№2а-4042/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2020 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Шам С.Е., с участием старшего помощника прокурора Кулинич Н.Ю. при секретаре Ситковской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в суде административное исковое заявление ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии г. Шахты, участковой избирательной комиссии участка № 2518 о защите избирательных прав, признании бюллетеней недействительными, признании результатов голосования недействительными, отмене решения об итогах голосования и признании выборов несостоявшимися,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Шахтинский городской суд к Территориальной избирательной комиссии г. Шахты, участковой избирательной комиссии участка № 2518 о защите избирательных прав, признании бюллетеней недействительными, признании результатов голосования недействительными, отмене решения об итогах голосования и признании выборов несостоявшимися, ссылаясь на следующие обстоятельства: ФИО1, участвовал в выборах в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области по одномандатному избирательному округу №-10.
14.09.2020 года по предварительным данным Территориальной избирательной комиссии города Шахты, депутатом городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №-10 стал ФИО2 набрав 644 голоса.
Согласно пункту 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, которая является нормативным актом, обладающим наивысшей юридической силой, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме,
Согласно статьи 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных иди иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В силу статьи 239 КАС РФ, избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан.
С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Исчерпывающий перечень оснований, по которым суд вправе отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от 12.06.2002 года (далее ФЗ).
В силу пункта 1 и 2 статьи 77 Федерального закона М 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума:
12.09.2020 года выездная избирательная комиссия участка №-2518 приехала на улицу Кооперативную без утвержденного списка избирателей, голосующих вне помещения, а росписи избирателей и их паспортные данные за получение избирательных бюллетеней никуда не заносились.
Причиной таких действия членов избирательной комиссии может быть только попытка сфальсифицировать «лишние» бюллетени, так как других объяснений данному нарушению нет.
12.09.2020 года на данное нарушение была подана обоснованная жалоба.
12.09.2020 года председатель участковой избирательной комиссии дала ответ на данную жалобу, в котором объяснила произошедшее технической ошибкой.
Хочется заметить, что на остальных трех избирательных участках одномандатного избирательного округа №-10 таких технических ошибок не было.
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума:
12.09.2020 года членами участковой избирательной комиссии для проведения досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф - пакета на выборах городской Думы города Шахты было выдано 40 бюллетеней, хотя в реестре голосования вне помещения было включено 28 избирателей.
В соответствии с Определением № 48-Г06-22 от 20.12,2006 года Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ выдача бюллетеней лицам, не включенным в реестр, является основанием для признания бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках недействительными.
Причиной выдачи «лишних» бюллетеней может быть только попытка сфальсифицировать данные бюллетени и осуществить их вброс, так как других причин и объяснений этому не существует.
12.09.2020 года на данное нарушение была подана мотивированная жалоба 12.09.2020 года председатель участковой избирательной комиссии дала ответ на данную жалобу, в котором объяснила произошедшее технической ошибкой.
На других трех избирательных участках одномандатного избирательного округа №-10 таких технических ошибок не было.
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума:
12.09.2020 года председатель избирательной комиссии участка №-2518, в нарушение требований установленных статьями 27 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №б7-ФЗ от 12.06.2002 года ограничивала перемещения доверенного лица кандидата ФИО9 по помещению для голосования и его участию при подсчете голосов.
Причиной таких действия председателя избирательной комиссии может быть только попытка совершить вброс бюллетений или их фальсификацию, так как других объяснений данному нарушению нет.
12.09.2020 года на данное нарушение была подана обоснованная жалоба.
На других трех избирательных участках одномандатного избирательного округа №-10 таких нарушений не было.
д) других нарушении законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Во время выборов в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области по одномандатному избирательному округу №-10 были допущены следующие существенные нарушения избирательного законодательства:
Сейф-пакет с бюллетенями на избирательном участке № 2518 имел признаки вскрытия - отсутствовала липкая лента красного цвета, которая предназначена для герметичного закрытия сейф - пакета, а края пакета имели мятый вид, что свидетельствовало о его неоднократном вскрытии и допускало возможность извлечения бюллетеней с голосами за одного кандидата и подброски бюллетеней за другого.
