Дело № 2а-4038/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24.08.2018 года город Нижний Новгород
Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Ляпина А.М. (единолично, на основании требований ст.292 КАС РФ), рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации [Адрес] о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации [Адрес] о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство. Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 791 кв.м., расположенный по адресу: [Адрес] с кадастровым номером [Номер]. [ДД.ММ.ГГГГ] административному истцу был выдан градостроительный план земельного участка. В [ДД.ММ.ГГГГ] г. административный истец обратился с заявлением о разрешении на строительство. Письмом от [ДД.ММ.ГГГГ] в разрешении на строительство было отказано в связи с тем, что земельный участок административного истца расположен в зоне санитарного разрыва вдоль санитарных маршрутов взлета и посадки воздушных судов ОАО «М» - зона «Г», где строительство жилой и социальной застройки запрещено. Кроме того, административным ответчиком указано, что принадлежащий административному истцу земельный участок находится в зоне ограничения застройки от радиотехнической системы ближней навигации ФГУП «[ДД.ММ.ГГГГ]», ГУДП «[ДД.ММ.ГГГГ]», которая согласно п.3.17 СанПин 2.1.8/2.2.41190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» и согласно п.3.19СанПин 2.1.8/2.2.41383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов». Административный истец считает решение административного ответчика незаконным и необоснованным, так как указанные органом местного самоуправления СанПины в части нахождения принадлежащего административному истцу участка в зоне ограничения застройки не применимы при выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, и расположение радиотехнической системы ближней навигации ФГУП «[ДД.ММ.ГГГГ]», ГУДП «[ДД.ММ.ГГГГ]» не подтверждено документально. Административный истец обратился в ЦМТУ «[ДД.ММ.ГГГГ]» для согласования строительства. Письмом ЦМТУ «Росавиации» строительство жилого дома было согласовано. В соответствии с Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из уровней шума, рекомендованными к применению письмом Ромпотребнадзора, в зависимости от величины эквивалентного уровня звука и максимального уровня звука устанавливаются 4 зоны ограничения застройки (А, Б, В, Г), определяющие пригодность территории в окрестностях аэропорта к застройке из условий шума. Согласно указанным рекомендациям строительство жилых зданий, детских дошкольных учреждений разрешается с повышенной звукоизоляцией наружных ограждений, обеспечивающих снижение шума, если допустимые уровни шума не превышают 55 дБА. На основании указанного административный истец ФИО1 просит:
- признать незаконным и отменить решение администрации [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] исх. [Номер]а об отказе в выдаче разрешения на строительство;
- обязать администрацию [Адрес] выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 791 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, [Адрес], с кадастровым номером [Номер]
В судебное заседание все лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 37 КАС РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.2 ст.150 КАС РФ, если лица, участвующие в деле, не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
В судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения.
В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, дав оценку всем имеющимся доказательствам, считая их достаточными для рассмотрения дела по существу, и установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.ст. 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка по адресу: [Адрес][ ... ]
[ДД.ММ.ГГГГ] административным ответчиком отказано в выдаче разрешения на строительство на земельном участке административного истца по тем основаниям, что земельный участок расположен в зоне санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов ОАО «М» - зона «Г», где в соответствии с «Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий авиационного шума» строительство жилой и социальной застройки запрещается; в зоне ограничения застройки от радиотехнической системы ближней навигации ФГУП «Г», ГУДП «Ц», которая согласно п.3.17 СанПин 2.1.8/2.2.41190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» и согласно п.3.19 СанПин 2.1.8/2.2.41383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» не может использоваться в качестве селитебной территории и территории жилой застройки [ ... ]
Из кадастрового паспорта земельного участка административного истца следует, что разрешенное использование его земельного участка – для индивидуального жилищного строительства [ ... ]
Письмом Центрального МТУ Росавиации от [ДД.ММ.ГГГГ]. дано заключение, что безопасность полётов с учётом построенного объекта обеспечивается, строительство объекта не влияет на работу систем посадки, средств радиолокации и радионавигации, строительство объекта согласовывается, но земельный участок административного истца находится в зоне «Г» санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов АО «М», в которой запрещено строительство жилых зданий. При этом в заключении прямо указано на то, что данное согласование не является разрешением на строительство и не учитывает вопросы возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц ([ ... ]
Из градостроительного плана земельного участка следует, что земельный участок входит зону санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов АО «М» - зона «Г» [ ... ]
Указанные сведения так же подтверждены копией генерального плана [ ... ]
Так же из копии генерального плана [ ... ] следует, что земельный участок административного истца расположен в зоне электромагнитных излучений аэропорта.
Из ответа ФГУП «Г» следует, что санитарно-защитная зона РСБН для населения за пределами технической территории не образуется, жилых строений в зоне ограничения нет с [ДД.ММ.ГГГГ] года [ ... ]
То есть компетентным органом установлено, что зоны ограничения застройки от радиотехнической системы ближней навигации ФГУП «Г», ГУДП «Ц», которая согласно п.3.17 СанПин 2.1.8/2.2.41190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» и согласно п.3.19 СанПин 2.1.8/2.2.41383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов», не имеется, в связи с чем не имеется правовых оснований утверждать, что земельный участок административного истца не может использоваться в качестве территории жилой застройки.
Вместе с тем, суд учитывает и следующее.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления…
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления… в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления…. отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В силу ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 1 Правил землепользования и застройки г. Н. Новгорода, градостроительный план земельного участка - документ, подготавливаемый в составе документации по планировке территории (или как отдельный документ - в установленных случаях), содержащий информацию о границах и разрешенном использовании земельного участка и используемый для установления на местности границ земельного участка, выделенного посредством планировки из состава государственных, муниципальных земель; о принятии решений о предоставлении физическим и юридическим лицам прав на земельный участок; об изъятии, в том числе путем выкупа; о резервировании земельного участка, его части для государственных или муниципальных нужд; о разработке проектной документации для строительства; о выдаче разрешения на строительство; о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Одним из основных принципов градостроительной деятельности в соответствии с п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома мотивирован тем, что согласно градостроительному плану, земельный участок административного истца, расположен в зоне санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов ПАО «[ДД.ММ.ГГГГ]» - зона «Г», где в соответствии с Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий авиационного шума запрещается строительство жилой и социальной застройки.
Так как, согласно градостроительному плану спорный земельный участок с кадастровым номером [Номер], действительно, расположен в границах санитарных разрывов вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» - зона «Г», а в соответствии с Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий авиационного шума, строительство жилой и социальной застройки запрещено, то суд отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Отказ в выдаче административному истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома в рассматриваемом случае, связан с установленными ограничениями, направленными на защиту жизни и здоровья граждан (аналогичная позиция выражена в определении [Адрес] областного суда по делу [Номер]).
Сведений о том, что к моменту рассмотрения дела судом градостроительный план указанного земельного участка оспорен или в него внесены изменения, - сторонами суду не представлено.
Рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий авиационного шума, строительство жилой и социальной застройки не носят рекомендательный, факультативный характер, поскольку в случае не соблюдения этих Рекомендаций права административного истца на благоприятную среду обитания будут нарушены.
В случае внесения изменений в градостроительный план указанного земельного участка в установленном законом порядке, административный истец имеет право вновь обратиться в уполномоченный орган за разрешением на строительство индивидуального жилого дома.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации [Адрес] о признании незаконным и отмене решения администрации [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] исх. [Номер]а об отказе в выдаче разрешения на строительство; обязании администрации [Адрес] выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 791 кв.м., расположенный по адресу: [Адрес] с кадастровым номером [Номер], - отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г. Н. Новгорода в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.М. Ляпин