ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4040/2021 от 15.07.2021 Люберецкого городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ года Люберецкий городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Махмудовой Е.Н.,

с участием представителя административного истца Полякова М.И., представителя административного ответчика Зверева И.А.,

при секретаре Лобановой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <адрес>, кабинет ,

административное дело по административному иску АНО ДПО «АМЦ» к Центральному МТУ Росавиации, начальнику Центрального МТУ Росавиации Пастухову В.В. о признании незаконным решений и действий, обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Автономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального образования «Авиационный экспертно-методический центр» (АНО ДПО «АМЦ») обратилась в суд с административным иском, впоследствии уточненным, в котором просила:

признать незаконными действия начальника Центрального МТУ Росавиации Пастухова В.В., выразившиеся в вынесении решения от 04.02.2021г. об отказе в утверждении программы подготовки «Подготовка пилотов на класс воздушного судна – самолет с одним двигателем, сухопутный и на класс воздушного судна – с одним двигателем, гидросамолет, Тип ВС-Lake 250»;

признать незаконными действия Центрального МТУ Росавиации в части неисполнения требований п. 14 П. Минтранса России от ДД.ММ.ГГ N 399 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации";

возложить на Центральное МТУ Росавиации обязанность утвердить программу подготовки «Подготовка пилотов на класс воздушного судна – самолет с одним двигателем, сухопутный и на класс воздушного судна – с одним двигателем, гидросамолет, Тип ВС-Lake 250».

Исковые требования мотивированы тем, что административный истец направил в Центральное МТУ Росавиации для утверждения программу дополнительного профессионального образования «Подготовка пилотов на класс воздушного судна – самолет с одним двигателем, сухопутный и на класс воздушного судна – с одним двигателем, гидросамолет, Тип ВС-Lake 250». Административным ответчиком были даны замечания. В установленный срок доработанная программа была направлена административным истцом. В ходе рассмотрения настоящего административного дела стало известно, что письмом начальника Центрального МТУ Росавиации Пастухова В.В. от ДД.ММ.ГГ заявителю было отказано в ее утверждении, поскольку АНО ДПО «АЭМЦ» не относится к лицам, указанным в пункте 3 ФАП-399, поскольку не имеет утвержденного сертификата АУЦ (авиационного учебного центра).

Данное решение административный истец полагает незаконным, поскольку решением Люберецкого городского суда по делу установлено, что АНО ДПО «АЭМЦ» является субъектом, имеющим право разрабатывать и подавать на утверждение соответствующие программы подготовки в соответствии с ФАП-399. Кроме того, административный ответчик мог отказать на данном основании при первичном обращении административного истца с заявлением об утверждении программы подготовки, однако этого не было сделано. Таким образом, Центральное МТУ Росавиации нарушило требования пп. 14, 16 ФАП-399, поскольку отказать в утверждении программы подготовки оно вправе в случае неустранения выявленных недостатков в установленный срок.

Представитель административного истца АНО ДПО «АЭМЦ» Поляков М.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнил, что организация не имеет возможности получить сертификат АУЦ до того, как у нее не будет двух утвержденных программ подготовки специалистов авиационного персонала. Таким образом, организация лишена возможности как утвердить программы подготовки, так и получить сертификат АУЦ.

Представитель административного ответчика Центрального МТУ Росавиации Зверев И.А. возражал против удовлетворения исковых требования по доводам письменных возражений, суть которых заключается в следующем.

Заявитель не относится к эксплуатанту авиации общего назначения, а также не является лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки. В связи с чем, обращение заявителя по утверждению разработанной программы подготовки не соответствует требованиям закона.

Для приобретения названного права, заявителю необходимо было подать соответствующее заявление и документы, предусмотренные ФАП-289, на что и было указано в оспариваемом письме Центрального МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГ № исх-. В соответствии с п.5 ФАП-289, при отсутствии сертификата АУЦ административный истец не имеет права на осуществление обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала авиационных учебных центров (АУЦ).

Кроме того, в письме от 04.02.2021г. указано о наличии замечания в повторно представленной программе подготовки. Вследствие чего оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Административный ответчик – начальник Центрального МТУ Росавиации Пастухов В.В. в судебное заседание не явился, извещался о слушании дела.

Изучив материалы административного дела, выслушав доводы представителей сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно П. Минтранса России от ДД.ММ.ГГ «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения» Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта <адрес>ов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МТУ Росавиации) является территориальным органом Росавиации.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 08.12.2020г. от представителя АНО ДПО «АЭМЦ» Полякова М.М. получено заявление от 04.12.2020г. об утверждении программы подготовки «Подготовка пилотов на класс воздушного судна – самолет с одним двигателем, сухопутный и на класс воздушного судна – с одним двигателем, гидросамолет, Тип ВС-Lake 250».

28.12.2020г. представителем АНО ДПО «АЭМЦ» Полякова М.М. получен лист замечаний при рассмотрении программы подготовки.

01.02.2021г. от заявителя поступила административному ответчику доработанная программа.