Сейф-пакет хранился не в сейфе или специально оборудованном месте, а просто лежал на столе, за которым работали челны избирательной комиссии, что так же создавало возможность извлечения бюллетеней с голосами за одного кандидата и подброски бюллетеней за другого. -
Вышеприведенные действия членов участковой избирательной комиссии напрямую нарушают Постановление ЦИК России от 24.07.2020 N 260/1916-7 "О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года".
6.2. По истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного {стационарного) ящика для голосования помешаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения, На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а таю/се членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф - пакета составляется акт (приложение N 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф - пакетом.
Бюллетени не имеют голограмм, а представляют из себя обычную бумагу для принтера с нанесенным на нее текстом и могли быть легко скопированы или напечатаны на принтере, таким образом, что их будет не возможно отличить от настоящих.
Данные нарушения были зафиксированы на видеозапись и фото. Наличие данных нарушений может быть подтверждено свидетельскими показаниями наблюдателей на избирательном участке № 2518,
12.09.2020 года наблюдатель Анцифоров М.Л. написал жалобу на данные нарушения избирательного законодательства.
13.09.2020 года председатель участковой избирательной комиссии дала ответ на данную жалобу, в котором объяснила, что сейф-пакет действительно был не опечатан, но никакая работа с ним не производилась до 13.09.2020 года, при этом сейф-пакет хранился в сейфе УИК.
13.09.2020 года жалобу на вышеуказанные нарушения написал Истец.
13.09.2020 года председатель участковой избирательной комиссии дала ответ на данную жалобу, в котором объяснила, что сейф-пакет действительно был не опечатан, но никакая работа с ним не производилась до 13.09.2020 года, а сам сейф-пакет хранился в сейфе УИК.
При этом ответ председателя УИК никак не опровергает зафиксированные на фото и видео открытый сейф-пакет, лежащий на столе, а не в сейфе.
На других трех избирательных участках одномандатного избирательного округа №-10 таких нарушений не было.
Отсутствие вышеуказанных нарушений на других трех избирательных участках одномандатного избирательного округа №-10 привело к тому, что на этих трех участках победил Истец.
При этом, Истец набрал 610 голосов, а «победитель» 644 голоса.
Такая минимальная разница в количестве голосов делает многочисленные нарушения участковой избирательной комиссии на участке №-2518 еще существенней, так как не позволяют выявить действительную волю избирателей.
По мнению Конституционного Суда РФ при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов.
Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
В рассматриваемом случае из 4-х предусмотренных законом нарушений было опущено 4!!!
При этом, помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства о выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов (Постановление КС РФ от 15 января 2002 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова»).
По смыслу статей 46 - 52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов,
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории
В силу пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.11 г. № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить
действительную волю избирателей.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 4 части 2 статьи 220 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями должно содержать сведения о том, в чём заключаются оспариваемые
действия (бездействие).
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частями 9 и 10 настоящей статьи орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) обязаны доказать законность обжалуемого решения, а лицо, его оспаривающее, обязано доказать наступление неблагоприятных последствий в виде нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо незаконного возложения на него каких-либо обязанностей.
Таким образом, положения части 2 статьи 62 КАС РФ определяют, что обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных- государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, и не освобождают административного истца от обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для обращения в суд.
В порядке, предусмотренном главой 13-14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии со статьей 17 КАС РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникшие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
Истец просит суд признать бюллетени, подсчитанные участковой избирательной комиссией участка №-2518 на выборах в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №-10 недействительными. Признать результаты голосования на избирательном участке №-2518 на выборах в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №-10 недействительными. Отменить решение об итогах голосования участковой избирательной комиссией участка №-2518 на выборах в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №-10. Признать выборы на избирательном участке №-2518 на выборах в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №-10 несостоявшимися. Обязать административного ответчика Территориальную избирательную комиссию города Шахты не включать в список депутатов городской Думы города Шахты Ростовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №-10 ФИО2 и не выдавать ему удостоверение депутата до принятия решения по данному административному иску.
В ходе судебного заседания истец изменил требования и просил суд:
Признать бюллетени, подсчитанные участковой избирательной комиссией участка №-2518 на выборах в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №-10 недействительными.
Признать итоги голосования и результаты выборов на избирательном участке №-2518 на выборах в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №-10 недействительными.
Отменить решение об итогах голосования участковой избирательной комиссией участка №-2518 на выборах в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №-10.
