УИД 91RS0002-01-2021-007742-83
Дело № 2а-4044/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20.10.2021 года г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя в составе:
председательствующего - судьи Сериковой В.А.,
при секретаре Шевкетовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым, заместителю начальника Департамента - начальнику управления градостроительной деятельности и территориального планирования ФИО2 о восстановлении срока, признании незаконным отказа, понуждении совершить определенные действия (заинтересованные лица Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым),
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административными требованиями о восстановлении срока на подачу административного искового заявления; признании незаконным отказа Администрации города Симферополя в лице Муниципального казенного учреждения Департамента архитектуры и градостроительства, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом,расположенным по адресу: <адрес>; возложении на Администрацию города Симферополя в лице Муниципального казенного учреждения Департамента архитектуры и градостроительства обязанности произвести формирование земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>
В обоснование административного искового заявления ФИО1 указал, что является собственником <адрес> дом является двухэтажным, 8-ми квартирным (многоквартирным) жилым домом. Однако, земельный участок под многоквартирным домом по настоящее время со стороны муниципального органа не сформирован, что свидетельствует о нарушении прав истца. Ввиду чего, истец неоднократно обращался в Администрацию города Симферополя с соответствующими заявлениями о формировании земельного участка, а также с просьбой сообщить почему не сформирован до настоящего времени земельный участок под многоквартирным домом и когда ответчиком будет сформирован указанный выше земельный участок, но земельный участок так и не сформирован.
В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя – адвоката Нестеренко М.Ю.
В судебном заседании представитель административного истца Нестеренко М.Ю. на удовлетворении заявленных требований настаивала, указала, что согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации земельный участок, расположенный под многоквартирным домом должен быть сформирован в разумные сроки; переходной период, действующий не территории Республики Крым с 2014 года, регулирующий земельные, имущественные и прочие отношения закончился; постановление Администрации г. Симферополя №1458 от 07.12.2015 г. «Об утверждении муниципальной программы «Совершенствование земельных отношений и повышения эффективности земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» до настоящего времени ответчиками не исполнено, срок исполнения которого – 2018 год включительно; неисполнение обязанностей со стороны ответчиков привело к нарушению прав истца, поскольку последний не может в полной мере владеть и распоряжаться принадлежащим ему недвижимым имуществом, в том числе земельным участком, что предусмотрено статьей 209 ГК РФ. Также представитель указала, что в графике работ по формированию (образованию) земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по вышеуказанному адресу, согласно постановлению Администрации г. Симферополя от 30.12.2019 № 7440 (с изменениями по состоянию на март 2021 года) значится, среди прочих, адрес многоквартирного дома как <адрес> не имеется в перечне адресов. При этом, данные, содержащиеся в ЕГРН, содержат адрес дома как <адрес>. Одновременно представитель просила восстановить срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что ответ (отказ) предоставлен истцу ДД.ММ.ГГГГ, последний обратился в Центральный районный суд г. Симферополя, который своим определением от ДД.ММ.ГГГГ вернул административное исковое заявление истцу по причине того, что заявление не подписано, в последующем истец снова обратился с административным исковым заявлением в тот же суд, но определением ДД.ММ.ГГГГ административный иск возвращен заявителю по причине того, что указанное дело подсудно Киевскому районному суду г. Симферополя.
Представитель административного ответчика - Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО3 в судебном заседании административные требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска, указав, что не усматривается в чем именно нарушено право истца со стороны ответчиков и, что в настоящее время многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> внесен в график выполнения работ на 2021-2022 гг. по разработке соответствующей документации, необходимой для формирования земельного участка. Между тем земельный участок не сформирован до настоящего времени, так как ранее к ним никто не обращался с соответствующим обращением (заявлением) о формировании земельного участка. В настоящее время заключён муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ с организацией ООО «ГЕОАЛЬЯНС» на подготовку проектов межевания территории под многоквартирными домами со сроком исполнения до конца 2021 года. Таким образом, Администрацией г. Симферополя приняты все меры по формированию земельного участка под многоквартирным домом, бездействие органа местного самоуправления не усматривается.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 КАС РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, о чем свидетельствуют выписка ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и сведения, предоставленные Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Уведомлением об отсутствии в ЕГРН сведений от 15.10.2021 г. подтверждено отсутствие сведений в ЕГРН об объекте недвижимости – земельном участке в <адрес>.
