ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-404/2018Г от 07.05.2018 Смоленского районного суда (Смоленская область)

<данные изъяты>

Дело №2а-404/2018г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Смоленск 07 мая 2018 года

Смоленский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего, судьи Рожковой Н.В.,

при секретаре Осиповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области с требованием о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома.

В обоснование иска указано, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 17.08.2016г. Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области утвержден градостроительный план земельного участка № <номер> от 21.09.2016г. Обратилась в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, к заявлению приложила схему планировочной организации земельного участка и копии правоустанавливающих документов на земельный участок. Ответом Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 20.10.2017г. № <номер> отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома, т.к. представленная схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует градостроительному плану земельного участка, где предписано, что для получения разрешения на строительство необходимо предусмотреть нормативный подъезд к земельному участку с кадастровым номером № <номер>, а указанный подъезд на схеме планировочной организации земельного участка не является нормативным. Также указано на то, что по сведениям Администрации Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области нормативный подъезд к данному земельному участку фактически отсутствует. Подъезд осуществляется по земельному участку с кадастровым номером № <номер>, который находится в собственности публично-правовых образований. Организовать проезд фактически невозможно. Согласно генеральному плану и Правил землепользования и застройки подъезд к данному земельному участку не предусмотрен. Кроме того, со ссылкой на п.3.2.2, 3.2.3 СанПин 2.1.4.1110-02, указано на то, что не представлено согласование с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Считает отказ Администрации незаконным, нарушающим права как собственника земельного участка. В выписке из ЕГРН в отношении земельного участка указано, что доступ на земельный участок обеспечен посредством земель общего пользования. Указанный подъезд фактически существует и осуществляется не по земельному участку с кадастровым номером № <номер>, а вдоль его границы с левой стороны, как и отображено на схеме планировочной организации. Просит признать незаконным отказ Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 20.10.2017г. № <номер> в выдаче разрешения на строительство жилого дома незаконным, возложить на Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области обязанность устранить в полном объеме нарушение прав, выдав разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, по адресу: <адрес>.

Определением Смоленского районного суда Смоленской области от 02 февраля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (л.д.39).

Определением Смоленского районного суда Смоленской области от 20 марта 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии (л.д.204).

Определением Смоленского районного суда Смоленской области от 13 апреля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО2 (л.д.211).

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась по неизвестным суду причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, действующая на основании доверенности со специальными полномочиями, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что к земельному участку есть подъезд - накатанная дорога, схема планировочной организации земельного участка соответствует градостроительному плану земельного участка, подъезд к земельному участку предусмотрен, обозначен на межевом плане земельного участка.

В письменных пояснениях представителем административного истца указано, что при разделе земельного участка с кадастровым номером № <номер>, кадастровым инженером, выполнявшим межевой план по разделу земельного участка, указано, что к земельному участку ФИО1 обеспечен доступ (проход или проезд) через земли общего пользования. Подъезд к принадлежащему ФИО1 земельному участку фактически используется по прямому назначению, относится к землям общего пользования. Пункт СанПин 2.1.4.1110-02, предусматривающий необходимость согласования размещения объектов в пределах второго и третьего поясов ЗСО с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора, в настоящее время не применяется (л.д.153-154).

Представитель административного ответчика Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области ФИО4, действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что к спорному земельному участку отсутствует нормативный подъезд.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что подъезд к земельному участку имеется со стороны водонапорной башни, спорный земельный участок прилегает к земельному участку, на котором расположена водонапорная башня.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим убеждениям.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного с ФИО2, является собственником земельного участка с кадастровым номером № <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, сведения о границах земельного участка внесены в ЕГРН 11.06.2015г. (л.д.15-18,19,20).

Постановлением Администрации Гнездовского сельского поселения № <номер> от <дата>, земельному участку с кадастровым номером № <номер>, принадлежащему ФИО1, присвоен адрес: <адрес> (л.д.156).

Указанный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № <номер> на два земельных участка с кадастровыми номерами № <номер> и № <номер> (л.д.119-148, электронный носитель).