Признать выборы на избирательном участке №-2518 на выборах в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №10 несостоявшимися.
Обязать административного ответчика Территориальную избирательную комиссию города Шахты не включать в список депутатов городской Думы города Шахты Ростовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №-10 ФИО2 и не выдавать ему удостоверение депутата до принятия решения по данному административному иску.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности и административный истец, в суд явились, просили удовлетворить требования согласно заявленным требованиях сослались на доводы изложенные в иске.
Административные ответчики в суд явились, суду представили письменные возражения, в удовлетворении требований просили отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с п.6 ст.67 Федерального закона № 67-ФЗ Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч.1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ полностью или в части, признает указанные решения, действия (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Результаты выборов на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом (пункт 1 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствие с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, участвовал в выборах в депутаты городской Думы города Шахты Ростовской области по одномандатному избирательному округу №10.
Постановлением от 14 сентября 2020 года №265-13 "О результатах выборов депутатов городской Думы города Шахты седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №10", на основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий №№ 2514, 2515, 2516, 2518 города Шахты об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 10, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных Территориальная избирательная комиссия города Шахты определила, что в голосовании приняло участие 1586 избирателей, что составляет 26,02 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования, при этом голоса избирателей распределились следующим образом: Белоконова Л. А. 38 голосов, Савченко В. В. 48 голосов, ФИО1 610 голосов, Шаповалов С. А. 174 голоса, Яровой В. Т. 644 голоса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частями 1, 3 статьи 62 Областного закона от 12.05.2016 № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области», на основании- протокола Территориальной избирательной комиссии города Шахты о результатах выборов депутатов городской Думы города Шахты седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
Территориальная избирательная комиссия города Шахты постановила:
1. Признать выборы депутатов городской Думы города Шахты седьмого
созыва по одномандатному избирательному округу № Ю 13сентября 2020
года состоявшимися и действительными.
2. Считать избранным депутатом городской Думы города Шахты
седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Ярового В. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
12.09.2020 года членами участковой избирательной комиссии для проведения досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф - пакета на выборах городской Думы города Шахты было выдано 40 бюллетеней, хотя в реестре голосования вне помещения было включено 28 избирателей.
12.09.2020 года на данное нарушение была подана жалоба.
12.09.2020 года председатель участковой избирательной комиссии дала ответ на данную жалобу, в котором объяснила произошедшее технической ошибкой.
12.09.2020 года выездная избирательная комиссия участка №-2518 приехала на улицу Кооперативную без утвержденного списка избирателей, голосующих вне помещения, а росписи избирателей и их паспортные данные за получение избирательных бюллетеней никуда не заносились.
12.09.2020 года на данное нарушение была подана жалоба.
12.09.2020 года председатель участковой избирательной комиссии дала ответ на данную жалобу, в котором объяснила произошедшее технической ошибкой.
Судом установлено, что12 сентября 2020 года выездная избирательная комиссия участка №-2518, после установления нарушения (отсутствие реестра) составила реестр голосования вне помещения, и осуществили выезд к избирателям.
Факты выезда 12 сентября 2020 года на голосование вне помещения подтверждаются оформленными выписками из реестра заявлений избирателей о голосовании вне помещения для голосования, содержащими ФИО и адрес жительства избирателей, причины голосования вне помещения, дату и время приема устного обращения, дату и время приема письменного заявления, ФИО и адрес места жительства лица, передавшего заявление или устное обращение, номер телефона, отметку о подтверждении избирателем обращения - письменным заявлением.
Выписка из реестра заявлений (обращений) избирателей о голосовании вне помещения для голосования 12 сентября 2020 года содержала 28 избирателей. Согласно ведомости передачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения с помощью переносного ящика №1 для голосования членами УИК было получено 40 бюллетеней, число бюллетеней, выданных избирателям - 5, число возвращенных членами УИК неиспользованных избирательных бюллетеней - 35. Согласно акта о проведении голосования вне помещения для голосования число выданных избирателям избирательных бюллетеней - 5. После направления переносного ящика для голосования для проведения голосования вне помещения по данной выписке и осуществления голосования пятью избирателями члены УИК с правом решающего голоса, проводившие голосование вне помещения вернулись в УИК. Выписка из реестра заявлений избирателей о голосовании вне помещения для голосования включала 14 человек, которые все проголосовали. Согласно ведомости передачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения с помощью переносного ящика №2 для голосования число избирательных бюллетеней, полученных членами УИК - 15, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям - 14, число возвращенных членами УИК неиспользованных избирательных бюллетеней - 1. Согласно акта о проведении голосования вне помещения число выданных избирателям избирательных бюллетеней -14.
