Административное дело № 2а-403/2024
УИД 30RS0005-01-2024-000326-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 февраля 2024г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе судьи Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипенко Ю.С., с участием представителя административного истца помощника Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Донской Д.А., представителя административного ответчика Предвечной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Ватутина, д. 18А, административное дело № 2а-403/2024 по административному исковому заявлению заместителя Ахтубинского городского прокурора Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение Город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» о признании бездействия незаконным, об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
заместитель Ахтубинского городского прокурора Астраханской области (далее-прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» (далее - администрации муниципального образования «Город Ахтубинск») о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по актуализации системы водоснабжения и водоотведения, об обязании административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести актуализацию системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Ахтубинск».
В обоснование своих требований указав, что в ходе проведенной Ахтубинской городской прокуратурой Астраханской области проверки соблюдения администрацией муниципального образования «Город Ахтубинск» законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения в деятельности администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», установлено, что схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Ахтубинск» утверждена постановлением администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» от 03 февраля 2017г. № 117.
В нарушение требований федерального законодательства администрацией меры к корректировке ранее разработанной схемы водоснабжения муниципального образования «Город Ахтубинск» не принимались.
03 октября 2023г. главе администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» внесено представления, по результатам рассмотрения которого актуализация схемы водоснабжения и водоотведения не осуществлена.
Таким образом, администрацией муниципального образования «Город Ахтубинск» не реализуются полномочия в соответствии с законодательством о водоснабжении в целях обеспечения для абонентов доступности холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, обеспечения холодного водоснабжения и водоотведения, рационального водопользования, а также развития централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Представитель административного истца заместителя Ахтубинского городского прокурора – помощник Ахтубинского городского прокурора Донской Д.А., в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила признать незаконным бездействия выразившееся в непринятии мер по актуализации системы водоснабжения и водоотведения, обязать административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести актуализацию системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Ахтубинск».
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» Предвечная Е.С. в судебном заседании административные исковые требования о признании бездействия незаконным, выразившегося в непринятии мер по актуализации системы водоснабжения и водоотведения признала, при этом указала, что администрацией муниципального образования «Город Ахтубинск» актуализация схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Ахтубинск» не была осуществлена ввиду отсутствия лимитов в бюджете на 2023г., необходимых для заключения муниципального контракта на данный вид работ, актуализация системы водоснабжения и водоотведения запланирована на 2024г.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что утверждение схем водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 07 декабря 2011г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (часть 4 статьи 38 Закона № 416-ФЗ).
В части 5 статьи 38 Федерального закона от 07 декабря 2011г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" указано, что схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать: основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), а также Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее - Требования) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2013г.№ 782.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил, схемы водоснабжения и водоотведения - это совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
При этом пунктом 3 Правил определено, что целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
Схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов загрязняющих веществ, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно пункту 8 Правил, актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется при наличии одного из следующих условий:
а) ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
б) изменение условий водоснабжения (гидрогеологических характеристик потенциальных источников водоснабжения), связанных с изменением природных условий и климата;
в) проведение технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в период действия схем водоснабжения и водоотведения;
г) реализация мероприятий, предусмотренных планами снижения сбросов загрязняющих веществ, программами повышения экологической эффективности, планами мероприятий по охране окружающей среды;
д) реализация мероприятий, предусмотренных планами по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями;
е) изменение объема поставки горячей воды, холодной воды, водоотведения по централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в связи с реализацией мероприятий по прекращению функционирования открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на закрытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения));
ж) необходимость внесения в схему водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений, муниципальных округов или городских округов либо исключения таких сведений из схемы водоснабжения и водоотведения.
Пункт 9 Правил устанавливает, что актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем.
Согласно пункту 4 Правил актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно статьи 8 Устава муниципального образования «Город Ахтубинск», принятого решением Совета МО «Город Ахтубинск» от 17 февраля 2021г. № 75/19 к вопросам местного значения города Ахтубинска относится организация в границах Города Ахтубинска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Ахтубинска обладают полномочиями, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011г. № 416 "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 6 части 1 статьи 10 Устава)
Судом установлено, что Ахтубинской городской прокуратурой Астраханской области в целях соблюдения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения проведена проверка деятельности администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», в ходе которой установлено, что схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Ахтубинск» утверждена постановлением администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» от 3 февраля 2017г. № 117.
3 октября 2023г. Ахтубинский городской прокурор Астраханской области направил главе администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» представление за № 69/2023 об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, требуя актуализировать схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Ахтубинск».
1 ноября 2023г. за исх. № 10049/8 главой администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» в адрес Ахтубинского городского прокурора Астраханской области было направлено сообщение о том, что представление рассмотрено, актуализация схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Ахтубинск» запланирована на 2024г.
До настоящего времени выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, наличие выявленных недостатков в неосуществлении актуализации схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Ахтубинск» не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанность по утверждению и актуализации схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Ахтубинск», возложена на орган местного самоуправления, то есть на администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск».
С учетом положения статьи 227 Кодекса административного судопроизводства о содержании решения, суд, признавая незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» обязан вынести решение о возложении обязанности устранить данные нарушения.
Принимая во внимание тот факт, что на момент вынесения настоящего решения, указанные в административном иске нарушения не устранены, требования прокурора, заявлены в интересах неопределенного круга лиц, в обеспечении доступности холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, рационального водопользовании, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований истца о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», выразившегося в непринятии мер по актуализации системы водоснабжения и водоотведения, об обязании административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести актуализацию системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Ахтубинск».
Согласно статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя Ахтубинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение Город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» о признании бездействия незаконным, об обязании совершить действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области», выразившееся в непринятии мер по актуализации схемы системы водоснабжения и водоотведения.
Обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» (ИНН 301040178 ОГРН 1053002019840) актуализировать схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Мотивированное решение суда изготовлено 22 февраля 2024г.
Судья И.В. Лябах