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодатель закрепил в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ.
Из ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ следует, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, законодатель подразделяет на две группы:
1) земельные участки, которые сформированы до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.) и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет;
2) земельные участки, которые не сформированы до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.).
В первом случае в качестве условия предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названо вступление в силу ЖК РФ (1 марта 2005 г.).
Во втором случае условиями предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названы формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета, что и должно происходить с земельным участком под многоквартирным, расположенным по адресу: <адрес>.
Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В связи с чем, административными ответчиками нарушены гарантированные права истца, поскольку ФИО1 лишен возможности в полной мере владеть и распоряжаться принадлежащим ему недвижимым имуществом, в том числе земельным участком, так как земельный участков не сформирован (не зарегистрирован в Госкомрегистре), а в случае, если земельный участок сформирован, то в соответствии с действующими нормами законодательства, право собственности переходит собственникам помещений (квартир) многоквартирного дома, которые владеют и распоряжаются указанным земельным участком в той мере, в которой это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи Нормы статьи 11.3 ЗК РФ).
Формирование земельного участка – «выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом №221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка» (п.1 ч.4 ст. 30 ЗК РФ).
Сформированный таким образом земельный участок служит основанием для проведения его кадастрового учета, а далее, вместе с решением органа исполнительной власти о выделении данного участка для строительства и эксплуатации здания, для государственной регистрации участка, закрепляющей его за конкретным собственником.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07.03.2019 г. № 153/пр «Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома», в частности п.2 и п.3 предусматривают, что в целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия: 1) подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома); 2) провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков); 3) представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав (далее - орган регистрации прав) прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).
С учетом требований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 3 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», определение местоположения границ земельных участков, занятых многоквартирными домами, рекомендуется осуществлять в рамках подготовки проекта межевания территории.
Пунктом 11 указанных методических рекомендаций предусмотрено, что уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.
В соответствии с Постановлением Администрации г. Симферополя №1458 от 07.12.2015 г. Об утверждении муниципальной программы «Совершенствование земельных отношений и повышения эффективности земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» результатами, оценкой планируемой эффективности является - получение кадастровых паспортов и свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. При этом, исполнение целевых показателей программы должно быть равно 100%.
Согласно пункту I указанного Постановления формирование указанных земельных участков, в соответствии с действующим законодательством, является обязанностью администрации города Симферополя.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления формируют земельные участки, занимаемые многоквартирными домами. Формирование земельных участков предусматривает выполнение в отношении земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, сведений о таком земельном участке, государственный кадастровый учет таких земельных участков.
Ввиду отсутствия данных в общем доступе, а именно на публичной кадастровой карте, земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> не сформирован до настоящего времени, что не оспаривается ответчиками и заинтересованным лицом, ФИО1 по данному вопросу обратился в адрес Главы Администрации г. Симферополя ДД.ММ.ГГГГ
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ Муниципальным казенным учреждением департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя за подписью заместителя начальника Департамента - начальнику управления градостроительной деятельности и территориального планирования ФИО2 указано, что в соответствии с постановлением Администрации г. Симферополя от 30.12.2019 г. № 7440 «Об утверждении графика проведения работ за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (с изменениями и дополнениями), работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> включены в график проведения работ по образованию земельных участков на 2021-2022 года. При этом, работы по разработке проектов межевания территории и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами осуществляются на основании муниципального контракта на данные виды работ, заключаемого в соответствии с федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с организацией, победившей в конкурсе. В настоящее время, контракт не заключен и сроки выполнения работ по формированию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом пока не известны.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в адрес Прокуратуры Республики Крым с жалобой на бездействие сотрудников Администрации г.Симферополя по не формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по вышеуказанному адресу в соответствии с Постановлением Администрации г. Симферополя РК №1458 от 07.12.2015 г. Об утверждении муниципальной программы «Совершенствование земельных отношений и повышения эффективности земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».
Жалоба последнего перенаправлена Прокуратурой Республики Крым по подведомственности и Прокуратурой г. Симферополя письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ направлена в адрес главы Администрации г.Симферополя ФИО5 для рассмотрения обращения о ненадлежащем исполнении мероприятий муниципальной программы и возможном ненадлежащем исполнении работниками администрации должностных обязанностей.
