УИД 86RS0014-01-2020-001108-58
Дело № 2а-404/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года г. Урай
Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в составе:
председательствующего судьи Орловой Г. К.,
при секретаре Колосовской Н. С.,
с участием
представителя административного истца прокурора г. Урай - старшего помощника прокурора города Урай Уруймаговой Е. Н.,
представителя административного ответчика Думы города Урай - ФИО1, действующей на основании доверенности от 10.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора города Урай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Думе города Урай о признании незаконным бездействия по принятию нормативных правовых актов и о возложении обязанности принять нормативные акты,
установил:
Прокурор города Урай (далее административный истец) обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с административным иском к Думе города Урай, в котором просит признать незаконным бездействие Думы города Урай по принятию нормативных правовых актов, предусматривающих перечень должностей муниципальной службы в Думе города Урай и перечень должностей муниципальной службы в Контрольно-счетной палате города Урай, на замещение которых претендуют граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Возложить обязанность на Думу города Урай установить перечень должностей муниципальной службы в Думе города Урай и в Контрольно-счетной палате города Урай, на замещение которых претендуют граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и направить в установленный срок главе города для подписания и обнародования.
В обоснование требований административный истец указал, что проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что в муниципальном образовании городской округ город Урай в нарушение пункта 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557); пункта 9 части 1 ст. 13 Федерального закона 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», отсутствуют утвержденные муниципальными нормативными правовыми актами Перечень должностей муниципальной службы в Думе города Урай и Перечень должностей муниципальной службы в Контрольно-счетной палате города Урай, при назначении на которые граждане, и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
При этом п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557 органам местного самоуправления рекомендовано определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей до 01.09.2009.
В силу требований части 1 ст. 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» под «нормативными правовыми актами Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона понимаются, в том числе муниципальные правовые акты.
Имеющееся постановление председателя Думы города Урай от 19.02.2016 № (в ред. от 27.12.2017 №) «О перечне должностей муниципальной службы в Думе города Урай и Контрольно-счетной палате города Урай, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» не является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Следовательно, на протяжении более четырех лет в муниципальном образовании так и не приняты в установленном законом порядке нормативные правовые акты, определяющие перечни должностей муниципальной службы в Думе города Урай и в Контрольно-счетной палате города Урай, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Бездействие представительного органа местного самоуправления - Думы города Урай по противодействию коррупции в связи с неисполнением обязанности, вытекающей из пунктов 1.2 и 4 части 1 ст. 8, части 1 ст. 8.1, подпункта «в» пункта 3 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», ввиду неутверждения в установленном законом порядке соответствующих перечней должностей муниципальной службы в Думе города Урай и в Контрольно-счетной палате города Урай, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, является крайне недопустимым и требует незамедлительного принятия соответствующих нормативных правовых актов в целях недопущения фактов возможного обоснованного в данной ситуации уклонения и непредставления гражданами, претендующими, и муниципальными служащими, замещающими вышеуказанные должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
От Думы города Урай поступили письменные возражения на административный иск, в котором административный ответчик с предъявленными требованиями не согласился в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать, поясняя, что в соответствии с ч. 5 ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 32 Устава города Урай председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Постановления председателя Думы города входят в систему муниципальных правовых актов города Урай, соответственно являются муниципальными правовыми актами. Доводы прокуратуры города Урай об отсутствии в муниципальном образовании городской округ город Урай утвержденных нормативными правовыми актами перечней должностей является безосновательным. На основании ст. 13.2 Закона ХМАО №113-оз председателем Думы города Урай утверждены положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в Думе города Урай, Контрольно-счётной палате города Урай, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (постановление председателя Думы города Урай от 29.01.2016 № 1); перечень должностей муниципальной службы в Думе города Урай и Контрольно-счетной палате города Урай, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (постановление председателя Думы