обязанности вменяются (возлагаются) на каждого отдельно взятого члена комиссии, участвующего в рассмотрении дела об административном правонарушении (пункты 1 и 2), просил пояснить какие действия безоговорочно обязан совершить каждый без исключения член комиссии в случае обнаружения и/или выявления факта(ов) и/или признаков незаконности (противоправности) в процессе подготовки и/или в процессе рассмотрения дела о предполагаемом административном правонарушении (пункт 3), какие особые и/или исключительные от остальных членов комиссии функции и обязанности возлагаются на представителя органов прокуратуры и члена комиссии ОДН и ЗПН (пункты 4 и 5), сообщить законные основания и причины бездействия всех без исключения членов комиссии, включая помощника прокурора, относительно выявленного и оставленного без должного внимания факта сознательного (умышленного) не уведомления заявителя со стороны руководства СОШ <данные изъяты> о не аттестации несовершеннолетнего ФИО4 а также назначить и провести служебную проверку в отношении всех членов комиссии (пункт 6).

По результатам рассмотрения обращений ФИО6 от 13.06.2021, 25.06.2021, 26.06.2021, КДН и ЗП управления Октябрьского административного округа г.Мурманска в адрес заявителя направила ответ от 15.07.2021 № К-143/26, в котором, учитывая, что ФИО6 в обращениях выражал несогласие с привлечением его к административной ответственности, заявителю разъяснен срок и порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с нормами КоАП РФ, сообщено об отсутствии у Комиссии возможности вести – аудио и видеопротоколирования хода заседания Комиссии, приведена ссылка на размещенное в открытом доступе в сети Интернет Положение о КДН и ЗП в городе Мурманске, утвержденное решением Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2006 № 25-317, постановление администрации города Мурманска от 09.02.2015 № 327 «О составе КДН и ЗП в городе Мурманске». В части вопроса о привлечении ФИО1 к административной ответственности по статье <данные изъяты> КоАП РФ сообщено, что по изложенным заявителем фактам ОП-1 УМВД России по г.Мурманску проведена проверка, по результатам которой в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в виду отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения. Факты ненадлежащего исполнения должностных обязанностей руководством, педагогическим составом МБОУ г.Мурманска СОШ <данные изъяты> на заседании Комиссии не подтвердились. Информация в части фактов, касающихся захламления бытовым мусором помещения, расположенного по адресу: <адрес>, направлена в уполномоченный орган – в <данные изъяты> для принятия мер реагирования. В качестве приложения в ответе указаны копия текстового протокола заседания Комиссии, копия объяснения ФИО6 от 10 марта 2021г.

Ответ от 15.07.2021 № К-143/26 с приложением к нему направлен в адрес ФИО6 посредством электронной почты в этот же день.

Из материалов дела также следует, что 21 июля 2021г. в КДН и ЗП управления Октябрьского административного округа г.Мурманска поступило обращение ФИО6 от 19 июля 2021г., в котором заявитель, выражая несогласие с полученным ответом от 15 июля 2021г., просит сообщить о причинах позднего направления в его адрес копии протокола от 10.03.202, что лишило его возможности подготовиться к заседанию Комиссии 20.04.2021 (пункт 1), дать пояснение (ответ) по отсутствию должной реакции по выявленному факту нарушения инспектором ПДН ФИО5 требований ч.6 ст. 28.2 КоАП РФ (пункт 1.1.), просит направить четкий, аргументированный и мотивированный отказ в составлении соответствующего протокола в отношении ФИО1. о привлечении к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ (пункт 2), повторно просит сообщить поименно членов комиссии, которые на момент проведения заседания (20.04.2021) не были ознакомлены с заявлениями ФИО6 от 04.04.2021 и 19.04.2021 (пункт 4), повторно просит сообщить причины бездействия как со стороны председателя Комиссии, так и со стороны членов Комиссии, включая представителя прокуратуры, по факту совершения ФИО1 мошеннических действий (пункт 5), повторно сообщить ФИО члена комиссии фактически председательствующую за заседаниях и занимавшую на заседании от 06.04.2021 место по правую руку от ФИО2 на заседании от 20.04.2021 по левую руку от ФИО2 (пункт 6), повторно указать причины бездействия по достоверно установленному в ходе рассмотрения дела умышленному не уведомлению заявителя со сторону руководство СОШ <данные изъяты> о предвидимой и предстоящей не аттестации несовершеннолетнего ФИО4 (пункт 11), просит составить протокол об сообщить причину и законные основания игнорирования об осуществлении личного приема (пункт 16), повторно направить ответы на постановленные в пунктах 1,4,5 в обращении от 25.06.2021, пунктах 1-6 обращения от 26.06.2021 (пункт 1.2), сообщить о списочном составе Комиссии заседавшей 20.04.2021 отличающегося от списочного состава, указанного в постановлении администрации г.Мурманска от 09.02.2015 № 327 (пункт 1.2.2), приобщить к материалам дела об административном правонарушении все без исключения обращения заявителя (пункт 1.2.1), просит направить заверенные копии документов из материалов дела об административном правонарушении (пункт 1.2.3).

По результатам рассмотрения обращения ФИО6 от 19 июля 2021г. КДН и ЗП управления Октябрьского административного округа г.Мурманска в адрес заявителя направила ответ от 18.08.2021 № К-160/26, в котором указало причину направления копий материалов для ознакомления непосредственно перед заседанием Комиссии (пункт 1 обращения от 19.07.2021), повторно дан ответ относительно доводов, изложенных ранее в обращениях ФИО6 по вопросу привлечения ФИО1 к административной ответственности (пункт 2), повторно разъяснен порядок деятельности Комиссии (пункты 4, 6), сообщено о причинах приостановления личного приема граждан (пункт 16), а также сообщено, что требования, указанные в пунктах 1.1, 5, 11, 14 обращения в компетенцию Комиссии не входят. К письменному ответу приложены испрашиваемые заявителем документы (пункт 1.2.3).

Ответ от 18.08.2021 № К-160/26 с приложением к нему направлен в адрес ФИО6 посредством электронной почты в этот же день.

Указанные выше обстоятельства дела подтверждены материалами дела, доказательств обратному суду не представлено, а судом не добыто.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обращения ФИО6 зарегистрированы и рассмотрены уполномоченным должностным лицом в строгом соблюдении требований Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ. Ответы на обращения являются мотивированными, развернутыми.

Кроме того, согласно разъяснениям, приведенным в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом вышеприведенных правовых норм, с учетом пояснений сторон, данных в судебных заседаниях, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом действия должностных лиц Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управления Октябрьского административного округа города Мурманска являются законными, обоснованными, действиями административного ответчика права и законные интересы административного истца не нарушены.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО6 об оспаривании действий должностных лиц Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управления Октябрьского административного округа города Мурманска, выразившихся не рассмотрении обращений от 13.06.2021, 25.06.2021, 26.06.2021, 19.07.2021 по существу, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья И.С. Макарова