РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2020 год г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Аксенова А.А.
при секретаре Утешевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4042/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО «Город Астрахань», Управлению муниципального имущества Администрации МО «Город Астрахань» о признании незаконным отказа и обязании,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «Город Астрахань», Управлению муниципального имущества Администрации МО «Город Астрахань» о признании незаконным отказа и обязании, указав, что он является собственником жилого дома, общей площадью 317,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке, площадью 1001 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства. Указанный земельный участок, с кадастровым номером 30:12:022092:13, предоставлен истцу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка <№> от 20.06.2006г., дополнительного соглашения к договору аренды от 04.10.2010г., договора о передачи прав и обязанностей по договору аренды от 22.04.2010г. В целях приведения в соответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка с его фактическим использованием, ФИО1 обратился в Управление муниципального имущества администрации г.Астрахани с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «садоводства» на «для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома)», однако письмом Управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 25.08.2020г. за <№> в изменении вида разрешенного использования земельного участка по <адрес> истцу отказано, поскольку на земельном участке расположен жилой дом, отвечающий признаками самовольной постройки. Считая позицию Администрации муниципального образования «Город Астрахань» не необоснованной, а указанный отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка - незаконным, немотивированным, истец вынужден обратиться в суд.
В связи с этим, просит суд признать отказ Управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань», выраженный в письме за <№> от 25.08.2020г., об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка по <адрес>, с кадастровым номером 30:12:022092:13, с «садоводства» на «для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома)» незаконным. Обязать ответчиков повторно рассмотреть заявление ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка по <адрес>, с кадастровым номером 30:12:022092:13, с «садоводства» на «для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома)», с учетом принятого решения.
В судебном заседании административный истец ФИО1 не присутствовал, извещался, его представитель по доверенности и с высшим юридическим образованием ФИО2, административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить заявленные требований.
Представители административного ответчика Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» по доверенностям и с высшим юридическим образованием ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления, просили отказать, также в суд поступили письменные возражения.
Представитель административного соответчика Администрации МО «Город Астрахань» в судебном заседании не присутствовал, извещался.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Судом установлено и подтверждено материалами административного дела, что земельный участок, с кадастровым номером 30:12:022092:13, предоставлен ФИО1 на праве аренды, на основании договора аренды земельного участка <№> от 20.06.2006г., дополнительного соглашения к договору аренды от 04.10.2010г., договора о передачи прав и обязанностей по договору аренды от 22.04.2010г. Согласно выписке из ЕГРН от 19.04.2019г. земельный участок, с кадастровым номером 30:12:022092:13 имеет площадь 1001+/-11 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства.
С 10.07.2012г. ФИО1 являлся собственником нежилого дома площадью 317,2 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, Правый берег реки Кривая Болда <адрес>.
Дополнительным соглашением от 11.06.2019г. к договору аренды <№> от 20.06.2006г., заключенным между Администрацией МО «<адрес>» и ФИО1, изменен адрес земельного участка, с кадастровым номером 30:12:022092:13 и указан адрес <адрес>.
В связи с обращением ФИО1, принято решение <№> от 19.09.2019г. Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО «<адрес>»: садовый дом по адресу <адрес> признан жилым домом.
ФИО1 27.07.2020г. в целях приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка 30:12:022092:13 с его фактическим использованием, обратился в Управление муниципального имущества администрации <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка и 25.08.2020г. ему в этом было отказано.
Из содержания отказа от 25.08.20020г. следует, что на основании постановления администрации <адрес> от <дата обезличена><№>, договора аренды земельного участка от <дата обезличена><№>, земельный участок площадью 1001 кв.м по <адрес> был предоставлен для садоводства, в порядке, установленном ст. ст. 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения), для целей, не связанных со строительством. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2020-10024922, на рассматриваемом земельном участке расположен объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером: 30:12:022092:275, который принадлежит ФИО1 на праве собственности. Учитывая, что данный объект недвижимости отвечает признакам самовольной постройки, так как возведен на земельном участке, отведенном для целей, не связанных со строительством, у управления отсутствуют правовые основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 30:12:022092:13 по <адрес>.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ (в редакции от 3.07.2016г. до 31.12.2018г.) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 25.05.2020г.), садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Таким образом, законодательство предоставляет владельцу садового земельного участка право возводить на нем как садовые так и жилые дома.
В силу ч. 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.
Статья 51.1 Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает подачу уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, введена Федеральным законом от 03.08.2018г.№ N 340-ФЗ.
Как следует из представленной выписки ЕГРН от 30.09.2019г., жилой дом площадью 317,2 кв.м. расположенный на земельном участке, с кадастровым номером 30:12:022092:13 по адресу <адрес>, год постройки 2011.
В соответствии с п.55 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. <№> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», и на основании решения <№> от 19.09.2019г. Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО «<адрес>»: садовый дом по адресу <адрес> признан жилым домом.
В соответствии со статьей 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
На основании ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений
В соответствии с данными правовыми нормами, административными ответчиками не представлены суду доказательства, подтверждающие, что жилой дом, принадлежащий ФИО1 на праве собственности, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 30:12:022092:13 по адресу <адрес>, отвечает признакам самовольной постройки, а равно, как не представлено доказательств того, что административным истцом допущено нарушения закона при возведении садового дома, перевод садового дома в жилой дом.
Напротив, в материалах дела имеются доказательства подтверждающие, что перевод садового дома в жилой осуществлен на основании решения органа местного самоуправления и при признании садового дома жилым оснований для отказа в этом Управлением по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО «<адрес>» не установлено.
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, оспариваемый отказ Управления муниципального имущества Администрации МО «Город Астрахань» <№> от 25.08.2020г. не основан на законе, что нарушает законные права и интересы административного истца и административных исковых требований подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации МО «Город Астрахань», Управлению муниципального имущества Администрации МО «Город Астрахань» о признании незаконным отказа и обязании – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления муниципального имущества Администрации МО «Город Астрахань» <№> от 25.08.2020г. в изменении вида разрешенного использования земельного участка по <адрес> с кадастровым номером 30:12:022092:13 с «садоводства» на «для индивидуального жилищного строительства (размещении индивидуального жилого дома)».
Обязать Управление муниципального имущества Администрации МО «Город Астрахань» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения прав ФИО1 путем повторного рассмотрения заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка по <адрес> с кадастровым номером 30:12:022092:13 с «садоводства» на «для индивидуального жилищного строительства (размещении индивидуального жилого дома)».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 31.12.2020г.
Судья Аксенов А.А.