города Урай от 19.02.2016 №). Постановление председателя Думы города Урай от 19.02.2016 № и Постановление председателя Думы города Урай от 27.12.2017 «О внесении изменений в постановление председателя Думы города Урай от 19.02.2016 №» официально опубликованы в периодическом печатном издании – газете «Знамя» 26.02.2016 и 12.01.2018 соответственно, что является дополнительным признаком нормативности указанных актов. Кроме того, административный ответчик отмечает, что в Федеральных законах, Законах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Уставе города Урай нет прямого указания на то, что перечни должностей утверждаются правовыми актами представительного органа. В законодательных актах говорится лишь об утверждении таких перечней муниципальными правовыми актами. Бездействие со стороны Думы города Урай отсутствует, необходимый перечень должностей утвержден нормативным правовым актом председателя Думы, пробела в правовом регулировании нет, все лица, замещающие должности муниципальной службы в Думе города Урай и Контрольно-счетной палате города Урай и граждане, претендующие на замещение таких должностей, представляют сведения о доходах в установленном порядке. Права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц не нарушены.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора г. Урай Уруймагова Е.Н. административный иск поддержала по доводам, изложенным в нем, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Думы города Урай - ФИО1 с предъявленными исковыми требованиями не согласилась по доводам письменных возражений, просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Выслушав представителя административного истца – старшего помощника прокурора Уруймагову Е.Н., представителя административного ответчика Думы города Урай ФИО1, оценив представленные доказательства в совокупности, суд выяснил обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) в полном объеме и пришёл к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор правомерно обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, учитывая, что основанием для этого послужили результаты проверки, проведенной по заданию прокурора ХМАО – Югры от 27.01.2020 «О проведении проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в части обоснованности и полноты включения отдельных категорий должностей в региональные и муниципальные перечни должностей, при замещении которых служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Решение о проведении проверки в отношении Думы города Урай принято прокурором города Урай 12.02.2020, установлен срок проведения проверки с 12.02.2020 по 12.03.2020.
С настоящим административным иском прокурор города Урай обратился 10.06.2020, то есть до истечения трехмесячного срока со дня окончания проверки в отношении Думы города Урай.
12.02.2020 прокурором города Урай председателю Думы города Урай направлено требование о предоставлении в прокуратуру города Урай в срок не позднее 29.02.2020 информации и надлежащим образом заверенных копий документов, в том числе об утвержденных на период 2018 – первый квартал 2020 года перечнях должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (копии нормативных правовых актов, полные перечни указанных должностей отдельно по годам и по каждому органу).
Из ответа председателя Думы города Урай от 19.02.2020 №, следовало, что перечень должностей муниципальной службы в Думе города Урай и Контрольно-счетной палате города Урай, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден постановлением председателя Думы города Урай от 19.02.2016 № и действует в редакции постановления от 27.12.2017 №.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу положений части 1 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ»), правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Следовательно, муниципальные правовые акты включены в систему правовых актов, регулирующих вопросы муниципальной службы.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В силу ч. 1 ст. 2, ч 1 ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее также Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557) был утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять вышеуказанные сведения.
Одновременно органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 3).
Согласно части 1 ст. 15 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения).
Статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (часть 1) установлен перечень, согласно которому сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), в том числе граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1) и граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1.2)
Аналогичная правовая норма содержится в статье 13.2 Закона ХМАО - Югры от 20.07.2007 N 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», которая также предполагает наличие соответствующего перечня должностей, при замещении которых или при назначении на которые граждане и муниципальные служащие предоставляют вышеуказанные сведения.
Из смысла и содержания данной правовой нормы следует, что обязанность гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы, а также муниципального служащего по предоставлению сведений, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», возникает в случае, если замещаемая должность или должность, на замещение которой гражданин претендует, включена в соответствующий перечень, утвержденный нормативным актом.