Таким образом судом установлено, что выданное количество бюллетеней для голосования 12 сентября 2020 года вне помещения в нарушение п. 9 ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» превышало более чем на 5% число полученных к моменту выезда членов комиссии заявлений.
Судом установлено нарушение п. 9 ст. ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с тем, что выезд к избирателям для голосования вне помещения для голосования был осуществлен без реестра либо соответствующей выписки из реестра.
Однако суд указанные нарушения не расценивает, как не позволяющее определить действительную волю избирателей, поскольку эти нарушения свидетельствует лишь об ошибочном толковании действующего избирательного законодательства членом избирательной комиссии.
Согласно п.6.2. Постановления ЦИК России от 24.07.2020 №260/1916-7 «О порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 20202 года» «в отношении каждого сейф-пакета составляется акт», что и было выполнено УИК 2518.
Судом установлено, что или сам истец или его доверенные лица присутствовали при проведении опечатывания сейф - пакетов, замечаний ими высказано не было, акт об опечатывании ими подписан.
Согласно п.6.7 Постановления ЦИК России от 24.07.2020 №260/1916-7 вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка неповрежденности печати, исключающего возможность ее снятия без повреждения. УИК 2518 были составлены акты о вскрытии сейф-пакетов, с номерами №, №, №, №, которые помимо членов УИК с правом решающего голоса были подписаны наблюдателями, иными присутствующими лицами: Э.Н. Багировым Н.А. Оксютой.
Довод истца о том, что они расписывались а акте опечатывания сейф - пакетов не читая его, и расписывались за количество бюллетеней находящихся в нем, суд не принимает во внимание, так как это опровергается материалами дела, и личными подписями на акте, в котором указано что сейф пакет опломбирован и опечатан.
Материалами дела установлено, что лица, находившиеся при непосредственном подсчете голосов при обращении к членам избирательных комиссий о невозможности в полном объеме осуществления наблюдения за ходом голосования и подведения его итогов, разрешали данные вопросы сразу же непосредственно в ходе работы участковых избирательных комиссий. При сортировке бюллетеней отметки в них оглашались, члены УИК, участвующие в сортировке бюллетеней и иные лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, имели возможность видеть отметки в избирательных бюллетенях.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума установлены Федеральным законом от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Основания для отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования после определения результатов выборов определены п. 2 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ, когда а) кандидат, признанный избранным, израсходовал на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного Федеральным законом N 67-ФЗ; б) кандидат, признанный избранным, осуществлял подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, при проведении агитации вышел за рамки ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона N 67-ФЗ, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, использовал преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. В соответствии с п. 3 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом в случае нарушений избирательного законодательства избирательными комиссиями, таких, как нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.01.02 N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гр. Т.А.М." указал на то, что в качестве безусловной и единственной предпосылки к отмене судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов в избирательном округе требуется подтверждение невозможности достоверного определения результатов состоявшегося волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании. В Постановлении от 11.06.2002 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 64, п. 11 ст. 32, п. 8 и 9 ст. 35, п. 2 и 3 ст. 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда" Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. Поэтому суд, решая вопрос об отмене итогов голосования результатов выборов, в силу ст. ст. 3, 32 и 46 Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принимавших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. Таким образом, основанием к отмене решения об итогах голосования могут быть не всякие нарушения избирательного законодательства, а лишь те из них, которые не позволили выявить действительную волю избирателей.
Выпиской из протокола заседания ЦИК России от 02.09.2020 N 266-1-7 "О Разъяснениях некоторых вопросов обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года" предусмотрено:
В соответствии с разделом 6 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 260/1916-7 (далее - Порядок), по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный, имеющий индивидуальный номер, сейф-пакет, который опечатывается (запечатывается) с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения (возможность вскрытия сейф-пакета без видимых следов нарушения его целостности).
