ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4042/16 от 27.04.2016 Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-4042/16

[ДД.ММ.ГГГГ]

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автозаводский районный суд в составе председательствующего судьи Ляпине А.М., при секретаре Лысенковой К.Н., рассмотрев административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании действий администрации [Адрес] обязании совершения действий,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском. Требования мотивированы тем, что [ДД.ММ.ГГГГ] на принадлежащем ему объекте недвижимости, расположенном по адресу: [Адрес] он обнаружил уведомление административного ответчика о необходимости освободить земельный участок у [Адрес] от павильона, а так же выполнить благоустройство. Уведомление датировано [ДД.ММ.ГГГГ][ДД.ММ.ГГГГ] он обратился к административному ответчику с заявлением ввиду зарегистрированного права собственности на него. Ответа на указанное заявление не поступило. Объект, который административный истец обозначает в административном иске как «нежилое здание», принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи и передаточного акта. В связи с указанным административный истец просил:

- признать действия администрации [Адрес] по размещению уведомления от [ДД.ММ.ГГГГ] об освобождении земельного участка по адресу: [Адрес] незаконными;

- обязать администрацию [Адрес] не производить снос (своими силами или силами третьих лиц) нежилого здания, расположенного по адресу: [Адрес]

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.02.1967г.
N 35 "Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения" судебные заседания необходимо открывать в точно установленное время.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.

В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 37 КАС РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч.2 ст.150 КАС РФ если лица, участвующие в деле, не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Каких-либо уважительных причин неявки указанного лица в судебное заседание не представлено, суд об уважительности неявки в судебное заседание указанного лица не поставлен. Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации [Адрес] ФИО2 (действующей на основании доверенности) и представитель заинтересованного лица - администрации [Адрес] ФИО3 (действующей на основании доверенности), просили в удовлетворении административного иска отказать ввиду его необоснованности.

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55). Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли продажи от
[ДД.ММ.ГГГГ] и передаточного акта от указанной даты ФИО1 является собственником нежилого одноэтажного здания, литер А, инвентарный [Номер], общей площадью 60,00 кв.м., расположенного по адресу: [Адрес].

Этим же договором купли-продажи предусмотрено, что земельные отношения под зданием не оформлялись (п.1.3).

Из копии уведомления администрации [Адрес] следует, что следует освободить земельный участок по адресу [Адрес] от нестационарного торгового объекта павильона «[ ... ]».

Согласно ст.14 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об объекте недвижимости.

Действительно, из кадастрового паспорта на объект недвижимости следует, что на кадастровый учет было поставлено нежилое здание по адресу[Адрес].

Вместе с тем, наличие лишь одного кадастрового паспорта не является основанием для возникновения права собственности на земельный участок, занятый объектом недвижимости.

Каких-либо правовых актов, на основании которых у административного истца возникло вещное право на земельный участок, занятый объектом недвижимости, не имеется, со стороны административного истца не представлено, в материалах дела отсутствуют.

Напротив, из письма начальника [Адрес] отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от [ДД.ММ.ГГГГ] следует, что на объект недвижимого имущества – нежилое одноэтажное здание, расположенное по адресу: [Адрес]) право собственности не зарегистрировано.

Из исполнительного листа по делу № [Номер] Арбитражного суда [Адрес] следует, что на ФИО1 возложена обязанность освободить земельный участок от мини-магазина.

Постановлением администрации [Адрес] от 31.07.2012 N 3113 утвержден административный регламент администрации [Адрес] по исполнению муниципальной функции "Освобождение территории [Адрес] от самовольных нестационарных торговых объектов" (в ред. постановления от 18.03.2016 N 609) (далее в решении суда - Регламент).

Сведений о признании указанного Регламента незаконным или его отмене не имеется.

Постановления главы [Адрес], администрации [Адрес], главы администрации [Адрес], затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования (опубликования), иные постановления и распоряжения вступают в силу со дня их подписания, если федеральным законом, законом [Адрес] или самими постановлениями не определено иное.

Таким образом, вышеуказанный Регламент в редакции пост. [Номер] вступил в законную силу [ДД.ММ.ГГГГ] и именно положениями указанного регламента в ред. постановления от [ДД.ММ.ГГГГ] N [Номер] следует руководствоваться при проверке законности оспариваемых действий на день совершения их административным ответчиком.

Из п.1.5 Регламента следует, что самовольно установленный нестационарный торговый объект, нестационарный объект по оказанию услуг общественного питания и бытовых услуг - это объект движимого имущества, расположенный на земельном участке без предусмотренных законодательством соответствующих правовых оснований.