Так, в силу ст. 4 Устава города Урай, принятого решением Думы города Урай от 25.09.2008 №80 (далее Устав города Урай) структуру органов местного самоуправления города Урай составляют: 1) представительный орган муниципального образования - Дума города Урай; 2) глава муниципального образования - глава города Урай; 3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города Урай; 4) контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Урай.
Дума города является представительным органом муниципального образования город Урай, обладает правами юридического лица, порядок организации деятельности Думы города и ее полномочия определены в статьях 18-19 Устава города Урай. Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Думы города, а также иные вопросы, связанные с организацией деятельности Думы города, определяются решением Думы города (ст. 18 Устава).
В силу ч. 1, 2 ст. 27.3 Устава города Урай Контрольно-счетным органом муниципального образования является Контрольно-счетная палата города, она является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Думой города и ей подотчетна. Порядок определения структуры, штатная численность, иные вопросы организации и деятельности Контрольно-счетной палаты города определяются Думой города.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, постановлением председателя Думы города Урай от 19.02.2016 №2 был утвержден Перечень должностей муниципальной службы в Думе города Урай и Контрольно-счетной палате города Урай, при назначении на которые и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
Обосновывая правомерность утвержденного Перечня постановлением председателя Думы города Урай от 19.02.2016 №, административный ответчик ссылается на то, что постановления председателя Думы входят в систему муниципальных правовых актов города Урай.
Между тем, в силу части 1 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1 ст. 29 Устава города Урай в систему муниципальных правовых актов города Урай входят: 1) настоящий Устав, правовые акты, принятые на местном референдуме; 2) нормативные и иные правовые акты Думы города; 3) правовые акты главы города, администрации города, иных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Из изложенной нормы следует, что только Дума города Урай вправе принимать нормативные правовые акты, что закреплено также статьей 30 Устава города Урай.
Часть 3 статьи 30 Устава города Урай устанавливает, что председатель Думы города подписывает решения Думы города Урай. Нормативный правовой акт, принятый Думой города, направляется главе города для подписания обнародования в течение 10 дней.
Согласно ч. 3 ст. 32 Устава города Урай председатель Думы города Урай издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы. В числе полномочий председателя Думы города Урай, перечисленных в ч. 2 ст. 6 Регламента Думы города Урай, принятого решением Думы города Урай от 22.05.2009 №, принятие муниципальных правовых актов, относящихся к нормативным правовым актам отсутствует. Председатель Думы города Урай в структуру органов местного самоуправления не входит (ст. 4 Устава), следовательно, полномочий на утверждение Перечня должностей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 у него нет, постановление председателя Думы города Урай от 19.02.2016 № не является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В силу вышеизложенного указанными полномочиями обладает представительный орган муниципального образования город Урай - Дума города Урай, которая в силу ч. 3 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 30 Устава города Урай вправе принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Урай, по вопросам организации деятельности Думы города, и по иным вопросам, отнесенным к её компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
До настоящего времени муниципальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления об утверждении перечня должностей муниципальной службы в Думе города Урай и Контрольно-счетной палате города Урай, на замещение которых претендуют граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не принят.
Бездействие Думы города Урай ведет к нарушению антикоррупционного законодательства, а также прав, свобод и законных интересов граждан, претендующих на замещение и замещающих должности муниципальной службы в указанных органах местного самоуправления.
Таким образом, административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению судом.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд?
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора города Урай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Думы города Урай по принятию нормативных правовых актов, предусматривающих перечень должностей муниципальной службы в Думе города Урай и перечень должностей муниципальной службы в Контрольно-счетной палате города Урай, на замещение которых претендуют граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Возложить обязанность на Думу города Урай установить перечень должностей муниципальной службы в Думе города Урай и в Контрольно-счетной палате города Урай, на замещение которых претендуют граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и направить в установленный срок главе города для подписания и обнародования.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционных жалоб, представления через Урайский городской суд.
Мотивированное решение суда составлено 02 июля 2020 года.
Председательствующий судья Г.К. Орлова