ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-403/19 от 04.06.2019 Саянского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Город Саянск 4 июня 2019 года

Административное дело № 2а-403/2019

Саянский городской суд Иркутской области в составе судьи Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Туголуковой Т.Н., с участием представителя административного истца прокурора Саганова П.Н., представителя административного ответчика Зыковой Ю.А.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Саянска Иркутской области к Администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" о признании незаконным бездействия по принятию муниципального нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Саянска Иркутской области обратился в Саянский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" (далее по тексту - административный ответчик, администрация) о признании незаконным бездействия по принятию муниципального нормативного правового акта об утверждении порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и присуждении к обязанности ответчику утвердить порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20 декабря 2017 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований процессуальный административный истец указал следующее.

Прокуратурой города Саянска в ходе осуществления надзора за исполнением законов органами местного самоуправления были выявлены нарушения в деятельности администрации городского округа муниципального образования «город Саянск», выразившиеся в непринятии муниципального правового акта в установленный законом срок.

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования обязан был принять вышеуказанный нормативный правовой акт до 20 июня 2018 года.

В нарушение ч.2 ст.3 Федерального закона в указанный срок муниципальный правовой акт об утверждении порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах принят не был, в связи с чем, мэру городского округа муниципального образования «город Саянск» прокурором города было внесено представление об устранении нарушений закона от 29 августа 2018 года № 7-246-2018.

Согласно ответу на представление об устранении нарушений закона мэра городского округа муниципального образования «город Саянск» Боровского О.В. от 10 октября 2018 года <номер изъят>, полученного прокурором города 11 октября 2018 года, администрацией городского округа требования прокурора признаны законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, наличие обязанности у администрации городского округа муниципального образования «города Саянск» принять указанный нормативный правовой акт не оспаривается.

Отсутствие правового регулирования по вопросу определения порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку исключает возможность оказания на законных основаниях указанной дополнительной помощи за счет средств местного бюджета.

В судебном заседании процессуальный административный истец в полном объеме поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" Зыкова Ю.А., действуя в рамках предоставленных ей доверенностью полномочий, исковые требования прокурора не признала, пояснив, что в мае 2018 года требуемый проект НПА был разработан отделом жилищной политики, транспорта и связи Комитета по ЖКХ, транспорту и связи администрации муниципального образования «город Саянск» и в соответствии с п. 13 раздела 2.2 Инструкции по делопроизводству в администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» и ее отраслевых (функциональных) органах, утв. постановлением администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 01.02.2010 N 110-37-34-10 (ред. от 02.09.2010) (далее - Инструкция по делопроизводству), направлен на согласование в отраслевые (функциональные) органы, функциональные отделы администрации городского округа.

Кроме того, проект НПА в обязательном порядке проходит экспертизу на соответствие действующему законодательству и антикоррупционную экспертизу в отделе правовой работы администрации города в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации городского округа муниципального образования «город Саянск», утв. постановлением администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 22.10.2014 N 110-37-946-14 (ред. от 12.10.2015), а также направляется в прокуратуру города Саянска для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с распоряжением администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 09.06.2010 N 110-46-316-10 «Об организации направления муниципальных нормативных правовых актов и их проектов прокурору города Саянска для проведения антикоррупционной экспертизы».

В процессе согласования проекта НПА отраслевыми (функциональными) органами, функциональными отделами администрации городского округа, в частности, Управлением по финансам и налогам администрации муниципального образования «город Саянск», были представлены замечания (письмо от 12.07.2018 б/н), после чего проект НПА неоднократно дорабатывался исполнителем с учетом этих замечаний.

11.09.2018 в адрес администрации поступило представление прокуратуры города Саянска от 29.08.2018 <номер изъят> об устранении нарушений закона, выразившихся в не принятии в установленный законом срок НПА.

Администрацией 10.10.2018 года представление прокурора рассмотрено, дан ответ о том, что в ходе согласования проекта НПА структурными подразделениями администрации были выявлены замечания, требующие доработки, в связи с этим произошла задержка, и НПА не был принят в установленный законом срок. В настоящее время проект НПА доработан и размещен на официальном сайте администрации для прохождения независимой экспертизы, срок которой определен до 15.10.2018 года. По истечении указанного срока НПА будет принят и опубликован в соответствии с действующим законодательством.