Письмом начальника Центрального МТУ Росавиации Пастухова В.В. от 04.02.2021г. на основании п.16 ФАП-399 отказано в утверждении программы подготовки, поскольку АНО ДПО «АЭМЦ» не относится к лицам, указанным в пункте 3 ФАП-399. Также было указано на наличие замечаний при повторном рассмотрении программы.

Пунктом 4 ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

П. Министерства России от ДД.ММ.ГГ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (далее ФАП-399) утверждены указанные Правила.

Правила, утвержденные ФАП-399, устанавливают требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, настоящие правила не регулируют правоотношения, связанные с разработкой и утверждением образовательных программ.

Программа подготовки утверждается Федеральным агентством воздушного транспорта или территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта по выбору разработчика программы подготовки (п. 7).

Лицо, разработавшее программу подготовки, направляет в уполномоченный орган заявление об утверждении программы подготовки. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются заявителем в уполномоченный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также могут быть поданы заявителем в электронной форме (п. 8).

Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с даты регистрации заявления проверяет его соответствие требованиям пункта 8 настоящих правил и прилагаемую к заявлению программу подготовки требованиям пунктов 4 или 6 настоящих правил в части ее оформления. В случае если в результате рассмотрения заявления и программы подготовки выявлены несоответствия требованиям, содержащимся в пункте 8 настоящих правил, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней после истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, информирует заявителя любым способом, указанным в заявлении, о выявленных несоответствиях. (п. 10).

Заявитель в срок не более 20 рабочих дней со дня получения информации о выявленных уполномоченным органом несоответствиях имеет право устранить их и направить доработанную программу подготовки в уполномоченный орган (п. 13).

Уполномоченный орган рассматривает доработанную программу подготовки в срок не более 10 рабочих дней со дня ее поступления и в случае устранения несоответствий, указанных в пункте 12 настоящих правил, утверждает программу подготовки (п. 14).

Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня утверждения программы подготовки информирует заявителя любым способом, указанным в заявлении, и выдает заявителю или его законному представителю утвержденную программу подготовки (п. 15).

В случае если заявитель не устранил в установленный в пункте 13 настоящих правил срок несоответствия, указанные в пункте 12 настоящих правил, уполномоченный орган принимает решение об отказе в утверждении программы подготовки и в течение трех рабочих дней после срока, указанного в пункте 13 настоящих правил, информирует об этом заявителя способом, указанным в заявлении, с указанием причин отказа и выявленных несоответствий настоящим правилам (п. 16).

Отказывая в утверждении доработанной программы подготовки АНО «ДПО «АЭМЦ», письмом начальника Центрального МТУ Росавиации Пастухова В.В. от 04.02.2021г. указано на то, что заявитель не относится к лицам, указанным в пункте 3 ФАП-399.

Пунктом 3 ФАП-399 предусмотрено, что программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота).

Согласно п. 3 ВК РФ, юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Пунктом 2 ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

П. Минтранса России от ДД.ММ.ГГ N 289 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил" (далее ФАП-289).

Пунктом 5 ФАП-289 установлен запрет на осуществления обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с ФАП-289 сертификата АУЦ.

Данный запрет согласуется с требованиями п. 3 ст. 8 ВК РФ, устанавливающим, что образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил.

ФАП-289 устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - авиационный учебный центр (АУЦ)), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (далее - сертификат АУЦ).

ФАП-289 установлен следующий порядок получения сертификата АУЦ.

Организация, намеревающаяся получить сертификат АУЦ или внести изменения в ранее полученный сертификат АУЦ и/или Приложение к нему (далее - заявитель), должна направить в центральный аппарат или территориальный орган, на территории деятельности которого ведется обучение или планируется проведение обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - орган по выдаче сертификатов), заявление о предоставлении сертификата АУЦ, внесении изменений в сертификат АУЦ, в приложение к сертификату АУЦ (п.9).

Заявителем, осуществляющим или намеревающимся осуществлять деятельность на территории Российской Федерации, должны быть приложены к заявлению о предоставлении сертификата АУЦ, в том числе, перечень программ подготовки, которые заявитель просит включить в приложение к сертификату АУЦ (п. 11).

Исходя из вышеизложенных положений, процедура утверждения программы подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации предшествует процедуре получения организацией сертификата АУЦ. Пунктом 6 ФАП-289 установлено, что неотъемлемой частью сертификата АУЦ является приложение к сертификату АУЦ. Как указано в типовой форме сертификата АУЦ, содержащегося в приложении к ФАП-289, в приложении к сертификату АУЦ должны быть указаны: наименование программ подготовки, разрешенных к реализации, дата утверждения программы, наименование органа, утвердившего программу.

Таким образом, указанное административным ответчиком требование к административному истцу, обращающимся с целью утверждения программы подготовки специалистов – наличие утвержденного сертификата АУЦ, не соответствует закону, фактическим обстоятельствам дела и является неисполнимым.