Пунктом 1.6 Регламента предусмотрено, что незаконно размещенный нестационарный торговый объект, нестационарный объект по оказанию услуг общественного питания и бытовых услуг - это движимое имущество, расположенное на земельном участке, право на размещение которого прекратилось.

Общее понятие нестационарного торгового объекта имеется в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который под нестационарным торговым объектом понимает торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В пункте 62 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, торговый павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов. В примечании к данному пункту указано, что павильон может иметь помещения для хранения товарного запаса.

В пункте 3.14 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли, утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст, к нестационарным торговым объектам отнесен торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооружение. В примечании к данному пункту указано, что к нестационарным торговым объектам относят павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. К нестационарным передвижным торговым объектам относят лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты.

Согласно п.6 ст.2 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Из приведенных выше правовых норм следует, что торговый объект, принадлежащий ФИО1, относятся к нестационарным торговым объектам и на него распространяются положения Регламента, так как он расположен на земельном участке без предусмотренных законодательством соответствующих правовых оснований.

В соответствии с п.3.1 Регламента исполнение муниципальной функции включает в себя выявление Самовольного объекта и действия, направленные на обеспечение добровольного демонтажа собственником Самовольного объекта.

Плановая процедура выявления проводится на основании графика проведения Плановых процедур выявления предполагаемых Самовольных объектов на календарный год, информации МКУ "УМС" о вновь обнаруженном предполагаемом Самовольном объекте либо в случае необеспечения собственником демонтажа и вывоза нестационарного торгового объекта с места его размещения при прекращении или досрочном расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Плановая процедура выявления) (п. 3.2.1.1 Регламента).

Плановые процедуры выявления организуются и проводятся Рабочими группами, созданными администрациями районов [Адрес] ( п. 3.2.2.1 Регламента).

Секретарь Рабочей группы района составляет Акт выявления предполагаемого Самовольного объекта на территории города по форме приложения N 2 к настоящему Регламенту, к которому прилагает схему размещения предполагаемого Самовольного объекта на картографической подоснове с привязкой к стационарным зданиям (сооружениям) (далее - Схема размещения) и фотографии, подтверждающие наличие предполагаемого Самовольного объекта (п. 3.2.2.9.1 Регламента).

Председатель Рабочей группы района обеспечивает размещение на предполагаемом Самовольном объекте уведомления с предложением о добровольном, в течение 10 дней со дня публикации сведений о выявленном объекте, демонтаже своими силами и за свой счет Самовольного объекта и выполнении благоустройства территории, на которой был установлен Самовольный объект, с предупреждением о принудительном демонтаже и перемещении объекта в случае если объект не будет демонтирован в добровольном порядке в указанный срок (п. 3.2.2.9.5 Регламента).

Из материалов дела усматривается следующее.

[ДД.ММ.ГГГГ] на основании графика проведения процедур выявления, рабочей группой проведен объезд территории района и был составлен акт выявления предполагаемого Самовольного нестационарного торгового объекта – павильона, по адресу: [Адрес].

Правоустанавливающих документов на размещение данного объекта представлено не было.

Таким образом, уведомление от [ДД.ММ.ГГГГ], размещенное на предполагаемом нестационарном торговом объекте является действием, осуществляемым Рабочей группой района в рамках проведения плановой административной процедуры направленной на выявление самовольного объекта при исполнении муниципальной функции "Освобождение территории [Адрес] от самовольных нестационарных торговых объектов" и не является решением администрации [Адрес]

Административная процедура по выявлению самовольного объекта и действия направленные на обеспечение добровольного демонтажа собственником самовольного объекта выполнены в рамках полномочий, предоставленных администрации [Адрес] Административным регламентом администрации [Адрес] по исполнению муниципальной функции "Освобождение территории [Адрес] от самовольных нестационарных торговых объектов", утвержденным постановлением администрации [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] N [Номер]. Нарушений порядка проведения указанной процедуры, которая бы нарушала права административного истца, не имеется.

Из указанного следует, что какие-либо права административного истца не нарушены, не оспорены его права, свободы и законные интересы, не созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, на него незаконно не возложены какие-либо обязанности, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175, 227 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании действий администрации [Адрес] по размещению уведомления от [ДД.ММ.ГГГГ] об освобождении земельного участка по адресу: [Адрес] незаконными и обязании администрации [Адрес] не производить снос (своими силами или силами третьих лиц) нежилого здания, расположенного по адресу[Адрес] отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд
г. Н.Новгорода в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.М. Ляпин