В случае организации в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1.2 Порядка досрочного голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), и досрочного голосования групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, помещение бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется по истечении времени голосования при применении соответствующей формы организации голосования.
При опечатывании (запечатывании) сейф-пакета могут использоваться печати (средства), имеющие свойства, гарантирующие невозможность их снятия без повреждения, в том числе может использоваться клейкая лента, которая является неотъемлемым элементом сейф-пакета.
Помещение бюллетеней из переносного (стационарного) ящика для голосования в сейф-пакет необходимо производить в помещении участковой комиссии (помещении для голосования) в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пунктах 1 и 1.2 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частях 1 и 1.2 статьи 32 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Если к моменту помещения бюллетеней из переносного (стационарного) ящика для голосования в сейф-пакет указанные лица отсутствуют, председатель или секретарь участковой комиссии посредством телефонной связи сообщает наблюдателям и членам участковой комиссии с правом совещательного голоса о предстоящем помещении бюллетеней в сейф-пакет. Отсутствие указанных лиц при условии их надлежащего уведомления не является препятствием для помещения бюллетеней из переносного (стационарного) ящика для голосования в сейф-пакет.
В соответствии с пунктом 6.2 Порядка на месте опечатывания (запечатывания) ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Подписи могут поставить члены участковой комиссии и наблюдатели, присутствовавшие при опечатывании сейф-пакета.
В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение N 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также незамедлительно получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Заверение выдаваемых копий осуществляется в соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Участковая комиссия ведет учет выданных копий актов.
С учетом наличия у наблюдателей, представителей средств массовой информации прав, закрепленных в пунктах 9 и 11.1 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 6 статьи 33, части 2 статьи 35 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", наблюдатели, представители средств массовой информации, аккредитованные в установленном порядке, вправе с использованием фото- и (или) видеоаппаратуры запечатлеть факт опечатывания (запечатывания) сейф-пакета и составления в отношении данного сейф-пакета акта. При этом председателю участковой комиссии следует оказать содействие указанным лицам в реализации данного права.
В случае отсутствия указанных лиц факт опечатывания (запечатывания) сейф-пакета и составления акта с использованием фото- и (или) видеоаппаратуры может быть зафиксирован членами участковой комиссии.
После этого сейф-пакет и составленный в отношении него акт помещаются в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума.
Исходя из вышеизложенного видно, что на участковой избирательной комиссией №2518 полностью соблюдена процедура работы с сейф- пакетами описанная в выписка из протокола заседания ЦИК России от 02.09.2020 N 266-1-7 "О Разъяснениях некоторых вопросов обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года", а именно:
при запечатывании сейф пакета использовалась клейкая лента, которая является неотъемлемым элементом сейф-пакета.
Факт опечатывания (запечатывания) сейф-пакета и составления в отношении данного сейф-пакета акта, подтверждается материалами дела.
В отношении каждого сейф-пакета составлялся акт, который хранился вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также незамедлительно получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.
Доводы о том, о что бюллетени не соответствуют законодательству, так же не нашел подтверждения в материалах дела. Так как требования к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов муниципальных образований в Ростовской области содержатся в Постановлении Избирательной комиссии Ростовской области от 13.08.2020 №117-14 «О формах и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области». Согласно п.1 Приложения №1 указанного постановления избирательные бюллетени изготавливаются.. . с нанесенными типографским способом.. . надписью микрошрифтом и защитной сеткой, что и было выполнено при изготовлении бюллетеней. Помимо этого, на основании п. 16 ст.63 67-ФЗ на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.
Кроме того как следует из протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, сопоставляя количество выданных бюллетеней, с количеством погашенных, признанных не действительными, и действительными бюллетенями, следует, что нарушение которые были связаны с хранением сейф-пакетов, не повлияли на результаты голосования.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Между тем административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей.
Принимая во внимание вышеуказанные законоположения, постановления Конституционного Суда Российской Федерации с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что оснований удовлетворения административных исковых требований нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии г. Шахты, участковой избирательной комиссии участка № 2518 о защите избирательных прав, признании бюллетеней недействительными, признании результатов голосования недействительными, отмене решения об итогах голосования и признании выборов несостоявшимися, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме, то есть с 20.10.2020 года.
Судья С.Е. Шам