В выписке из ЕГРН указано, что для земельного участка с кадастровым номером № <номер> обеспечен доступ посредством земель общего пользования (л.д.16, оборот).

Постановлением Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от № <номер> от 25.01.2016г. утвержден градостроительный план земельного участка № <номер> от 15.01.2016г. с кадастровым номером № <номер>, согласно которому земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа и усадебного типа – Ж1 (л.д.8, оборот, 11-14).

На чертеже градостроительного плана земельного участка отмечено место допускаемого размещения проектируемых зданий, сооружений, охранная зона водопровода, второй и третий пояс подземного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В п.2.2.4 градостроительного плана, указано, что для получения разрешения на строительство необходимо предусмотреть нормативный подъезд к земельному участку с кадастровым номером № <номер> (л.д.13, оборот).

Кроме того, со ссылкой на п.3.2.3 СанПин 2.1.4.1110-02 указано, что бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора (л.д.13, оборот).

ФИО1 12 октября 2017 года обратилась в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке (л.д.7).

Как следует из ответа Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 20.10.2017г. № <номер>, выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, не представляется возможным, поскольку представленная схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует градостроительному плану земельного участка № <номер> от 15.01.2016г. Градостроительным планом предписано, что для получения разрешения на строительство необходимо предусмотреть нормативный подъезд к земельному участку. Указанный подъезд не является нормативным. По сведениям главы Администрации Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области нормативный подъезд к земельному участку фактически отсутствует. Подъезд осуществляется по земельному участку с кадастровым номером № <номер>, который находится в собственности публично-правовых образований. Организовать подъезд по территории муниципального образования фактически невозможно. Согласно генеральному плану и Правилам землепользования и застройки подъезд к данному земельному участку не предусмотрен. Кроме того, не представлено согласование с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора (л.д.8-9).

В соответствии с п.5 ч.2 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство.

Согласно предписаниям ч.1 и 2 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных поименованным кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной выше статьи, либо их несоответствии требованиям закона (часть 13 этой же статьи).

По смыслу приведенных законоположений, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Как следует из материалов дела, ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что для получения разрешения на строительство необходимо предусмотреть нормативный подъезд к земельному участку с кадастровым номером № <номер>, а также не представлено согласование с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Решением Совета депутатов Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28 марта 2013 года №8 утверждены Генеральный план Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (л.д.12), согласно которым к спорному земельному участку, поставленному на кадастровый учет в установленных в соответствии с земельным законодательством границах – 11.06.2015г., подъезда не имеется (л.д.33).

Между тем, в описании границ спорного земельного участка, от т.3 до т.4 – указаны земли государственной собственности.

В т.4-т.5 земельный участок ФИО1 является смежным с земельным участком под водонапорной башней, под кадастровым номером № <номер> (материалы кадастрового дела – л.д.65-79), из описания границ земельного участка следует, что он граничит с землями Гнездовского сельского округа (л.д.73).

С южной стороны земельного участка с кадастровым номером № <номер> (собственник ФИО1), смежным к нему является земельный участок с кадастровым номером № <номер> (л.д.33).

Из материалов кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером № <номер>, границы которого согласованы Администрацией Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области 28 февраля 2002 года (л.д.52), следует, что земельный участок в точках 1-2 граничит с дорогой (л.д.53), в описании границ земельного участка от 05.09.2006г. в точках 3-4 граница проходит с землями Гнездовского с.п. (л.д.55-57).

Как следует из ответа ООО «Коммунальные системы «Гнездово», проезд к арендуемой водонапорной башне (скважине) осуществляется в пределах санитарной зоны водопровода и охранной зоны линии электропередач (л.д.32).

В ответе Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству со ссылкой на СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» указано, что в охранной зоне водопровода допускается движение автотранспорта, однако порядок эксплуатации сетей в охранных зонах при пересечении ими автомобильных дорог должен согласовываться организацией, эксплуатирующей сети водоснабжения, водоотведения, с заинтересованными организациями, а также собственниками, владельцами или пользователями земельных участков (л.д.165-166).