Ответом Муниципального казенного учреждения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 сообщено следующее.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С 2017 года в городе Симферополе функции по формированию земельных участков под многоквартирными домами возложены на Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя до периода 02.09.2021, поскольку на основании решения Симферопольского городского совета от 18.06.2020 №176 «о внесении изменений в решение 6-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 28.11.2014 г. №98 «О структуре Администрации г. Симферополя РК» и решение 22-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 25.06.2015 №286 «О структуре и штатной численности Администрации г.Симферополя», с 02.09.2020 г. образовался Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Симферополя и полномочия по градостроительной деятельности перешли к Департаменту архитектуры и градостроительства. В соответствии с постановлением Администрации г. Симферополя от 30.12.2019 г. № 7440 «Об утверждении графика проведения работ за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (с изменениями и дополнениями) работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> в <адрес> включены в график проведения работ по образованию земельных участков на 2021-2022 гг. Указанный график работ предусматривает следующее – на 2021 г. работы по разработке проектов межевания территории под многоквартирными домами, на 2022 г. работы по подготовке межевых планов и постановку на кадастровый учет земельных участков. При этом, информация о сроках разработки проекта межевания территории отсутствует, поскольку муниципальный контракт еще не заключен на выполнение вышеуказанных работ.
Кроме того, сообщено, что в соответствии с ч.8 ст.45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств, о чем последние имеют право заявить (обратиться) в Департамент архитектуры и градостроительства с предложением о подготовке документации по планировке территории.
В июле 2021 года ФИО1 повторно обратился в адрес главы Администрации г. Симферополя с советующим заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрацией г. Симферополя указано следующее.
В соответствии с постановлением Администрации г.Симферополя от 30.12.2019 № 7440 «Об утверждении графика проведения работ за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (с изменениями и дополнениями) работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> включены в график проведения работ по образованию земельных участков на 2021-2022 гг. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую в собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ МКУ Департамент архитектуры и градостроительства сообщило, что в соответствии с постановлением Администрации г.Симферополя от 30 декабря 2019 № 7440 «Об утверждении графика проведения работ за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (с изменениями и дополнениями) работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> включены в график проведения работ по образованию земельных участков на 2021-2022 гг.
В настоящее время заключен муниципальный контракт на проведение (выполнение) вышеуказанных работ от ДД.ММ.ГГГГ№, срок действия которого до ДД.ММ.ГГГГ.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме…
Кроме того, истец обращался в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который в соответствии с ответом от ДД.ММ.ГГГГ №К-8/4357/2 в Едином государственном реестре недвижимости (отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества – земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. По вопросу формирования земельного участка по вышеуказанному адресу необходимо обратиться в Администрацию г. Симферополя.
Согласно Федеральному конституционному закону от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в состав Российской Федерации.
В силу статьи 19 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. предусмотрено, что местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Статьей 23 указанного выше 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию.
В силу частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» процесс формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета является завершающей стадией перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом.
Анализ названной статьи позволяет сделать вывод о том, что в случае обращения собственника помещения в многоквартирном доме в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен этот дом, формирование и проведение кадастрового учета земельных участков осуществляются в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из этого исходит и Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.05.2010 года № 12-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ЕЮ. Дугенец, ФИО4 и ФИО6», говоря о том, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений; органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, рассматривается как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что предполагает необходимость формирования и проведения кадастрового учёта земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Постановлением Администрации г. Симферополя №1458 от 07.12.2015 г. Об утверждении муниципальной программы «Совершенствование земельных отношений и повышения эффективности земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым»: Целью программы является - создание муниципального фонда земель, повышение эффективности управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования городской округ Симферополь; Задачами программы являются - формирование земельных участков для предоставления в собственность бесплатно льготным категориям граждан, формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами…Ожидаемыми конечными результатами, оценкой планируемой эффективности является - получение кадастровых паспортов на 888 земельных участков. Получение свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 228 земельных участков. 100% исполнение целевых показателей программы.
Ввиду чего, формирование земельного участка (работы по подготовке документации по планировке территории) выполняются Администрацией г.Симферополя по собственной инициативе.