Следует отметить, что исходя из толкования нормы пункта 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ, обязательное наличие выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил (в рассматриваемом случае наличие у них сертификата АУЦ) касается образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Доказательств того, что административный истец в настоящее время осуществляет образовательную деятельность суду не представлено. Вместе с тем из пояснений представителя административного истца следует, что АНО ДПО «АМЦ» намерено в последующем обратиться в уполномоченный орган за получением сертификата АУЦ с целью дальнейшего осуществления образовательной деятельности, в связи с чем первоначально необходимо утвердить программу подготовки специалистов.

Вместе с тем суд отклоняет доводы истца о том, что решением Люберецкого городского суда от 22.10.2020г. по делу а-6827/2020 установлено, что АНО ДПО «АЭМЦ» является субъектом, имеющим право разрабатывать и подавать на утверждение соответствующие программы подготовки в соответствии с ФАП-399, поскольку данный вывод не содержится в указанном судебном акте. В ходе рассмотрения административного дела а-6827/2020 суд пришел к выводу? что исковые требования АНО ДПО "АМЦ" о признании незаконными действий начальника Центрального МТУ Росавиации Пастухова В.В. в части отказа в принятии к рассмотрению заявления об утверждении программы подготовки пилота-конструктора и программы подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой «Самолет с одним двигателем, сухопутный» подлежат удовлетворению, поскольку при рассмотрении заявления административного истца от 04.03.2020г. административный ответчик допустил неправомерное бездействие, не выполнил положения П. Минтранса России от 02.10.2017г., чем нарушило право административного истца на рассмотрение его заявления в установленном порядке.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что при повторном рассмотрении программы подготовки в оспариваемом ответе Центрального МТУ Росавиации выявлены следующие замечания:

1. Стр.6, стр.10 Неверное указание дисциплины «Аварийно-спасательная подготовка и эксплуатация БАСО».

2. Стр.15 Указана тема теоретической подготовки «Воздушное право и безопасность полетов», а тематический план указан по дисциплине «Воздушное право и авиационная безопасность».

3. Стр.42 Указан П. М. обороны Российской Федерации , Министерства транспорта Российской Федерации , Российского авиационно-космического агентства от 31.03.2002г. «Об утверждении Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации», которые Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ отменены с ДД.ММ.ГГ. Указан несуществующий документ «Федеральные авиационные правила производства полетов Гражданской авиации».

Данные замечания ранее не были ранее выявлены административным ответчиком, что следует из листа замечаний к программе подготовке при первоначальном обращении административного истца.

Пункту 6 ФАП-399 содержит обязательные требования к содержанию программы подготовки.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения; основания для принятия оспариваемого решения, соответствие содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения.

Доказательств того, что неверное указание АНО ДПО «АМЦ» наименования дисциплины имеет существенное значение для процесса обучения и препятствует подготовке, тренировке и контролю знаний и навыков лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, то есть не способствует достижению целей, предусмотренных п. 6 ФАП-399, суду не представлено.

Пунктом 19 ФАП-399 предусмотрено, что в случае внесения изменений в воздушное законодательство Российской Федерации, касающихся требований к специалистам согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, подготовка которых предусмотрена программой подготовки, а также по решению лиц, указанных в пункте 3 настоящих правил, в нее вносятся изменения для обеспечения соответствия требованиям воздушного законодательства Российской Федерации. В случае внесения изменений в ранее утвержденную программу подготовки программа подготовки с внесенными изменениями подлежит утверждению в порядке, установленном настоящими правилами.

Таким образом, вышеизложенные недостатки могут быть устранены путем внесения в программу подготовки изменений по правилам, установленным ФАП-399.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания для вынесения решения от 04.02.2021г. об отказе в утверждении программы подготовки и не совершению действий, предусмотренных п. 14 ФАП-399 по утверждению представленной повторно административным истцом программы подготовки. В связи с чем исковые требования в данной части обоснованы и подлежат удовлетворению.

С целью восстановления нарушенного права административного истца суд считает возможным возложить на административного ответчика Центральное МТУ Росавиации обязанность предпринять действия по утверждению представленной повторно, 01.02.2021г., АНО ДПО «АМЦ» программы подготовки в соответствии с требованиями ФАП-399, поскольку как указано выше, предусмотренных нормативно-правовыми актами нарушений к содержанию данной программы, имеющих существенное значение, она не содержит. Доказательств обратного суду не представлено и не сообщено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.176-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования АНО ДПО «АМЦ» удовлетворить.

Признать незаконными действия начальника Центрального МТУ Росавиации Пастухова В.В., выразившиеся в вынесении решения от 04.02.2021г. об отказе в утверждении программы подготовки и действий Центрального МТУ Росавиации в части неисполнения требований п. 14 П. Минтранса России от ДД.ММ.ГГ N 399 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации".

Возложить на Центральное МТУ Росавиации обязанность предпринять действия по утверждению представленной 01.02.2021г. АНО ДПО «АМЦ» программы подготовки «Подготовка пилотов на класс воздушного судна – самолет с одним двигателем, сухопутный и на класс воздушного судна – с одним двигателем, гидросамолет, Тип ВС-Lake 250» в соответствии с требованиями П. Минтранса России от ДД.ММ.ГГ N 399 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации".

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Н. Махмудова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.