Как следует из письменных пояснений кадастрового инженера 6 от 02.03.2018г., минимальное расстояние между земельными участками с кадастровыми номерами № <номер> и № <номер>, составляет 4,17м., между земельными участками с кадастровыми номерами № <номер> и № <номер>, составляет 4,20м. (л.д.198,199).

Ширина проезжей части улиц и проездов принимается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.8.6 Свода правил 4.13130.2014 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013г. №288, ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее: 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13 метров включительно.

Требования к проездам, обеспечивающим доступ к жилым зданиям, регламентируется СП 42.13330.2011 (3). Согласно подп.11.5 таблицы 9 СП 42.13330.2011 (3) проезды обеспечивающие связь жилых домов, расположенных в глубине квартала с улицей должны иметь 1 полосу движения шириной от 2,75 до 3,0 м.

При таких обстоятельствах, проезд, обозначенный на схеме, подготовленной кадастровым инженером, удовлетворяет указанным требованиям.

Согласно ст.56 ЗК РФ законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

В соответствии с положениями ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться санитарные правила.

Управление Роспотребнадзора по Смоленской области действует на основании Положения, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 09 июля 2012 года № 704.

В соответствии с п.1 указанного Положения Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Управление Роспотребнадзора по Смоленской области на основании п.8.4 выдает санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные санитарным законодательством.

Статьями 18,20,26,28,42 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определен перечень оснований, при наличии которых выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.

Ранее действовавшая редакция статьи 12 указанного Закона (п.3) допускала предоставление земельных участков для строительства только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Вместе с тем данный пункт утратил силу с 21.10.2011г. на основании Федерального закона от 19.07.2011г. №248-ФЗ.

При таких обстоятельствах, отсутствуют какие-либо действующие правовые нормы, возлагающие на истца обязанность по осуществлению согласования строительства с органами Роспотребнадзора.

В силу ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

При таких обстоятельствах, отказ Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области не соответствует ст.51 ГрК РФ, из системного анализа положений которой следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке.

По представлению прокурора Смоленского района Смоленской области (л.д.200-201) в отношении земельного участка с кадастровым номером № <номер>, Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области подготовлен новый градостроительный план № <номер>, без указания на то, что для получения разрешения на строительство необходимо предусмотреть нормативный подъезд к земельному участку с кадастровым номером № <номер>, а также на необходимость согласования с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора (л.д.221-235).

При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании были установлены незаконность решения органа местного самоуправления и нарушение прав административного истца, без отмены которого невозможно восстановление и защита прав и законных интересов ФИО1, суд считает необходимым исковые требования ФИО1 удовлетворить, признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство и обязать административного ответчика Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку в материалах дела отсутствуют данные о соответствии закону представленного пакета документов, в том числе нового градостроительного плана и проектной документации, что является прерогативой уполномоченного органа.

В соответствии с ч.1,7,8 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в ч.6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, ФИО1, в установленный законом трехмесячный срок, обратилась в Промышленный районный суд г.Смоленска с административным иском об оспаривании указанного отказа, определением судьи Промышленного районного суда г.Смоленска от 15 января 2018 года, поданное заявление было возвращено в связи с его неподсудностью Промышленному районному суду г.Смоленска (л.д.23,24), после получения копии указанного определения ФИО1 24 января 2018 года обратилась в Смоленский районный суд Смоленской области с административным исковым заявлением по настоящему делу.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о своевременном принятии ФИО1 мер, направленных на реализацию права на судебную защиту, наличии уважительных причин для восстановления предусмотренного ст.219 КАС РФ срока на обращение в суд, срок подачи административного искового заявления подлежит восстановлению.

Руководствуясь изложенным и ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома, удовлетворить.

Отказ Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 20 октября 2017 года № <номер> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, по адресу: <адрес>, признать незаконным и отменить.

Обязать Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий :подпись Н.В.Рожкова

<данные изъяты>