26.10.2018 года проект НПА направлен в прокуратуру города Саянска для проведения антикоррупционной экспертизы.

31.10.2018 года было получено отрицательное заключение прокуратуры города Саянска на данный проект НПА, выявлен ряд замечаний, которые требовали устранения.

В настоящее время документ доработан, 17.05.2019 года вновь направлен в прокуратуру города Саянска для проведения экспертизы, а также размещен на официальном сайте администрации в сети Интернет.

На основании изложенного, представитель административного ответчика полагает, что со стороны администрации отсутствует бездействие, поскольку администрацией были предприняты исчерпывающие меры по разработке и принятию проекта НПА администрации об утверждении порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в связи с чем, в удовлетворении требований прокурора должно быть отказано. Нарушение сроков принятия НПА вызвано сложностью документа и кадровыми перестановками в отделе, которому поручена разработка проекта НПА.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то есть Конституцией Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правовая основа местного самоуправления, правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно п. 9.3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20 декабря 2017 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, принятие которых предусмотрено п. 9.3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации должны быть приняты не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона последний вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон опубликован 20 декабря 2017 года на официальном интернет-
портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Начало действия документа - 20.12.2017.

Утверждение порядка и перечня оказания за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по своей правовой природе не относится к вопросам исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следовательно, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования обязан был принять вышеуказанный нормативный правовой акт, в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 399-ФЗ, до 20 июня 2018 года.

В нарушение ч.2 ст.3 Федерального закона в указанный срок муниципальный правовой акт об утверждении порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в установленный законом срок не принят.

29.08.2018 прокурором города Саянска Иркутской области мэру городского округа муниципального образования «город Саянск» было внесено представление об устранении нарушений закона с требованием о принятии правого акта об утверждении порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Из ответа на представление об устранении нарушений закона мэра городского округа муниципального образования «город Саянск» Боровского О.В. от 10.10.2018 <номер изъят> следует, что администрацией городского округа требования прокурора признаны законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, наличие обязанности у администрации городского округа муниципального образования «города Саянск» принять указанный нормативный правовой акт не оспаривалось.

Согласно пункту 1 указанного ответа на представление проект постановления доработан и размещен на официальном сайте администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» для прохождения независимой экспертизы, срок окончания независимой экспертизы установлен 15 октября 2018 года, по истечении указанного срока муниципальный правовой акт должен был быть принят и опубликован в соответствии с действующим законодательством.

Однако, до настоящего времени муниципальный нормативный правовой акт об утверждении порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрацией городского округа муниципального образования не принят, требования ч.2 ст.3 Федерального закона не выполнены.

Период бездействия администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» по принятию указанного нормативного правового акта составляет более 11 месяцев.

Отсутствие правового регулирования по вопросу определения порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку исключает возможность оказания на законных основаниях указанной дополнительной помощи за счет средств местного бюджета.

В связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя административного ответчика о наличии кадровых перестановок в Администрации муниципального образования и длительности согласования проекта документа не могут быть приняты в качестве обстоятельств, исключающих удовлетворение требований прокурора.

Кроме того, суду не представлены доказательства, подтверждающие доводы представителя ответчика.

Принимая во внимание, что бездействие административного ответчика является длящимся, срок на подачу административного иска прокурором не пропущен. Направление прокурором представления об устранении нарушений жилищного законодательства с необходимостью сообщения о результатах рассмотрения в прокуратуру города, не свидетельствует о пропуске прокурором срока обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в интересах неопределенного круга лиц бездействия Администрации в связи с неисполнением требований Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 218-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Саянска Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов граждан к администрации городского округа муниципального образования "город Саянск", полностью удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» по принятию муниципального нормативного правового акта об утверждении порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Присудить к исполнению обязанности администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» утвердить порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20 декабря 2017 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Саянский городской суд.

Судья: Е.Н. Гущина

[" - ,Г,