Дело №2а-404/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Гайны 28 сентября 2016 года.
Гайнский районный суд в составе председательствующего судьи Гирева М. А.,
при секретаре Еловиковой О. А.,
с участием заместителя прокурора Гайнского района Деревянко М. Л.,
представителя администрации Гайнского сельского поселения-ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Гайнского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Гайнского сельского поселения о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,
у с т а н о в и л:
Прокурор Гайнского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Гайнского сельского поселения о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка на предмет соблюдения администрацией Гайнского сельского поселения требований Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №131-ФЗ) и Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее ФЗ №8-ФЗ).
Было установлено, что на территории Гайнского сельского поселения отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела. Вместе с тем, создание такой службы указанными законами возложено на муниципальное образование, которым также определяется и порядок ее деятельности.
В соответствии со ст. 25 ФЗ №8-ФЗ, гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в РФ похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание yслуги по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ст. 29 ФЗ №8-ФЗ, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с п. п. 1,2 ст. 9 ФЗ №8-ФЗ, оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления согласно п. 2 ст. 25 указанного Закона. Супругу, близким родственникам или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела умершего на кладбище, погребение.
В силу ст. 12 ФЗ №8-ФЗ, на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах размера социального пособия на погребение, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 №1001, органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 ФЗ №8-ФЗ.
Следовательно, услуги, оказываемые специализированной организацией по гарантированному перечню, оплачиваются из бюджетных средств соответствующего муниципалитета. Специализированная служба по вопросам похоронного дела является организацией, создаваемой органами местного самоуправления для оказания гражданам ритуальных услуг, которая не вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления в сфере похоронного дела.
Постановлением администрации Гайнского сельского поселения №40 от 1.04.2008 года утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Гайнского сельскою поселения.
Согласно п. 3.2 Положения, погребение и оказание услуг по погребению на территории Гайнского сельского поселения осуществляется специализированной службой (унитарным предприятием) по вопросам похоронного дела согласно Правилам, утвержденным представительным органом Гайнского сельского поселения.
Однако, специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования отсутствуют.
Вместе с тем, действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены правом делегировать коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.
Исходя из требований законодательства РФ специализированные службы по вопросам похоронного дела могут быть созданы органами местного самоуправления в следующих организационно-правовых формах:
- муниципального унитарного предприятия (ст. 113 ГК РФ и ст. 51 ФЗ №131-Ф3); - муниципального учреждения (ст. 120 ГК РФ и ст. 51 ФЗ №131-ФЗ); - открытого акционерного общества (Федеральный закон от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципальною имущества» и ст. 51 ФЗ №131-ФЗ).
Государственная регистрация специализированных служб по вопросам похоронного дела осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ. Создание специализированной службы по оказанию ритуальных услуг органом местного самоуправления прямо предусмотрено законодательством РФ. Решение, в какой форме будет создана данная служба, относится к компетенции администрации муниципального образования в пределах предоставленных полномочий.
Возложение данной обязанности на ответчика решением суда не предопределяет способ создания ответчиком такой службы (учреждение организации муниципальной формы собственности, привлечение в установленном порядке какой-либо существующей организации для муниципальных нужд, заключение соглашения, предусмотренного абз. 1 ч. 4 ст. 15 ФЗ №131-ФЗ, или другой способ).
Отсутствие на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга родственников и близких умерших на получение гарантированных услуг по погребению.
Просят суд признать незаконным бездействие администрации Гайнского сельского поселения по организации ритуальных услуг в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Гайнского сельского поселения. Обязать администрацию Гайнского сельского поселения в срок до 01.01.2017 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, изложив доводы, указанные в иске. Дополнил, что указанные законные требования не возбраняют ответчику выполнить их, заключив соответствующие договора с МКУ Отделом ЖКХ Гайнского сельского поселения.
Представитель администрации Гайнского сельского поселения ФИО4 в судебном заседании пояснила, что против удовлетворения требований прокурора Гайнского района способом заключения соответствующих договоров с МКУ Отделом ЖКХ Гайнского сельского поселения, она не возражает.
Свидетель ФИО5, работающий директором МКУ Отдела ЖКХ Гайнского сельского поселения в судебном заседании пояснил, что действительно ни каких договоров между его предприятием и администрацией Гайнского сельского поселения не заключалось. В Уставе МКУ Отдела ЖКХ указанная в иске деятельность не прописана, деньги из бюджета поселения на эти цели организованно не выделялись, запланированы ли в бюджете поселения средства на указанные виды деятельности ЖКХ в 2016 году, он не знает.
В судебном заседании изучены материалы дела.
Суд, выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему выводу:
Согласно ст. 39 КАС РФ и п. 3 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 "О прокуратуре РФ", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Согласно ст. 25 ФЗ №8-ФЗ, гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в РФ похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 29 ФЗ №8-ФЗ, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Ст. 9 ФЗ №8-ФЗ установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 ФЗ №8-ФЗ).
При этом ст. 12 ФЗ №8-ФЗ предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Таким образом, ФЗ №8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Как следует из материалов дела, прокурорской Гайнского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела. В ходе проверки было установлено, что Администрацией Гайнского сельского поселения в нарушение требований ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ и ст. 25 ФЗ №8-ФЗ, не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению).
Согласно п. 2 ст. 1, ст. 17 ФЗ №131-ФЗ, органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и сельских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, п. 13 ч. 2 Закона Пермского края от 22 12.2014 года №416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае", к вопросам местного значения сельских поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Постановлением администрации Гайнского сельского поселения №40 от 1.04.2008 года утверждено: Положение об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Гайнского сельского поселения. Согласно п. 3.2 Положения, погребение и оказание услуг по погребению на территории Гайнского сельского поселения осуществляется специализированной службой (унитарным предприятием) по вопросам похоронного дела согласно Правилам, утвержденным представительным органом Гайнского сельского поселения. Однако, специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования отсутствуют.
В силу положений статей 14, 17 ФЗ №131-ФЗ, статей 9, 25, 29 ФЗ 8-ФЗ, именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие подобной специализированной службы на территории администрации Гайнского сельского поселения нарушает права неопределенного круга родственников и близких умерших на получение гарантированных услуг по погребению.
Руководствуясь ст., ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации Гайнского сельского поселения по организации ритуальных услуг в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Гайнского сельского поселения незаконным.
Обязать администрацию Гайнского сельского поселения в срок до 01.01.2017 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: М. А. Гирев
Копия верна: М. А. Гирев