При этом, отказывая Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Симферополя исполняет свои обязанности на основании бюджетных ассигнований, в соответствии с заключенным муниципальным контрактом, на что и предоставлен последним отказ со ссылкой на указанное (оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ№) в проведении работ по подготовке документации по планировке территории в целях образования испрашиваемого земельного участка, что не может рассматриваться как неправомерное бездействие органа публичной власти, к чему фактически сводятся административные исковые требования ФИО1
Суд принимает во внимание то, что ФИО1 неоднократно обращался в адрес Администрации г.Симферополя.
В настоящее время заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ между МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Симферополя и ООО «Геоальянс» на выполнение работ по разработке проектов межевания территорий под многоквартирными домами (идентификационный код закупки:№), срок действия которого до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, согласно приложению № (спецификация) к техническому заданию муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ земельные участки под многоквартирными жилыми домами в соответствии с перечнем объектов, утвержденных Постановлением Администрации города Симферополя «Об утверждении графика проведения работ за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» от 30.12.2019 № 7440 (с изменениями и дополнениями) указано количество земельных участков – 655.
Вместе с тем, согласно Постановлению Администрации города Симферополя «Об утверждении графика проведения работ за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» от 30.12.2019 № 7440 (с изменениями по состоянию на 10.03.2021 г. №1085) количество объектов (улиц) указано 1117.
Между тем, муниципальный контракт не содержит в себе самого перечня объектов (улиц, адресов многоквартирных домов), по которым необходимо выполнить работы по формированию земельных участков под многоквартирными домами (выполнению работ по разработке проектов межевания территорий под многоквартирными домами), что исключает возможность определить по каким именно адресам будут проведены указанные работы по формированию земельного участка, расположенного под многоквартирными домами, а также, что именно в объектах, в количестве 655 значится <адрес>, поскольку указанное выше Постановление Администрации г. Симферополя содержит в себе количество объектов (улиц, адресов многоквартирных домов) – 1117.
При этом, представленная представителем Администрации г. Симферополя в судебном заседании заверенная копия Постановления Администрации города Симферополя «Об утверждении графика проведения работ за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» от 30.12.2019 № 7440 (с изменениями и дополнения от 10.03.2021 г. №1085) не содержит в себе полный перечень адресов.
Также, постановление Постановлением Администрации города Симферополя «Об утверждении графика проведения работ за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» от 30.12.2019 № 7440 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2021 г. №1085) содержит в себе, среди прочих, адрес многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, но согласно выписке ЕГРН, а также письму Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым улица (адрес), на которой находится многоквартирный дом значится – <адрес>, то есть многоквартирный дом имеет адрес с дробями.
Вместе с тем, суду не представлены доказательства со стороны административного ответчика того, что многоквартирному дому присвоен адрес (улица) <адрес>, что испрашивалось судом у представителя Администрации г. Симферополя.
Однако, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.11.2014 г. №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации…
Таким образом, идентифицировать какие именно адреса (улицы) многоквартирных домов значатся в работах, среди прочих, согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Администрации г.Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление Администрации г.Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении графика проведения работ за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» среди адресов, указанных в постановлении, отсутствует наименование <адрес>, однако значится <адрес>, что свидетельствует о том, ответчиками не планируется в разумные сроки проведение указанных выше работ по планировке территории в полном объеме, следовательно административный истец фактически лишен права сформировать испрашиваемый земельный участок в предполагаемый федеральным законодателем разумный срок.
Данная позиция также отображена в кассационном определении Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2020 г. по делу №56-КАД20-1-К9.
При этом, административными ответчиками не представлены какие-либо сведения о том, что до 2021 года со стороны последних предприняты какие-то мероприятия, направленные на формирование земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, что явно свидетельствует о неразумности сроков выполнения своих обязанностей.
В силу статьи 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
В соответствии со статьей 6 указанного закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
После чего, неоднократно Правительством Российской Федерации продлевалось для Крыма и Севастополя действие особых норм в сфере имущественных и земельных отношений до 1 января 2023 года, а для градостроительства - до 31 декабря 2020 года.
При этом, стоит отметить, что до 1 января 2023 года продлен срок лишь для осуществления государственной регистрации права собственности на самовольную постройку, признанную жилым домом или жилым строением на основании заключения органа местного самоуправления.
Однако согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Симферополя и ООО «Геоальянс» на выполнение работ по разработке проектов межевания территорий под многоквартирными домами работы по разработке проектов межевания территории относятся к градостроительной документации, разрабатываемой в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий, в границах элементов планировочной структуры, определенных проектом планировки территории, в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков, срок для выполнения которых предусмотрен до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, согласно п.20 разъяснений Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия)» согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Абз.2, 3 и 4 пункта 25 разъяснений Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия)» предусмотрено, что при рассмотрении дела суду надлежит выяснять, среди прочего, следует иметь ввиду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Однако, суду не представлено доказательств законности оспариваемого ФИО1 решения, а также представленные решения (в виде письменных отказов) не соответствуют нормам действующих нормативно правовых актов, что является одним из оснований к удовлетворению заявления ФИО1
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдение порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу Конституции Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1; статья 45; статья 46, части 1 и 2; статьи 52 и 53) в России как демократическом правовом государстве права потерпевших от злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба на основе принципа уважения и охраны достоинства личности и этим определяются смысл, содержание и применение соответствующих законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а реализация указанных прав защищается правосудием. Возникновение же между гражданами и государством конституционно-правовых отношений по поводу возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, обусловлено самим фактом причинения такого вреда.
Данный подход согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности, которое, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, выступает основой всех прав и свобод человека и необходимым условием их существования и соблюдения (постановления от 3 мая 1995 года N№4-П, от 15 января 1999 года №1-П, от 20 декабря 2010 года №21-П и от 14 июля 2011 года №16-П). В противном случае нарушались бы не только предписания статей 21 (часть 1), 46 (часть 1), 52 и 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющие право каждого на защиту достоинства личности, на обеспечение государством доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба, но и провозглашенный ее статьей 19 принцип равенства всех перед законом и судом. На государство возлагается обязанность предоставить эффективную поддержку гражданам, у которых в результате действий государства, причинивших ущерб, невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития.
Учитывая изложенное, а также то, что со стороны ответчиков не выполнена до настоящего времени обязанность по формированию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, то исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
В отношении восстановления сроков истцу на обращение с административным иском в суд, суд исходит из следующего.
Отказ Администрации г. Симферополя в лице МКУ Департамента градостроительства и архитектуры принят 26.04.2021 г.
19.07.2021 г. истец обратился в Центральный районный суд г. Симферополя с настоящим административным исковым заявлением, которое зарегистрировано судом 22.07.2021 г., что подтверждается соответствующей информацией, размещенной на сайте указанного суда. Определением вышеуказанного суда от 23.07.2021 г. административное исковое заявление (№9а-501/2021 (М-1809/2021) возвращено в адрес истца по причине того, что не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим на то полномочий.
После устранения недостатков истец снова обратился административным исковым заявлением в Центральный районный суд г. Симферополя. 18.08.2021 г. Центральным районным судом г. Симферополя вынесено определение, которым административное исковое заявление возвращено ФИО1 по причине того, что указанное дело подсудно Киевскому районному суду г. Симферополя.
После чего, ФИО1 26.08.2021 г. обратился в Киевский районный суд г. Симферополя с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии со ст.ст.45,46 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом должно исключаться злоупотребление процессуальными правами со стороны как участвующих в деле лиц, так и иных лиц, вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Статья 219 КАС РФ предусматривает, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку КАС РФ не содержит перечня причин, которые могут признаваться уважительными, возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае судом, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец в установленный законом срок обратился в Центральный районный суд г. Симферополя без соблюдения правил подсудности, и после незамедлительно обратился с данным административным иском в Киевский районный суд г. Симферополя, суд приходит к выводу о том, что в данном случае срок для обращения в суд подлежит восстановлению как пропущенный по уважительной причине.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,-
р е ш и л:
Восстановить ФИО1 срок для подачи административного искового заявления.
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации города Симферополя Республики Крым в лице Департамента архитектуры и градостроительства, оформленный письмом от 26.04.2021 г. №, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым в лице Департамента архитектуры и градостроительства произвести формирование земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Серикова
Решение в окончательной форме изготовлено 22.10.2021 г.